Южное и Северное общества




Решения Московского съезда стали важным рубежом в истории дви­жения декабристов. Они свидетельствовали о дальнейших поисках правильной революционной теории и тактики; но они же свидетельст­вовали и о том, что среди декабристского лагеря наметился ряд те­чений, различия между которыми, конечно, этот съезд устранить не мог. А это предполагало ив дальнейшем острую борьбу за выбор пу­тей и средств революционного преобразования России. Решение о роспуске тайного общества должно было служить прикрытием для по­следующих попыток центра декабристского лагеря подчинить нараставшее революционное, брожение своему влиянию.

Если с умеренными попутчиками решили дело очень быстро, - те попросту с облегчением вышли из общества, то с попыткой отсечь от движения более решительных все оказалось иначе, чем думали инициаторы объявления о роспуске. Среди управ"Союза Благоденствия" заметной решительностью и революционным пылом выделялась Тульчинская управа на Юге России, среди офицеров 2-ой армии. Гла­вой ее был П.И.Пестель. Пестель к 1821 г. был убежден в необхо­димости самых решительных действий и насильственного устранения самодержавия с заменой его на республику. К этому, же времени в уме Пестеля созрела выдающаяся по своей решительности идея дикта­туры Временного революционного правительства, вся власть к кото­рому должна перейти сразу же после совершения переворота. Сме­лость этой мысли оказалась столь необычной, что она стала отпу­гивать от Пестеля и его единомышленников.- руководителей "Союза Благоденствия". Многие из декабристов стали видеть в Пестеле едва ли не претендента на роль диктатора, на роль российского На­полеона. Вот почему на Московский съезд "Союза Благоденствия" был приглашен не Пестель, а гораздо более умеренные подполковники Бурцов и Комаров. Они-то и должны были по возвращении в Тульчин объявить Пестелю и его друзьям о закрытии тайного общества, а затем уже за их спиной возродить организацию, но уже без этих “неистовых" революционеров.

В марте 1821 г. на квартире у Пестеля в Тульчине cостоялоcь совещание членов управы теперь уже бывшего "Союза Благоденствия". На совещании приехавший из Москвы Бурцов доложил о решении Московского съезда и призвал общество прекратить деятельность. Одна­ко все участники совещания встретили это сообщение бурным негодованием. Выступивший здесь же Пестель заявил о том, что собравшиеся не признают это решение съезда. Съезд, по мнению южан, пре­высил свои полномочия, поэтому они не подчиняются его решению,а свою деятельность будут продолжать. После этого Комаров и Бурцов покинули совещание, но за ними никто не последовал. Получи­лось, что не Пестель был изолирован от движения, а более умерен­ные.

Так в марте 182I г. родилось в Тульчине Южное общество, сра­зу принявшее под руководством Пестеля республиканскую програм­му и тактику военной революции. Причем Пестель здесь же настоял на необходимости цареубийства.

Вскоре после первого заседания было созвано второе, главным образом посвященное организационным вопросам. Пестель был избран председателем; он и генерал Юшневский стали директорами общест­ва. Третьим директором решено было избрать представителя петербургской организации Никиту Муравьева. Никита Муравьев в на­чальный период деятельности "Союза Благоденствия" во многом схо­дился с Пестелем, Но его решили избрать директором Южного общест­ва не только за это. Главным было то, что южане, приняв револю­ционный способ действия "посредством войск", считали» что воен­ный переворот должен начаться в столице. Только в столице можно было захватить власть. Южане, таким образом, считали совершенно необходимой организацию общества и на севере. "Без Петербурга ничего нельзя сделать", - кратко оказал на следствии В.Л.Давыдов. В связи с тем, что южане приняли тактику военной революции, они сразу же высказались за необходимость привлечения в общество новых членов. Причем новыми членами должны были быть, как правило, военные. И не вообще военные, а больше всего те, кто командовал отдельной воинской частью. Впоследствии Пестель показывал на следствии: "Общество имело желание как можно более начальников войск обратить к своей цели и принять в свой союз, особенно полковых командиров, предоставляя каждому из них действовать в своем полку, каксам наилучше найдет".

"Южное общество" быстро росло и уже скоро в нем образовалось три управы. Центральной была Тульчинская, под начальством самого Пестеля. Несколько позже возникла Васильковская управа, во главе которой стояли Сергей Муравьев-Апостол и М.Бестужев-Рюмин, переведенные сюда из Семеновского полка после восстания 1820 г.. Затем была образована Каменская управа во главе с Волконским и Давыдовым.

Организация общества на севере несколько задержалась. Дело в том, что в 1821 г. по приказу царя гвардия была выведена из Петербурга на зиму в Минскую и Витебскую губернии. И только осенью 1822 г., после возвращения гвардии в Петербург, здесь возникло "Северное общество". Его инициаторами были Никита Муравьев, С.Трубецкой, М.Лунев, Н.Тургенев, Е.Оболенский и др. Оба общест­ва сознавали себя частями одного целого, одной общей организа­ции. Оба общества, по словам Пестеля, "имели твердое намерение не иначе действовать, как вместе". Как и южане, декабристы Петер­бурга активно привлекали новых членов, горячо обсуждали планы революционного действия. Многое роднило возникшие общества, но все же полного единства, характерного для единой организации революционеров, не было. Определенный разнобой во взглядах на некоторые существенные вопросы как самого движения, так и будущего России, был следствием отсутствия единого устава и программы. В револю­ционных кругах все более отчетливо сознавали необходимость соз­дания конституционного проекта, за.осуществление которого общест­во и должно было бороться. Выходить на открытую борьбу о самодержавием можно было лишь располагая не только общими лозунгами, ликвидации самодержавия и крепостного права, но и четкой програм­мой переустройства государственного механизма страны и ее эконо­мических отношений. Нужно было ясно представлять себе, что де­лать сразу после революционного захвата власти. Жизненно необхо­дим был, следовательно, конституционный проект, утвердить кото­рый мог съезд обоих обществ. Поэтому совершенно закономерно, что за подготовку такого проекта уже вскоре после образования обществ вплотную принялись их лидеры - Пестель на юге и Н.Муравьев на се­вере, много, кстати, размышлявшие о будущей российской конститу­ции ещё в бытность членами "Союза Благоденствия". Заметим, что оба проекта должны были со временем поступить на рассмотрение съезда декабристов и только после утверждения один из них мог стать программой действия.

Плодом усилий руководителей декабристов стали знаменитые проекты - "Русская правда" Пестеля и ""Конституция" Никиты Муравьева

Воздерживаясь здесь от детального анализа этих документов, отметим все же, что эти проекты объединяло стремление покончить с самодержавием и крепостным правом. Уничтожение рабства и крепостного состояния Пестель считал "священнейшей и непременнейшей обязанностью" новой революционной власти. В полном согласии с ним Н.Муравьев писал: "Крепостное право и рабство отменяются. Раб, коснувшийся земли русской, становится свободным".

Были в проектах и серьезные расхождения. По мнению Пестеля Россия должна была стать республикой, по "конституции" Муравьева - конституционной монархией. Пестель предлагал освободить крестьян с землей, предполагая с этой целью провести частичную конфискацию помещичьих земель, по проекту же Муравьева после освобождения крестьян земли должны были остаться за помещиками. Крестьянам предоставлялись незначительные приусадебные наделы по 2 десятины на двор. Оба проекта несли на себе, печать дворянской ограниченности. Но степень этой ограниченности была различной,. революционность республиканца Пестеля была явно выше сторонника конституционной монархии Муравьева. Отметим также, что "Русская правда" была утверждена в качестве единой идеологической платформы всего "Южного общества", "Конституция" же Никиты Муравьева программой "Северного общества" не стала. Среди северян постепенно сложилась группа республиканцев во главе с К.Ф.Рылеевым, весьма критически относившимся к проекту Муравьева.

Наметившиеся идейные разногласия сильно тревожили декабристов. "Северное" и "Южное" общества все более росли количественно, все больше и больше сведений доходило до правительства о подозрительной деятельности в войсках. Долго медлить с революционным выступление было невозможно. Но нельзя было и выступать без общей идейной платформы, без организованного объединения обоих обществ. Между тем, чтобы преодолеть серьезные разногласия нужны были большие усилия. Правда, все больше северян приходили к мысли, что республика лучше конституционной монархии, но зато почти вое члены "Северного общества" сильно сомневались в необходимости пестелевского предложения провести час-


частичную конфискацию помещичьей земли. Кроме того, северяне - как сторонники конституционной монархии, так и республиканцы - решительно противились идее Пестеля установить после захвата власти диктатуру Временного революционного правительства.

Если Пестель считал, что основное переустройство России должно провести правительство, состоящее из революционеров, захвативших власть, то северяне.полагали, что преобразования в стране правомочно проводить только Учредительное собрание, избранное сразу после переворота. Иными словами, по мнению Пестеля революционеры должны были проводить преобразования и для этого установить свою диктатуру, то по мысли северян революционеры в первую очередь должны были позаботиться о созыве Учредительного собрания и передать ему власть. Северян, в связи с этими спорами, тревожила фигура самого Пестеля как будущего диктатора. Даже Рылеев находил, что Пестель "человек опасный для России".

В марте 1824 г. Пестель решает лично приехать в Петербург для
переговоров с северянами. С собою он взял текст "Русской правды". В столице немедленно начались горячие споры вокруг проектов
Пестеля, Пестель был непреклонен и требовал, чтобы "Русская правда" была признана общей программой обоих обществ. Ему не удалось
этого добиться, но споры оживили деятельность "Северного общества". Обнаружились и сторонники Пестеля среди северян. Чтобы упрочить свои позиции. Пестель решил создать из них скрытый от остальной части северян филиал Южного общества (Барятинский, Оболенский), Правда об этом филиале скоро узнали остальные северяне, и он перестал существовать. Но факт сам по себе замечательный - горячие, проповеди Пестеля находили явный отзвук. Во время пребывания Пестеля в столице говорили о том, какой, момент избрать для начала выступления. Высказывалось, в частности, предложение выступить в 1825 г. во время визита царя в Белую Церковь на смотр войск. Всем становилось ясно, что нужно было спешить с принятием общей программы. В конце концов было принято решение созвать съезд обоих обществ в 1826 г., на котором предполагалось окончательно принять общую программу. И Пестель и Никита Муравьев до этого съезда должны были окончательно доработать свои конституционные проекты. Сразу после принятия программы, в этом же 1826 году объединенное общество должно было действовать.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: