П. ПИКАССО. Торо и торерос. Тушь




23.10.21

Школа № 56,

Старшая школа, группа № 2, дополнение

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с такими понятиями, как «композиция», ее виды, а так же познакомимся с основами цветоведения, цветовым кругом.

Композиция

Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно.

Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. И действительно, если попробовать в картинах П. Брейгеля Старшего «Охотники на снегу», и В. Сурикова «Боярыня Морозова» (ил. 1-2) что-либо изменить, например размер холста, соотношение темных и светлых пятен, количество фигур, высоту линии горизонта и т. п., целостность композиции сразу разрушается, равновесие частей утрачивается.

Не случайно в качестве примеров предложено рассмотреть такие разные по живописной манере произведения. Отсутствие возможности внести изменения в законченную картину подтверждает силу действия законов и правил композиции.

Рис.1

Питер Брейгель старший «Охотники на снегу»

Рис.2

В.Суриков «Боярыня Морозова»

Восприятие произведения во многом зависит от его композиции. «Композиция» означает один из основных элементов изобразительной грамоты, по которому строится и оценивается произведение искусства.

Композиция может быть построена в форме круга, квадрата, прямоугольника, треугольника. В ней могут быть использованы такие средства, как симметрия или асимметрия, статика или динамика, нюанс или контраст цвета, форм, фактур, ритм элементов. А что такое элементы композиции? Это цвет, форма, объем, фактура, линии.

Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая, статичная композиция. Основные направления линий стягиваются к центру («Троица ветхозаветная»).

А.Рублев Троица ветхозаветная

 

Если в живописи композиция помогает передать иллюзию пространства, его глубину, то в народном и декоративно-прикладном искусстве художник композиционными приемами, наоборот, стремится подчеркнуть объем или плоскость украшаемого объекта.

 

Гжель, Кувшин и чашка

Хохлома, Объемный сосуд

Обратите внимание на композиционные приемы народного орнамента в изделиях исконно русских промыслов. Пластически-ритмический принцип является основой гармонии в изделиях Хохломы, Гжели, Городца, Павловского Посада и других традиционных центров. Т.е элементы композиции – одни и те же растения, животные и др. периодически повторяются в изображениии. Повторение одних и тех же элементов в композиции через определенные промежутки называется ритмом.

В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность.

Древнегреческая живопись. Геракл и Тритон, окруженные танцующими нереидами

Свойство декоративной композиции – декоративное преображение любой натуры, выделение нарядности, красочности, орнаментальности окружающего мира, соблюдение определенной меры условности изображения.

Композиция каждый раз ставит перед художником сложные вопросы, ответы на которые должны быть точными, оригинальными, неповторимыми.

В композиции важно все – масса предметов, их зрительный «вес», размещение их на плоскости, выразительность силуэтов, ритмические чередования линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения на изображаемое, распределение светотени, цвет и колорит картины, позы и жесты героев, формат и размер произведения и многое другое. В композиции любого художественного произведения всегда есть композиционный центр, «акцент» композиции, то, на что мы сразу обращаем внимание. Например, ветка дерева на переднем плане в пейзаже, ярко решенный необычный цветок в росписи кувшина, оригинальный пояс в платье и т.д. Все остальные части композиции, ее элементы, должны подчиняться главному, быть выдержаны в том же стиле.

Запомните:

– ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;

– части не могут меняться местами без ущерба для целого;

– ни один новый элемент не может быть присоединен к композиции без ущерба для целого.

 

Правило передачи движения в композиции:

– если на картине используются одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным;

– эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом;

– для передачи движения следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.

 

П. ПИКАССО. Торо и торерос. Тушь

 

 

Правило передачи покоя в композиции:

– если на картине отсутствуют диагональные направления;

– если перед движущимся объектом нет свободного пространства;

– если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия;

– если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной.

 

Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами. Например, симметрично устроены фигура человека, бабочка, снежинка и многое другое. Симметричные композиции – статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены.

В. ВАСНЕЦОВ. Богатыри

 

В асимметричной композиции иногда равновесие совсем отсутствует, если смысловой центр находится ближе к краю картины.

 

 

 

На этой картинке предствлены две композиции в симметричном решении и асимметричном. Это пример.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: