Д.Д.Шостакович. Музыка для детей.




УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»

Муниципальное автономное учреждение

Дополнительного образования

Городского округа «Город Калининград»

«Детская музыкальная школа имени Д.Д. Шостаковича»

 

Методическое сообщение

Д.Д.Шостакович. Музыка для детей.

 

Подготовила: преподаватель

по классу фортепиано

Степанова Татьяна Александровна

Работа размещена: https://multiurok.ru/files/statia-d-d-shostakovich-muzyka-dlia-detei-i-iunosh.html?login=ok

 

Калининград

 

 

Детская музыка в творчестве многих композиторов во все времена имела особое значение. Она отражала воспоминания, связанные с самой прекрасной порой в жизни каждого человека – детством.

Детская музыка окружает юное поколение повсюду, начиная от первых игр, заканчивая повседневными поездками в транспорте. Однако, то, что дети будут слушать в том возрасте, когда сами смогут выбирать, зависит во многом от родителей, поэтому не лишним будет прививать эстетическую культуру, начиная с дошкольного возраста – на этом акцент ставят и педагоги, и психологи. Кроме того, исследователями уже давно доказано, что классическая музыка плодотворно влияет на творческие и умственные способности ребёнка.

В наше время музыкальные произведения для детей очень актуальны и имеют важное воспитательное, общественное и профессиональное значение. Они помогают развитию фантазии, образному мышлению, становлению личности, выбору профессии и др.

Детская музыка, предназначена для слушания и исполнения детьми. Лучшие ее образы характеризуются конкретностью, живым поэтичным содержанием, образностью, простотой и четкостью формы.

В основе музыкальных произведений для детей часто бывают народные сказки, картины природы, образы животного мира.

Произведения пишутся в соответствии с их исполнительскими возможностями. В вокальных произведениях учитываются диапазон голоса, особенности звукоизвлечения и дикции детей определённого возраста, хоровая подготовка, в инструментальных пьесах — степень технической трудности.

Многие из композиторов писали детскую музыку. В числе наиболее известных как композиторы зарубежные, так и отечественные: И. С. Бах, Р. Шуман, И. Брамс, П. И. Чайковский, А. К. Лядов, А. К Дебюсси, Б. Барток, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Б. Бриттен, В. Свиридов.

Детская музыка получила широкое распространение в творчестве. Среди крупных произведений советских композиторов для детей — симфоническая сказка "Петя и волк" С. С. Прокофьева. Многие произведения советских композиторов написаны на сюжеты сказок: оперы "Маша и Медведь" и "Морозко" М. И. Красева, "Сказка о рыбаке и рыбке" Л. А. Половинкина и др. Балеты: "Аистёнок" Д. Л. Клебанова, "Доктор Айболит" И. В. Морозова (по К. И. Чуковскому) и др. Много песен и инструментальных произведений написано советскими композиторами для детского радиовещания, к спектаклям детских драматических театров, детским фильмам. В 1965 основан Московский детский музыкальный театр — единственный в мире. Большую работу ведёт Международное общество музыкального воспитания.

Д.Д.Шостакович – выдающийся композитор советской эпохи, также, как и другие композиторы, сочинял музыку для детей. В ряде фортепианных пьес для детей Д. Шостакович открывает свою музыкально — образную сферу. В этом плане интересны пьесы для начинающих музыкантов из «Детской тетради» ор. 69 и «Танцев кукол» - авторским переработкам для фортепиано написанной им в различное время балетной музыки. Эти детские пьесы в некоторой степени предваряют творчество Шостаковича для юношества.

Все они гораздо легче не только «Альбома для юношества» Шумана, но даже и очень простого «Сборника легких пьес для детей» Чайковского. Эти пьесы выполняют поставленную перед собой автором задачу воплощения конкретных художественных образов примитивнейшими средствами фортепианной игры,

В то же время Шостакович не подражает каким-либо образцам и канонам сочинения для детей, и его пьески можно легко отличить, скажем, от аналогичных циклов Гречанинова, Гедике, Кабалевского и многих других. В них нет-нет да и встречается такая специфичность гармонической остроты, такая мелодическая свежесть, которые обнаруживают авторское лицо.

И вот, что очень важно: все они звучат искренне и правдиво, без ложного «сюсюканья», всегда отвергаемого детворой.

Чтобы как-то помочь и подбодрить своих маленьких детей, которые поступили в музыкальную школу, и которым не очень-то хотелось учиться в ней, он сочинил эти сборники. Это лучшая классическая музыка для детей. Веселые, занятные, остроумные детские пьесы Д.Д.Шостаковича очень обогатили музыкальный репертуар юных пианистов.

Эти детские пьесы удивляют поразительной естественностью, оптимизмом. Простота и доходчивость образов, легкость исполнения дают полное основание к включению этих сборников в детский репертуар. Названия пьес «Детской тетради» Д. Шостаковича, их разноплановость образной сферы и музыкальная программность говорят сами за себя. Например, «Грустная сказка» и жизнерадостная, яркая «Веселая сказка»; «Медведь» — пьеса, в которой часто повторяющимися ходами на широкие интервалы показан образ неуклюжего медвежонка; механическая, построенная на однообразии мелодии «Заводная кукла»; трепетный «Вальс»; бодрый активный «Марш». Все эти пьесы воплощают конкретный художественный образ, что очень важно для самых начинающих свое обучение в детских музыкальных школах юных музыкантов.

Предполагается, что первоначальный замысел Шостаковича был написать 24 детские пьесы во всех тональностях. Подобный фортепианный цикл уже существовал у композитора Виктора Косенко (1896 — 1938). Но независимо от того, был ли этот цикл известен Шостаковичу или нет, — сам Шостакович всю жизнь был одержим идеей циклизации по 24 во всех тональностях: 24 прелюдии, 24 прелюдии и фуги, неоконченный цикл из 24 квартетов, тональности 15 написанных из которых не повторяются (а с 8-го — идут по квинтовому кругу — 16-й квартет планировался в Си мажоре!). В пользу этого предположения говорит тот факт, что существует запись авторского исполнения первых шести пьес `Детской тетради`, где Шостакович сам объявляет названия и играет пьесы в следующем порядке: Марш (До мажор), Вальс (ля минор), Грустная сказка (Соль мажор), Веселая сказка (ми минор), Медведь (Ре мажор), Заводная кукла (си минор). В издании 1945 года порядок пьес иной (`заметены следы` порядка по квинтовому кругу): Марш, Вальс, Медведь, Веселая сказка, Грустная сказка, Заводная кукла. Седьмая пьеса (День рождения) опубликована посмертно, однако в авторском перечне сочинений она включена в состав соч.69. Музыку последней, седьмой пьесы Шостакович впоследствии использовал в Праздничной увертюре, соч. 96 (1954). Пьесу `Мурзилка` (фа-диез минор) тоже, вероятно, следует признать “осколком” неосуществленного замысла 24 детских пьес, хотя год ее создания в Собрании сочинений не указан.

«Детская тетрадь».

«Марш» - беззаботный, веселый детский марш с пружинистым, упругим ритмом, графически очерченный мелодией, прозрачной фактурой. Резкие тональные сдвиги усиливают характер по-детски затейливой пестроты, забавности. Всё чуть подпрыгивает в лёгком игривом движении и в заключении как бы незаметно исчезает, не оставляя никакого следа.

Написан «Марш» в простой 3-х частной форме, состоит из трёх периодов по 8 тактов. Интересен тональный план: C – Des – (C – Des – C). Во 2-й части происходит сдвиг на полутон, характерный для гармонического языка Шостаковича. Присутствуют элементы секвенционного развития. В 3-ей части тема проводится в другом регистре. Исполнителю важно соблюдать артикуляцию и фразировку.

«Вальс»

Музыка вальса – грустная. Но если немного пофантазировать, то можно увидеть в ней сверкающий огнями зал, нарядную елку и детей, танцующих вокруг нее. Трудность в этой пьесе заключается в том, что всю мелодию, исполняемую нон легато, необходимо сыграть очень связно. Добиваться в звучании непрерывности ведения мелодической линии, избегать механического исполнения каждого звука отдельно.

«Медведь».

Обычно, изображая медведя, звучит музыка медленная, тяжелая. Все совсем иначе у Д.Шостаковича. В этой музыке можно увидеть веселую и шутливую сценку: медведица – мама ведет малыша домой, в берлогу. Скоро зима – пора спать. Медвежонку спать не хочется. Он отчаянно упирается и шалит. Но мама права. И в конце пьески мы слышим колыбельную песенку - малыш заснул.

В пьесе – своеобразное построение мелодии – часто встречаются широкие интервалы, необходимо следить, чтобы при игре в октаву движения рук были строго параллельны. Также необходимо добиваться яркого исполнения крайних регистров.

 

 

«Веселая сказка».

У пьесы очень энергичный характер, она полна задора и жизнерадостного веселья. Простая 3-х частная форма. 1-я и 2-я части написаны в форме двух периодов по 16 тактов и заключительная часть – в сокращении: 8 тактов. Мелодия движется по звукам трезвучий, сменяя тональности в каждом такте. В первом предложении (6-й такт) происходит сдвиг тональности на полутон, характерный для письма композитора. В заключительной каденции – тональность V пониженной ступени (B – e).

2-я часть - 16-тактовый период повторного строения. «Блуждание» по тональностям, сдвиг на полутон (A – B), увеличенные и уменьшенные трезвучия (сказочные персонажи). В конце этой части - секвенция.

В заключительной каденции ожидается f-moll, а звучит e - moll (опять сдвиг на полутон).

Здесь много трудностей при исполнении стаккато. Оно должно звучать остро, задорно и легко. В быстром темпе трудны для исполнения фигуры из 16-х нот. Их нужно учить как упражнения. Следует очень тщательно исполнять все динамические оттенки, указанные автором.

«Заводная кукла».

«Детская тетрадь» Шостаковича замыкается пьесой «Заводная кукла», утверждая линию кукольности, намеченную в начальном Марше.

«Кукла» - заводная игрушка. Поэтому мелодия несколько механистична и однообразна, с первых тактов слышно, что механизм куклы испорчен. Вместе с мелодией слышится гудящий бас, как будто лопнула пружинка. Мелодия звучит то высоко, то низко. А в конце произведения слышно, что кукла при очередной попытке завести механизм, все – таки сломалась. Трудности – в исполнении 16-х нот, в исполнении приема «стаккато» - должно звучать коротко и остро.

«Детская тетрадь», соч. 69, написана в 1944—1945 годах. Пьесы были впервые исполнены дочерью композитора Галиной на секции детской музыки Московского отделения Союза композиторов в 1945 году.

Как и полагалось в их доме, как только дети подросли, их отдали учить музыке. Для дочери композитор написал и первое инструктивное сочинение: "Детскую тетрадь" для фортепиано из семи пьес. Как только она овладевала следующим, более сложным ритмом, появлялась новая пьеса. Когда пьесы были готовы, решили, что Галя должна играть их на показе в Союзе композиторов. Первую пьеску она сыграла без запинки, на второй споткнулась и никак не могла кончить. Шостакович не выдержал и заявил: "Она забыла… Я сейчас сам доиграю". Но занятия музыкой явно были не для неё. Однажды Шостакович заглянул в комнату, где она занималась, и увидел, что дочь плачет, разучивая весёлую полечку. Эта картина настолько поразила его, что дальнейшие занятия музыкой с Галиной были прекращены.

Значительно большее распространение получили так называемые «Танцы кукол» — семь пьес для фортепиано (без опуса, Музгиз, 1952). Они уже рассчитаны не только на начинающих фортепианное обучение, но порой и вообще на любительское исполнение, в том числе и взрослых — просто в качестве столь нужного репертуара «нетрудных пьес». «Танцы кукол» вошли, в точном смысле этого понятия, в быт наравне с лучшим классическим репертуаром подобного жанра. Они стали массовыми фортепианными пьесами для домашнего музицирования, соперничая с относительно нетрудными произведениями Грига, Чайковского, Шуберта и т. д. Это чрезвычайно отрадный факт, который необходимо отметить.

В «Танцы кукол» входят «Лирический вальс», «Гавот», «Романс», «Полька», «Вальс-шутка», «Шарманка» и «Танец». Все они используют музыку к оркестровым балетным сюитам композитора на основе балетов «Золотой век» (ор. 22, 1929—1930), «Болт» (ор. 27, 1930— 1931) и «Светлый ручей» (ор. 39, 1934—1935). Пьесы представляют собой нечто среднее между классическим стилем камерных фортепианных пьес, не требующих пианистической профессионализации, и эстетически безукоризненным, слегка осовремененным легким жанром, в основе своей продолжающим лучшие традиции прошлого. Вспомним, что Шостакович писал их в тот период, когда идея демократизации камерной музыки, расширения ее сферы влияния и нахождения путей ее синтезирования с развлекательным жанром сильно его занимала.

Если на «Лирическом вальсе», «Романсе» и «Танце» сказываются влияния Чайковского, то на «Гавоте», «Польке», «Вальсе-шутке» и «Шарманке» — влияния прокофьевских пьес танцевального и шуточного жанров. Простота и доходчивость образов, легкость исполнения и хороший вкус, проявленный автором при создании этого цикла, дают полное основание к включению его в детский репертуар.

«Танцы кукол» Д.Шостаковича, сочинённые композитором в 1952 году для своей дочери - семь замечательных, интересных, доступных пьес для фортепиано. Следует отметить, что в них также встречаются и специфичность гармонической остроты Д. Шостаковича, и мелодическая свежесть; и что очень важно: его музыка звучит искренне и правдиво и с большим удовольствием принимается юными музыкантами.

«Шарманка».

Это старинный механический музыкальный инструмент, который воспроизводит мелодии, когда шарманщик вращает ручку, Она может играть одну или несколько мелодий, повторяющихся много раз. Часто мелодии шарманок жалобные, заунывные. Шарманщики были бедными людьми. Они зарабатывали себе на жизнь, бродя по дворам и улицам, накручивая без устали ручку своей шарманки. Её жалобные звуки разносились вокруг, и люди бросали шарманщику из окон мелочь. Но были и шарманки, наигрывавшие весёлые, забавные мелодии.

Аккомпанемент в пьесе звучит без изменения от начала до конца. Так передаётся однообразие, механичность звучания этого инструмента.

"Вальс-шутка"

Вальс в переводе с французского означает «кружиться» По характеру вальсы бывают разные, но чаще всего это плавный танец.

«Вальс-шутка» звучит в очень высоком регистре, отрывисто, прозрачно, изящно, как музыкальная шкатулка. Звонкие и нежные звуки создают впечатление танцующей куколки.

"Лирический вальс"

По названию танца можно понять его характер. Лирический – значит, задушевный, нежный, взволнованный.

Начинается вальс волшебной, сказочно красивой мелодией, нежной и мечтательной. Устремлённой и полётной. В вальсе три части. Музыка крайних частей (первой и третьей) звучит более плавно, спокойно и нежно, чем в середине.

"Гавот"

Гавот – старинный французский танец. Хороводный танец. Появился 400 лет назад. Отличается умеренным темпом, светлым, энергичным, торжественным характером, некоторой величавостью. Позднее гавот стал популярным придворным танцем, его танцевали на балах.

"Полька"

Полька – в переводе с чешского означает «половинка шага». Это чешский народный танец, подвижный, сопровождается маленькими прыжками. Позднее от него произошёл бальный танец – более праздничный, задорный.

Игрушки танцуют. Сначала тихонько, потом всё смелее, задорней, игривей, веселее. От такой музыки как будто искрятся и рассыпаются вокруг смешинки! Ноги сами так и идут в пляс!

"Романс".

Романс – это песня нежного, лирического характера, задушевная и искренняя, повествующая о личных переживаниях человека. Пение в инструментальной пьесе, которая называется «Романс», заменяет красивая, песенная мелодия, которая как бы поётся, а на самом деле – исполняется на музыкальном инструменте.

"Танец".

В пьесе «Танец» можно услышать, как и в «Шарманке», ярмарочное веселье, подражание народным инструментам – балалайкам, гармошке, трещоткам, бубенцам, дудочкам, которые, быть может, сопровождают кукольное представление. Музыка похожа на забавный танец петрушек, которым аккомпанирует целый оркестр народных инструментов. Мелодия построена на чередовании плавных, скользящих и отрывистых, острых звуков. В музыке много шутливых акцентов, которые звучат неожиданно, задорно.

 

 

Три фантастических танца.

Это остроумные, блестящие зарисовки, которые написаны с чисто моцартовской грациозной легкостью. Тонкое изящество шутки, каприз, сказочность, таинственность присущи этим танцам. Гротесковый излом воплощен мастерски без всякой пианистической мишуры. Все три танца написаны в одной манере, поэтому их исполняют в виде маленького цикла. Во всех танцах обнаруживается связь с традиционными жанрами: маршем, вальсом, галопом.

Первый танец необычен. Для него характерно богатство ритмики - пунктирные ритмы, триоли, квартоли, ровное движение четвертями, напоминающее марш, а использование различных регистров и контрастная динамика придает особую фантастичность.

Второй танец капризно вальсообразен и гибок.

Третий танец по характеру проще других. Это озорная, шутливая музыка, почти лишенная ритмических изломов, характерных для первых двух танцев. Но в техническом отношении этот танец наиболее сложен.

Три фантастических танца, ор. 5 показывают необычайную яркость дарования автора, свежесть его образного мышления. При всей внешней изысканности пьесы привлекают внутренне мудрой простотой.

 

«Полька» из Балетной сюиты № 2 (1951 г.)

Переложение музыки из балета для фортепиано. Эта музыка - составная часть крупных театральных опусов.

Полька – жизнерадостная, светлая, яркая. Тональность C – dur. Написана в сложной 3-х частной форме со вступлением. Вступление (4 такта) – органный пункт на доминанте.

I часть – тональность C–dur, написана в форме двух периодов. 1-й модулирующий период из C-dur в G–dur (16 тактов). Затем следует вступление. 2-й модулирующий период - из As-dur в c-moll.

II часть – контрастная тема, кантилена. Два периода по 16 тактов. Секвенционное развитие из As-dur в b-moll.

Перед III частью – 8-ми тактовый переход в тональности a-moll. Далее идет вступление. Затем следует один 16-ти тактовый период.

***

Новаторство творчества Д.Д.Шостаковича заключается в новом духовном содержании, в новом мире идей и образов. Новое содержание требует новых интонаций, расширения и обогащения выразительных средств.

Инструментальным темам Шостаковича свойственны нервная экспрессивность, порывистый драматизм, патетика, иногда гротескность. Всё это определяет изломанность мелодической линии и её тональную неустойчивость. Обилие в мелодии внезапных поворотов, «острых углов» и тонально неустойчивых звуков сообщает музыке особенную напряженность, крайне обостряет музыкальный язык. Во всём этом проявляется новаторство мелодического мышления композитора.

Гармонический язык Шостаковича даёт примеры большой простоты и большой сложности. Очень просты, порой даже элементарны гармонии его песен, произведений танцевального жанра, значительной части киномузыки. Включение в классическую мажоро-минорную систему вариантных ступеней способствует обогащению лада и образованию новых гармонических функций. Особого внимания заслуживают многократные модуляции внутри одного периода и так называемые «приёмы сдвига» на хроматический полутон. Сдвиг представляет собой новый тип тональных отношений, не связанных ладовым тяготением.

Д.Д.Шостакович – один из исполняемых композиторов. Высокий уровень композиторской техники, способность создавать яркие и выразительные мелодии и темы, мастерское владение полифонией и тончайшее владение искусством оркестровки, в сочетании с личной эмоциональностью и колоссальной работоспособностью, сделали его произведения яркими, самобытными, обладающими огромной художественной ценностью.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: