МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное
Образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Кафедра Журналистики
УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой_________ Щеголькова О.В. Протокол №____от «__________» 20____г. |
Болдырева Татьяна Владимировна
УЧЕБНАЯ (РАБОЧАЯ) ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Политическая коммуникация
Направление подготовки
031600.62 Реклама и связи с общественностью
Профиль подготовки
«Реклама и связи с общественностью в государственном и муниципальном управлении», «Реклама и связи с общественностью в политике», срок обучения – 4 года
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Председатель УМК _______________/______________ |
Самара, 2014 г.
Цели и задачи дисциплины
Цели дисциплины: формирование теоретико-методологического базиса изучения следующих за курсом основ теории коммуникации социально-коммуникационных и профессиональных дисциплин; освоение социокоммуникативного категориального аппарата, общих закономерностей, сходств и различий видов, уровней, форм коммуникации, являющихся необходимым условием успешной деятельности современного специалиста в сфере маркетинговых коммуникаций; понимание возможностей практического приложения социальной коммуникации, ее взаимосвязи с жизненной средой.
Задачи изучения дисциплины:
в области коммуникационной деятельности:
– дать представление о принципах построения эффективной коммуникационной инфраструктуры организации;
– подготовить к планированию и осуществлению внутренней и внешней коммуникации, в том числе с государственными службами, общественными организациями, коммерческими структурами, средствами массовой информации в различных видах, формах и по различным моделям;
в области рыночно-исследовательской и прогнозно-аналитической деятельности:
- развить навыки участия в организации и проведении социологических исследований с целью составления прогноза развития сферы деятельности организации;
- сформировать умение собирать и систематизировать научно-практическую информацию, касающуюся актуальных методов построения и корректировки внешних и внутренних коммуникаций организаций, в том числе с использованием информационных технологий;
- выработать навыки составления аналитических записок, обзоров и отчетов по результатам проведения коммуникационного аудита.
2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла и читается во 2 и 3 семестре. Содержание курса базируется на материале, освоенном ранее в курсах: «Русский язык и культура речи», «Общая и профессиональная риторика», «Отечественная история», «Основы социального государства». Дисциплина «Основы теории коммуникации» опирается на результаты формирования в предыдущих курсах следующих компетенций:
ОК-2 - умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
ПК-5 - владеет основами речи, знает ее виды, правила речевого этикета и ведения диалога, законы композиции и стиля, приемы убеждения;
ПК-6 - обладает базовыми навыками создания текстов и документов, используемых в сфере связей с общественностью и рекламы, владеет навыками литературного редактирования, копирайтинга;
ОК-9 - умеет использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально значимые проблемы и процессы;
ОК-1 - способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны.
Для освоения дисциплины студент должен
знать: виды, средства, формы и модели коммуникации в рыночной среде; основные теоретические подходы к коммуникации как социальному явлению, структуру, функции и важнейшие характеристики коммуникативного процесса;
уметь: вычленять из комплексного коммуникативного процесса отдельные коммуникативные акты, анализировать их по всем возможным критериям типологизации, собирать и систематизировать научно-практическую информацию по теме исследований в области связей с общественностью и рекламы;
владеть: методологическим базисом изучаемой дисциплины, определять соотношение теории коммуникации со смежными науками, иметь представление о специфике коммуникативных процессов в современном обществе, о свойствах и характеристиках информационного общества; иметь представление о едином методологическом базисе прикладных коммуникативных технологий, о подходах к эмпирическим исследованиям коммуникации и об эффективных приемах и методах профессиональной массово-коммуникативной деятельности.
Овладение в процессе обучения знаниями, умениями, профессиональными компетенциями обеспечит эффективность изучения таких дисциплин, как «Социология массовых коммуникаций», «Психология массовых коммуникаций», «Теория и практика массовой информации», «Основы интегрированных коммуникаций (рекламы и связей с общественностью)», «Политическая коммуникация».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
профессиональные (ПК):
– способность осуществлять под контролем профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в государственных, общественных, коммерческих структурах, средствах массовой информации, в социальной сфере, сфере политики, экономики, производства, торговли, науки, культуры, спорта (ПК-1);
- владение знаниями и навыками работы в пресс-центрах, пресс-службах, в отделах печати, средствах массовой информации (ПК-2);
- способность под контролем планировать и осуществлять коммуникационные кампании и мероприятия (ПК-3);
- обладание базовыми навыками создания текстов и документов, используемых в сфере связей с общественностью и рекламы, владеет навыками литературного редактирования, копирайтинга (ПК-6);
- обладает базовыми навыками медиапланирования (ПК-8);
- обладает базовыми навыками общения, умением устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения, деловые отношения с представителями различных государственных, финансовых, общественных структур, политических организаций, СМИ, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами (ПК-9);
- способностью обсуждать профессиональные проблемы, отстаивать свою точку зрения, объяснять сущность явлений, событий, процессов, делать выводы, давать аргументированные ответы (ПК-10);
- способностью проводить исследования в конкретной предметной области, понимать результаты экспериментальных и наблюдательных способов проверки научных теорий (ПК-11);
- способностью реализовывать знания в области рекламы и связей с общественностью как сферы профессиональной деятельности (ПК-12);
- владением навыками работы в отделе рекламы, маркетинговом отделе, отделе по связям с общественностью, в рекламном агентстве (ПК-13);
- умением осуществлять рекламные, информационные и пропагандистские кампании и мероприятия (ПК-14).
При формировании обозначенных компетенций должны быть получены следующие образовательные результаты:
а) профессиональные, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-8:
знает:
– исторические предпосылки возникновения и развития коммуникации;
- формы, типы и уровни коммуникации;
умеет:
– использовать знания о структуре и процессе коммуникации в построении моделей маркетинговых и немаркетинговых коммуникаций;
владеет: методами исследования коммуникаций в различных сферах человеческой деятельности.
б) профессиональные: ПК-10-12, ПК-14:
знает:
– подходы к исследованию коммуникаций.
умеет:
– подобрать и использовать инструментарий для коммуникационного аудита в зависимости от конкретных профессиональных задач в сфере рекламы и связей с общественностью;
владеет:
– навыком составления аналитических записок и прогнозов относительно коммуникационных процессов и состояния коммуникационных систем;
в) профессиональные: ПК-6, ПК-9, ПК-13:
знает:
– структуру личности коммуникатора структуру аудитории.
умеет:
– выявлять барьеры коммуникации и определять пути их устранения;
владеет:
– навыком построения эффективной коммуникации исходя из параметров коммуникативной личности и сущностных характеристик аудитории.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы. Всего 144 часа. Аудиторные занятия 36 часов, в том числе интерактивных занятий 10 часов. Самостоятельная работа 108 часов.
№ | Раздел, тема | Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) | ||||
Всего | Аудит. раб. | Самост. раб. | ||||
Лекции | Практ. | Лабор. | ||||
1. | Раздел 1. Коммуникация как объект научного знания Тема 1.1. Коммуникация как процесс и структура Тема 1.2. Методы исследования коммуникаций Тема 1.3. Исторические аспекты возникновения и развития коммуникации в обществе Тема 1.4. Формы, типы и уровни коммуникации Тема 1.5. Коммуникация в различных сферах общества | |||||
2. | Раздел 2. Подходы к изучению коммуникации Тема 2.1. Системный подход к коммуникации Тема 2.2. Информационная теория коммуникации Тема 2.3. Семиотическая теория коммуникации Тема 2.4. Когнитивный и интерпретативный подходы к коммуникации Тема 2.5. Коммуникация как дискурс Тема 2.6. Теория массовых коммуникаций | |||||
3. | Раздел 3. Коммуникатор и аудитория как субъекты коммуникации Тема 3.1. Личность коммуникатора Тема 3.2. Аудитория коммуникации | |||||
Итого | 144 часа | - | ||||
4 з.е. |
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины