Методические подходы к анализу внешней среды




 

Анализ среды осуществляется с целью эффективного использования всех ресурсов предприятия. Достичь положительных результатов хозяйствования можно не только путем решения проблем, но и путем использования возможностей [3].

Для анализа проблем и возможностей организации в условиях воздействия внешних и внутренних факторов, используют SWOT - анализ [3].- анализ может быть просто понят как экспертиза внутренних сил и слабостей организации и возможностей и угроз внешней среды.- анализ используется как общий инструмент исследования на предварительных стадиях принятия решений. Варианты его применения достаточно большие.

Силы - преимущества организации.

Слабости - недостатки организации.

Возможности - факторы внешней среды, использование которых создает преимущества организации на рынке.

Угрозы - факторы, которые могут потенциально ухудшать положение организации на рынке.

Чтобы быть наиболее эффективно используемым, SWOT - анализ должен быть приспосабливаемым. Ситуация на рынке очень динамичная, поэтому и анализ должен проводиться довольно часто, исходя из необходимости оценки рыночной ситуации. SWOT - анализ не является ни громоздким, ни отнимающим много времени и эффективен из - за своей простоты. Грамотное использование SWOT - анализа может помочь предприятию в формировании рыночной стратегии развития.

Ситуация на рынке очень динамичная, поэтому и анализ должен проводиться довольно часто, исходя из необходимости оценки рыночной ситуации. Изменение внешней среды, в которой приходится действовать российским предприятиям, ставит их в еще более сложную ситуацию. Обострение конкурентной борьбы на насыщенном рынке повышает степень неопределенности, а значит, появляются непредсказуемые факторы риска.

Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее - установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации [1].

Сначала, с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список её слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей. После того как составлен конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними.

Для установления связей составляется этих связей составляется матрица SWOT. В Приложении представлены факторы, по которым ведется анализ среды.

Для успешного применения методологии SWOT-анализа окружения организации важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет каждой из выявленных возможностей.

При анализе состояния внешней среды особое внимание уделяется анализу рынков, уровня конкуренции и технологий. Анализ работы предприятий конкурентов строится по такой же схеме, как и собственное производство. Данный подход дает полную картину сравнительного анализа.

В практике используют разные виды анализа и его комбинации. Так, различают анализ, проводимый исключительно на базе прошлой фактической информации (анализ фактов), на базе информации, ориентированной в прошлое и будущее (анализ событий и отклонений), на базе будущей информации (анализ планируемых показателей). Анализ отклонений является частью процесса контроля; анализ планируемых показателей служит для оценки планов и выбора новых альтернатив. [5]

На практике сформировались специфические методы анализа, объектами которых могут быть как отдельные группы и процессы, так и целые отрасли. К наиболее популярным методам анализа относятся: функционально-стоимостной анализ. При данном методе объектом анализа чаще всего служат продукты, продуктовые группы и производственные процессы. Стоимостной анализ позволяет минимизировать затраты на производство продукции. При использовании данного анализа на предприятии должна быть отлажена не только финансово-аналитическая группа, но и маркетинговые службы.

Бенчмаркинг. Данный метод представляет собой процесс точного измерения и сравнения всех операций по разработке и внедрению продуктов мирового класса, как на собственном предприятии, так и у конкурентов. Объектом анализа являются продукты и их компоненты, функции и процессы на предприятии, связанные с производством, разработкой и сбытом продукции. При этом анализе происходит сравнение «лучших из лучших» в данной области, сегменте рынка, сфере бизнеса. Обнаружение недостаточной эффективности выполнения тех или иных функций и итогового результата деятельности предприятия - цель такого анализа. Совокупность функций чаще всего представляется как цепочка процессов создания стоимости, которая в начале и конце увязывается с деятельностью партнеров по рынку [8].

Анализ полей бизнеса. Анализ воздействия рыночных стратегий на прибыль, который проводится как для предприятия в целом, так и для каждого из его направлений. При данном анализе учитывается не только поток денежной массы, но и показатели возврата инвестиций на капитал, ликвидности, финансовой устойчивости.

Классический сравнительный анализ. При данном анализе сопоставляются технико-экономические и финансовые показатели собственного предприятия с предприятиями конкурентами. Сравнение может относиться к конкретному периоду и быть статичным во времени.

Сравнительный отраслевой анализ. Анализ показателей предприятий одной отрасли. Например, оборот, производительность труда, рентабельность и т.д.

Количественный анализ состояния внешней среды базируется преимущественно на абсолютных, относительных показателях и индексах и представляется виде аналитических таблиц и графиков.

Как правило, фирмы предпочитают использовать несколько видов анализа одновременно.

Общая цель прогноза состояния внешней среды - создать надежные основы для планирования собственного будущего развития бизнеса, поскольку развивающиеся системы, коим и является любой бизнес, должны всегда учитывать состояние внешней среды.

Специальная цель - выявить шансы и риски предприятия и его развития во внешней среде.

Возможности классификации прогнозов состояния внешней среды связаны с видом и величиной исследуемой области, видом исследуемых продуктов (переменных), с процессами сбора и обработки информации.

Еще одним из разновидностей анализа в управлении экономикой как отдельных фирм, так и целых территорий (городов, регионов) и даже стран в последние десятилетия является STEP-анализ.является аббревиатурой названия таких факторов: социальных (S - social), технологических (Т - technological), экономических (Е - economic), политических (Р - political).

Иногда STEP-анализ еще называют PEST-анализом, но по сути - это одно и то же.

Основные положения STEP-анализа:

стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть достаточно системным, так как все они тесным и сложным образом взаимосвязаны

нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее.

STEP-анализ не является общим для всех организаций, так как для каждой из них существует свой особый набор ключевых факторов.

В проведении STEP-анализа существуют некоторые этапы, которых необходимо придерживаться. А именно:

Разработка перечня главных стратегических факторов, которые имеют высокую вероятность реализации и воздействия на функционирование предприятия.
- Оценка важности каждого события для данного предприятия путем присвоения ему определенного веса от единицы (важнейшее) до нуля (незначительное). Сумма весов должна быть равна единице, что обеспечивается нормированием.

Оценка степени влияния каждого фактора-события на стратегию предприятия по 5-ти балльной шкале: «пять» - сильное воздействие, серьезная опасность; «единица» - отсутствие воздействия, угрозы.
- Определение взвешенной оценки путем умножения веса фактора на силу его воздействия и подсчитывание суммарной взвешенной оценки для данного предприятия.анализ вполне можно рассматривать как вариант системного анализа, т. к. факторы, которые относятся к перечисленным четырем аспектам обычно тесно взаимосвязаны и характеризуют различные иерархические уровни общества, как системы. STEP-анализ помогает изучить «поведение» внешней среды только в том случае, если адекватно и объективно оценивать воздействие на организацию всех четырех факторов.

В итоге 1 главы можно сделать следующие выводы:

) любой бизнесмен (предприниматель) должен учитывать внешнее окружение в целом, поскольку организация является открытой системой, зависящей от взаимообмена вводимыми ресурсами и результатами деятельности с внешним миром.

) факторы, оказывающие немедленное влияние на организацию, относятся к среде прямого воздействия; все другие - к среде косвенного воздействия.

) все факторы внешнего окружения взаимозависимы и взаимодействуют между собой. Под сложностью внешнего окружения понимаются число и разнообразие внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать. Подвижность среды характеризуется скоростью, с которой в среде происходят изменения. Неопределенность среды является функцией имеющегося по конкретному фактору количества информации и уверенности в достоверности этой информации.

) организации должны быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям внешнего окружения, чтобы обеспечить выживание и достижение поставленных целей.

 

2.
Организационно-экономическая характеристика предприятия

 

Общество с ограниченной ответственностью «Советская агрофирма» (ООО «Советская агрофирма») учреждено на базе птицеколхоза «Немдинский» в 2001 году в соответствии с действующим на территории РФ законодательством.

Предприятие является юридическим лицом и действует на основании устава и законодательства РФ.

Место нахождения Общества:

Кировская область, г. Советск, п. Новый

Главная цель предприятия - получение прибыли.

Основные цели предприятия:

1) поддержание прибыльности и стабильности бизнеса;

2) сокращение затрат;

) рост эффективности производственной деятельности;

) постоянное улучшение качества производимой продукции.

Высшим органом, определяющим стратегию предприятия, является общее собрание участников общества. Каждый участник общества имеет на общем собрании участников общества число голосов, пропорционально его доле в уставном капитале общества, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об обществе с ограниченной ответственностью».

Тактические задачи решает генеральный директор. Структура управления - линейно-функциональная, директор несет всю полноту власти и ответственности. Основными структурными подразделениями являются зооветеринарная служба, финансово - экономическая, инженерно - энергетическая, лаборатория. Все подразделения возглавляются опытными квалифицированными работниками.

Начальник цеха осуществляет взаимодействие с главными специалистами предприятия, непосредственно подчиняются генеральному директору.

Воспроизводство птицы ведется путем инкубации яиц в инкубаторах и обеспечивает круглогодовое получение цыплят. Хозяйство покупает инкубационные яйца и выводит цыплят в своем инкубаторе, производит в год 96 млн. штук яиц и 300-350 тонн мяса. Большая часть произведенных яиц и мяса - 80% - реализуется в предприятии «Торгптица» г. Кирова, остальные в городе Советске и близлежащих районах.

 

Таблица 1 - Основные экономические показатели деятельности ООО «Советская агрофирма»

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г. к 2010 г., %
Выручка от реализации, тыс. руб.       170,7
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.       155,3
Затраты на 1 руб. реализованной продукции, руб. 0,96 0,92 1,05 109,4
Среднесписочная численность работников, чел.       95,9
в том числе производственного персонала       95,7
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. 3473,5 6971,5   331,1
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. 19023,5 22485,5   168,2
Выработка, тыс. руб. / чел. 307,1 505,4 547,4 178,2
Фондовооруженность, тыс. руб. / чел. 21,1 45,0 69,7 330,3
Фондоотдача, руб. 14,6 11,2 7,5 51,4
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, оборотов 2,7 3,5 2,7 100,0
Продолжительность 1 оборота, дней 133,3 102,8 133,3 100,0
Прибыль (+), убыток (-) от реализации продукции, тыс. руб.       в 5,2 раза больше
Прибыль (убыток) в расчете на 1 работника, тыс. руб. 12,3 40,6 67,4 в 5,5 раз больше
Прибыль (убыток) в расчете на 1 оборот оборотных средств, тыс. руб. 786,7 1880,6 1736,7 220,7
Уровень рентабельности: - производства, % - реализованной продукции, % - совокупного капитала, % 4,4 4,2 9,4 9,2 8,4 22,3 14,7 12,8 24,4 - - -

 

Анализ деятельности предприятия показывает, что почти по всем показателям экономической деятельности достигнуты положительные результаты:

- рост выручки. Причем темпы роста выручки выше, чем темпы роста затрат производства (себестоимости);

- в 3,3 раза возросла среднегодовая стоимость основных фондов и на 68% - оборотных;

в 4 раза увеличилась фондовооруженность;

увеличение коэффициента оборачиваемости оборотных средств и снижение длительности одного оборота в 2011 г. свидетельствуют об усилении деловой активности предприятия;

увеличилась прибыль и повысилась рентабельность.

Несколько портят общую положительную «картину» деятельности предприятия такие показатели:

- рост затрат на 1 рубль реализованной продукции (на 9,4%);
- снижение численности работников;

- и почти на 50% снизилась фондоотдача.

Таким образом, предприятие работает в целом стабильно, наращивая мощности, что свидетельствует о наличии потенциала развития. Рассматриваемое предприятие имеет в наличии необходимые ресурсы для осуществления производства и реализации сельскохозяйственной продукции, в частности, яйца и мяса птицы. Почти по всем ресурсам предприятия отмечается их увеличение: численность работников, среднегодовая стоимость основных и оборотных фондов. Эффективность использования этих ресурсов увеличивается.

Более подробный анализ использования трудовых ресурсов предприятия представлен в таблице 2.

 

Таблица 2 - Трудовые ресурсы организации и эффективность их использования

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г. к 2011 г., %
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.       170,7
2. Среднесписочная численность работников, чел.       95,9
3. Отработано работниками за год, тыс. чел.-час. 324,8 300,8 332,6 102,4
4. Производительность труда 1 работника, тыс. руб. 156,0 260,4 260,0 166,7
5. Трудоемкость, чел.-час/руб. 0,006 0,004 0,004 66,7
6. Чистая прибыль, тыс. руб.       123,9
7. Получено прибыли, тыс. руб.:        
  - на 1 работника 11,1 9,5 14,3 128,9
  - за 1 чел.-час. 0,06 0,06 0,09 150,0

 

Данные таблицы 2 свидетельствуют об эффективном использовании трудовых ресурсов. Так, производительность труда увеличилась на 66,7%, несмотря на снижение общей численности работников.

Обусловлен рост производительности тем, что выручка увеличилась быстрее (на 70,7%), чем возросли затраты труда (на 2,4%).

Полученная чистая прибыль (+ 23,9%) обеспечила рост прибыли на 1 работника (на 28,9%) и на единицу затрат (+ 50,0%).

В таблице 3 дан анализ динамики численности персонала, его структура и состав.

Как видно из показателей, за рассматриваемый период произошло снижение численности производственного персонала (на 5,7%) и увеличение - непроизводственного (на 13,3%). Наиболее существенное увеличение отмечается специалистов (+ 23,5%). Это объясняется повышением роли менеджмента на предприятии, зависимостью состояния производственной базы от своевременного принятия решений специалистами.

 

Таблица 3 - Динамика численности работников, их состава и структуры

Категории работников 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г. к 2010 г., %
  чел. % к итогу чел. % к итогу чел. % к итогу  
Весь персонал   100,0   100,0   100,0 95,9
В том числе: 1. Производственный персонал 1.1. Рабочие 1.2. Служащие в том числе: 1.2.1. Руководители 1.2.2. Специалисты 2. Непроизводственный персонал 157 104 28 8 17 15 91,3 60,5 16,3 4,7 9,8 8,7 147 94 25 8 20 15 90,7 58,0 15,4 4,9 12,3 9,3 148 94 24 9 21 17 89,7 57,0 14,5 5,5 12,7 10,3 94,3 90,4 85,7 112,5 123,5 113,3

 

В структуре персонала существенных изменений не произошло: преимущественная доля рабочих (более 50%), далее служащие, удельный вес которых немного сократился (с 16,3% в 2010 г. до 14,5% в 2012 г.). Немного увеличилась и доля руководителей.

Численность непроизводственного персонала растет и удельный вес этих работников в общем составе персонала то же увеличился, так как реализация продукции осуществляется, в том числе, и через свой собственный магазин и обеспечение магазина квалифицированным - это эффективный сбыт.

 


Таблица 4 - Анализ движения персонала

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г. к 2010 г., %
         
Списочная численность на начало года, чел.       98,8
Принято в течение года       61,7
Выбыло в течение года       100,0
В т.ч. уволено по собственному желанию, за нарушения труд. дисциплины и др нарушения       153,3

 

Показатели движения персонала свидетельствуют о недостаточно стабильной работе персонала. Важно отметить несколько негативных моментов. В первую очередь, это увеличение коэффициента текучести кадров (на 4,1%) и снижение коэффициента оборота по приему (на 35,5%).

Важным ресурсом являются основные фонды предприятия. Расчеты показателей эффективности использования основных средств предприятия (фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность) представлены в таблице 5.

 

Таблица 5 - Использование основных фондов ООО «Советская агрофирма»

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г. к 2010 г., %
Выручка от реализации продукции, тыс. руб.       170,7
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. 3473,5 6971,5   331,1
Среднегодовая численность работников, чел.       95,9
Фондовооружённость 21,1 45,0 69,7 330,3
Фондоотдача, тыс. руб. 14,6 11,2 7,5 51,4
Фондоёмкость, тыс. руб. 0,07 0,09 0,13 185,7
Чистая прибыль, тыс. руб.       123,9
Рентабельность основных производственных фондов, % 55,0 22,2 20,5 -

 


Как видно из показателей таблицы 5, увеличение среднегодовой стоимости основных производственных фондов более чем в 3 раза способствовало росту фондовооруженности на предприятии (в 3,3 раза). Но эффективным использование основных средств считать нельзя. Так, увеличилась фондоемкость (на 85,7%) и, наоборот, снизилась фондоотдача и в 2012 г. по сравнению с 2010 г. она составила 48,6%.

Кроме этого, рентабельность основных средств то же снизилась (с 55,0 до 20,5%) Это значит, что на предприятии хозяйствование с основными средствами осуществляется неэффективно.

 

Таблица 6 - Состав и структура основных производственных фондов ООО «Советская агрофирма», на конец года

Виды основных фондов 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г. к 2010 г., %
    тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу  
1. Производственные основные фонды (ОПФ) - всего, в т.ч.: 3122,3 100,0 10820,7 100,0   100,0 390,0
1.1. Здания 1786,0 57,2   56,3   56,4 384,8
1.2. Сооружения 234,2 7,5   7,3   7,4 382,6
1.3. Машины и оборудование 483,9 15,5 1817,9 16,8   17,1 431,5
1.4. Транспортные средства 602,6 19,3   20,1   18,6 375,0
1.5. Инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь 15,6 0,5 54,1 0,5   0,5 391,0
2. Из состава ОПФ:              
2.1. - активная часть 1102,1 35,3   37,0   36,2 400,1
2.2. - пассивная часть 2020,2 64,7   63,0   63,8 384,5

 

Показатели таблицы 6 свидетельствуют о том, что на предприятии активно растет стоимость основных производственных фондов. Рост по всем элементам основных фондов более чем в 3 раза.

В составе основных средств преобладающими являются здания (их доля колеблется в пределах 56 - 57%%). На втором месте в составе основных средств - транспортные средства. Их доля за рассматриваемый период немного снизилась (с 19,3% в 2010 г. до 18,6% в 2012 г.).

Положительной тенденцией можно назвать увеличение доли активной части основных производственных фондов предприятия, хотя и незначительно (+ 3,9%).

Движение основных фондов предприятия отражено в таблице 7.

 

Таблица 7 - Движение и техническое состояние основных фондов ООО «Советская агрофирма»

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г. г. к 2010 г., %
1. Балансовая стоимость основных фондов на начало года, тыс. руб. 3824,7 3122,3 10820,7 282,9
2. Ввод в действие новых основных фондов, тыс. руб. 1021,0 8002,0 1745,2 170,9
3. Выбыло основных фондов, тыс. руб. 1723,4 303,6 388,9 22,6
4. Стоимость основных фондов на конец года, тыс. руб. 3122,3 10820,7   390,0
5. Амортизация основных фондов, тыс. руб.       581,9
6. Коэффициент обновления 0,29 1,1 0,15 51,7
7. Коэффициент выбытия 0,50 0,04 0,03 6,0
8. Коэффициент износа 0,29 1,0 0,60 206,9
9. Коэффициент годности 0,71   0,40 56,6

 

Показатели движения основных производственных фондов свидетельствуют о значительных изменениях. Особенно существенными эти изменения были в 2011 г., когда коэффициент обновления превысил 1, то есть обновился весь фонд. Но в целом за рассматриваемый период и коэффициент обновления и коэффициент выбытия снизились. Это значит, что на предприятии велась политика увеличения иммобилизованных ресурсов. Коэффициент износа существенно увеличился, что подтверждает проводимую руководством политику. На предприятии есть средства, которые и создают обновленную производственную базу.


Таблица 8 - Состав и структура оборотных средств ООО «Советская агрофирма» на конец года

Группы оборотных средств 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г. к 2010 г., % тыс. руб.
    тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу  
1. Оборотные производственные фонды - всего, в т.ч.: 15020,9 81,4 18728,3 75,0   76,0 152,3
1.1. Производственные запасы 9223,1 50,0 11412,3 45,7   43,5 141,9
1.2. Незавершенное производство   21,7   19,1 6651,3 22,1 165,7
1.3. Расходы будущих периодов 1783,8 9,7   10,2 3143,7 10,4 176,2
2. Фонды обращения - всего, в т.ч.: 3432,3 18,6 6242,7 25,0   24,0 210,5
2.1. Денежные средства в кассе и на счетах в банке 198,5 1,1 308,7 1,2 475,5 1,6 239,5
2.2. Готовая продукция на складе 2008,4 10,9 2744,7 11,0 3008,2 10,0 149,8
2.3. Дебиторская задолженность 1225,4 6,6 3189,3 12,8 3742,3 12,4 305,4
  Итого оборотных средств 18453,2 100,0 24971,0 100,0   100,0 163,2

 

Анализ данных таблицы 8 позволяет нам сказать, что на конец периода остатки оборотных средств в стоимостном выражении за рассматриваемый период увеличились на 63,2%, причем темпы роста стоимости фондов обращения выше, чем оборотных производственных фондов (210,5 и 152,3% соответственно).

В составе оборотных средств по-прежнему наибольшая доля приходится на оборотные производственные фонды: в 2010 г. - 81,4%, в 2010 г. - 75%, в 2012 г. - 76,0%. А среди них - производственные запасы, которые составляют 50 и чуть меньше%.

В составе фондов обращения наиболее существенно изменилась доля дебиторской задолженности, которая в сумме возросла более чем на в 3 раза.

Использование оборотных средств предприятия представлено в таблице 9.

бизнес внешний бенчмаркинг агрофирма

Таблица 9 - Использование оборотных средств ООО «Советская агрофирма»

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г. к 2010 г., %
Выручка от реализации продукции, тыс. руб.       170,7
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. 19023,5 22485,5   168,2
Коэффициент оборачиваемости, оборотов 2,7 3,5 2,7 100,0
Длительность одного оборота, дней 133,3 102,8 133,3 100,0
Коэффициент закрепления 0,4 0,3 0,4 100,0
Чистая прибыль, тыс. руб.       123,9
Рентабельность оборотных средств, % 10,0 6,9 2,7 -

 

Анализ данных таблицы 9 позволяет сказать, что на предприятии произошел рост стоимости оборотных средств на 68,2%.

Однако, использование оборотных средств нельзя назвать эффективным. Об этом свидетельствует увеличение коэффициента оборачиваемости в 2011 г., а в 2012 г. он остался на уровне 2010 г. Длительность оборота изменилась аналогично: снижение длительности оборота в 2011 году и рост до уровня 2010 г. в 2010 г.

Финансовое состояние - это сложная экономическая категория, отражающая на определённый момент состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию.

Финансовые результаты производства и продаж являются одними из важнейших в оценке деятельности организации. В качестве показателей финансовых результатов рассматривают прибыль (убыток) и рентабельность.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: