Любовь с первого взгляда




«Любовь - это бархатное покрывало, оно скрывает несовершенство человечества» - так писал о любви Жоржи Амаду. Судьбоносная встреча произошла на Первом конгрессе писателей Бразилии в январе 1945 года, - и это была любовь с первого взгляда. Ее звали Зелия Гаттаи. Она тоже прибыла для участия в работе конгресса.

Очень известному, красивому, талантливому Жоржи было тогда 33 года, а ей - 29. По счастливой случайности он только что развелся со своей первой женой Матильдой. И вот, пожив немного холостяком и заслуженно заработав себе репутацию Распутина (именно так звали его товарищи по партии, когда он отправлялся проведать девушек на пляжах Копакабаны), Жоржи встретил единственную и неповторимую дону Зелию, которая была тогда в браке и имела сына. А у Жоржи подрастала дочь, оставшаяся с Матильдой.

Впоследствии писатель воспроизвел этот знаменательный день в подробностях и рассказал, что ответили ему друзья, когда он показал на Зелию, будучи уверенным, что добьется этой красавицы. Паулу Мендес ди Алмейда тогда расхохотался в голос: «Да никогда в жизни! Руки коротки. Это порядочная женщина… Ты спятил, бедный мой Жоржи. Откажись от этой затеи!».

Но как Жоржи Амаду мог отказаться от задуманного? Он, по его же словам, тогда «разбился в лепешку », и прекрасная дона Зелия уже в июле перебралась к новому супругу и жила с ним долго и счастливо до его последнего дня. В этом браке у них родились двое детей: в 1947 году - сын Жуан, в 1951-м - дочь Палома. Сын «удался в Зелию - воплощенная доброта, приятие всего и вся, спокойная уверенность и веселое спокойствие. Мы с Паломой - позаковыристей, не так добры и великодушны, как Зелия и Жуан, мы более себялюбивы и жестки. Зато мы наделены лукавой гибкостью, позволяющей нам обуздывать душевные порывы, которые способны привести к непониманию…», - признавался Жоржи.

 

Политические настроения

В 1946 г. писатель избирается депутатом Национального конгресса от компартии Бразилии. Он занимается несколькими законопроектами, направленными на защиту национальной культуры. Именно в этот период ему удалось отстоять поправку о свободе совести и вероисповедания, легализовав, в том числе, культ кандомбле. И тогда же бразильские реакционеры, поддерживаемые США, смогли привести к власти правительство генерала Эурику Дутры, в свое время единомышленника Гитлера. Деятельность БКП и других ее организаций вновь оказалась под запретом, и Жоржи с Зелией срочно уехали из Бразилии.

В 1948-1952 годах они жили во Франции и Чехословакии. Амаду неоднократно посещал Советский Союз. «Советская земля! Ты - наша мать, // Сестра, любовь, спасительница мира!» - эти строки из поэмы «Песни о советской земле» Жоржи Амаду написал после первой поездки в СССР в 1948 году.

Молодой, вдохновенный писатель был покорен советскими преобразованиями. После поездки по Советскому Союзу, находясь под сильнейшим впечатлением от всего увиденного, в том числе от того, как женщины в Сибири водят поезда, он написал своего рода бестселлер под названием: «Мир, где царит мир». Эта книга только в Бразилии за небольшой промежуток времени выдержала вопреки реакции властей пять изданий и стала поводом для привлечения Амаду к судебной ответственности по «закону о безопасности государства».

Но уже в конце 1950-х политическое настроение Жоржи Амаду изменилось: побывав в странах так называемого соцлагеря, он словно очнулся и понял, какое «светлое будущее» строят его граждане и что такое социализм. Нет, писатель не менял партий, мандатов, религии и вообще не был никем политически ангажирован. Ведь изначально истоки его «коммунизма» нужно искать в бразильских трущобах. Стоит ли здесь произносить банальную фразу о том, что художники чувствуют острее, что им есть дело до того, кто обделен, обижен, унижен и наказан?

 

Магический реализм

Писать Амаду начал в 14 лет. В печати дебютировал в 1931 году. В его самых ранних романах преобладала социальная тематика. К ним относятся «Страна карнавала» (1932), «Какао» (1933), «Жубиаба» (1935), «Мёртвое море» (1936), «Капитаны песка» (1937). В 1942 г. он издал биографию находящегося в тюрьме Луиса Карлоса Престеса - «Рыцарь надежды».

Молодой писатель испытал глубокое влияние мировой революционной литературы 20-х годов. На португальском и на испанском языках он читал «Тихий Дон» Шолохова и «Разгром» Фадеева, «Цемент» Гладкова, «Железный поток» Серафимовича, «Неделю» Либединского, книги Майкла Голда, Эптона Синклера. Под влиянием распространенной тогда теории Амаду воспринимал революционную литературу как «литературу факта», а после Второй мировой войны издал романы «Красные всходы» (1946) и «Подполье свободы» (1952).

С конца 1950-х годов Амаду начинает вводить в произведения фантастические элементы и становится одним из представителей магического реализма. Он - автор романов «Бескрайние земли» (1943), «Габриэла, гвоздика и корица» (1958), «Пастыри ночи» (1964), «Дона Флор и два её мужа» (1966), «Лавка чудес» (1969), «Тереза Батиста, уставшая воевать» (1972), «Засада» (1984) и других.

Ему принадлежит множество блестящих высказываний и афоризмов:

«Теперь девочки и мальчики рождаются уже зная все на свете. Еще в утробе матери они занимаются психоанализом, выбирая для себя подходящий комплекс: тоску, одиночество, насилие»;

«...и зрячие иногда бывают слепцами, это зависит от того, какое сердце у каждого из нас»;

«Любовь не покупается и не продастся, её не завоюешь и ножом, приставленным к груди, но и уйти от неё невозможно, когда она приходит»…

В 1952 г. писатель вернулся на родину и стал активно заниматься литературным творчеством. Но в 1955-1956 годах он пережил глубокий творческий кризис, прекратил работу над трилогией, первой частью которой должно было стать «Подполье свободы».

Прошло несколько лет молчания: писатель хорошо обдумал свое намерение идти отныне не вширь - в ширь пространства и истории, а вглубь - в глубь человеческого сообщества. И он вернулся в Баия. Вернулся в Баия и в буквальном смысле слова. С 1963 года он жил в Баия постоянно, здесь был его дом, его друзья. Он знал в Баия всех: мастеров капоэйры, торговок баиянскими сладостями, рыбаков, лодочников, старых жрецов и жриц макумбы. И они знали и любили Жоржи, приходили к нему за советом и помощью.

Он всецело отдался литературному творчеству, став певцом родной Баии, с ее тропической экзотикой и ярко выраженным африканским началом в культуре. Его романы того периода отличает интерес к народным традициям и магическому ритуалу, вкус к жизни со всеми ее радостями. Это чисто латиноамериканское направление получило в критике название «магического реализма». Многие исследователи литературы именно ему, а не колумбийцу Габриелю Гарсия Маркесу отдают пальму первенства в создании этой формы, когда реальность и миф так красиво и гармонично дополняют, казалось бы, обычный быт обычного человека.

«Хорошо, когда жизнь радостна, плоть удовлетворена, пища вкусна и ее вдоволь, душа покойна, хорошо, когда любовь - счастливая...» - считал писатель.

Несмотря на то, что коммунистических фраз в его романах значительно убавилось, революционность Амаду стала лишь глубже. Очевидно, с возрастом он понял, что путь к коммунизму не является ни прямым, ни коротким. Он понял, что пролетарское бытие не избавляет легко и быстро от предрассудков. Он понял, что ненависть к богатым у многих «оппозиционеров», «борцов за права трудящихся», зачастую оказывается не более чем завистью к богатым, желанием самому стать богатым. Амаду понял, что не все пролетарии становятся революционерами, как и не все буржуи являются контрреволюционерами, иногда есть и исключения.

Герои поздних романов Амаду порой не любят работать, зато любят выпить, вкусно поесть и не «страдают» половой сдержанностью. В этих романах чувствуется некоторый анархический уклон. Однако красной нитью через все романы Амаду проходит жгучая ненависть к полиции, к насилию сильного над слабым, богатого над бедным, мужчины над женщиной. Через все романы Амаду проходит любовь к беднякам и настоящий боевой революционный демократизм.

 

Писатель и время

Скончался Жоржи Амаду 6 августа 2001 г. от сердечного приступа, не дожив до 89 лет четырех дней. Он тяжело болел и, по свидетельствам жены, очень переживал, что не может работать. Диабет отнял зрение и силы. Зелия похоронила его, как муж и завещал, под большим деревом в саду возле их дома - чтобы помогать этому дереву расти.

В предпоследней книге он подытожил свое существование на этом свете: «…я, слава Богу, никогда не ощущал себя ни известным писателем, ни выдающейся личностью. Я - просто писатель, просто личность. Разве этого мало? Я был и остаюсь жителем бедного города Баия, праздношатающимся зевакой, который бродит по улицам и глазеет по сторонам, именно в этом полагая цель и смысл своего бытия. Судьба была ко мне благосклонна и дала много больше того, на что я мог рассчитывать и уповать».

В 2011 году знаменитый роман «Капитаны песка» экранизировала внучка писателя Сесилия Амаду. Сесилия (р. 1976) рассказала, что ее дед в юности хотел быть не писателем, а режиссером. Внучка прозаика сделала татуировку с афишей своего фильма - и теперь по ее плечу бегут персонажи романа деда. Один из ребят на бегу протягивает руку в небо - к звезде, воспетой Амаду.

Картина Сесилии стала ее первым полнометражным фильмом, а также первой экранизацией этой книги в Бразилии. Сесилия Амаду взялась за этот проект, чтобы воплотить в жизнь мечту писателя о режиссуре и уточнить для молодежи его взгляд на бразильский народ. Однажды в Рио она увидела, как подростки играли спектакль по «Капитанам песка», и поняла, что этот материал кинематографичен. Работа над фильмом длилась пять лет. А коротая дни до премьеры, бразильцы голосовали в Фейсбуке, кто из героев Жоржи Амаду нравится им больше, - словно за героев реалити-шоу.

Произведения писателя много раз печатались в журнале «Иностранная литература». Сегодня романы бразильского писателя переведены почти на 50 языков мира. Они легли в основу театральных и радиоспектаклей, песен и даже комиксов. Многие произведения неоднократно экранизировались. И по-прежнему, как и в годы моего детства, подростки, несмотря на гриф «детям до 16-ти», всё равно пробираются в зал, смотрят эти фильмы, плачут и восхищаются героями Жоржи Амаду...

 

ЛИТЕРАТУРА:

Его произведения:

1. Амаду Ж. Собрание сочинений: в 3 т. / Жоржи Амаду; сост., предисл. И. А. Тертерян; пер. с порт. И. Ю. Тыняновой, А. С. Богдановского, Ю. А. Калугина. - М.: «Художественная литература», 1986. - 1853 с.

2. Амаду Ж. Собрание сочинений: в 3 т. / Жоржи Амаду. - М.: «Терра-Книжный клуб», 2002. - 1680 с. - (Серия «Современный зарубежный роман»).

3. Амаду Ж. Избранные произведения, тт. 1–2. - М., 1982.

4. Амаду Ж. Большая засада / Пер. с порт. В. А. Ролла. - М.: «Астрель», 2013. - 544 с. - (Серия «XX век»). - Тираж: 3 000 экз.

5. Амаду Ж. Габриэла, гвоздика и корица: Хроника провинциального городка / Пер. с порт. Ю. А. Калугина // Собрание сочинений: в 3 т. / Жоржи Амаду; Статья И. А. Тертерян «Мир Жоржи Амаду». - М.: «Терра-Книжный клуб», 2002. - Т. 1. - 480 с. - (Серия «Современный зарубежный роман»).

6. Амаду Ж. Жубиаба// Жубиаба. Мертвое море /Пер. с порт. И. Чежеговой, Е. Голубевой. - М.: «Художественная литература», 1973. - Стр. 21-298. - 544 с. - Тираж: 75 000 экз.

7. Амаду Ж. Каботажное плаванье /Пер. с порт.: А. Богдановского. - М.: «Вагриус», 1999. - 432 с. - (Серия «Мой 20 век»). - Тираж: 5 000 экз..

8. Амаду Ж. Капитаны песка. Лавка чудес /Пер. с порт. А. С. Богдановского, В. Фёдорова // Собрание сочинений: в 3 т. / Жоржи Амаду. - М.: «Терра-Книжный клуб», 2002. - Т. 2. - 544 с. - (Серия «Современный зарубежный роман»).

9. Амаду Ж. Мертвое море // Жубиаба. Мертвое море /Пер. с порт. И. Тыняновой. - М.: «Художественная литература», 1973. - Стр. 299-542. - 544 с. – Тираж: 75 000 экз.

10. Амаду Ж. Старые моряки, или Чистая правда о сомнительных приключениях капитана дальнего плавания Васко Москозо де Араган. Дона Флор и два ее мужа /Пер. с порт. Ю. А. Калугина // Собрание сочинений: в 3 т. / Жоржи Амаду. - М.: «Терра-Книжный клуб», 2002. - Т. 3. - 656 с. - (Серия «Современный зарубежный роман»).

 

О нем:

1. Белякова Е. И. «Русский» Амаду и бразильская литература в России / Полосатый Кот и Ласточка Синья (История одной любви). Приложение. - М.: «Институт Латинской Америки РАН», 2010. - 224 с. - Тираж: 400 экз.

2. Жоржи Амаду. Библиографический указатель. - М., 1965.

3. Кутейщикова В.Н. Жоржи Амаду. - М., 1954.

4. Мир Жоржи Амаду/ Вступ. Ст. И. А. Тертерян //Собрание сочинений в 3 т. / Жоржи Амаду; Сост. И. А. Тертерян. - М.: «Художественная литература», 1986. - Т. 1. - Стр. 5-26. - 527 с.

5. Руднева С. Лавка чудес Жоржи Амаду/Руднева Софья//Вокруг света.- 2009.- №5.

6. Сазанович Е. И. Мечты из песка //Юность. -2012.-№9 (эссе в авторской рубрике «100 книг, которые потрясли мир»)

7. Тертерян И. А. Амаду //Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. - М.: «Советская энциклопедия», 1962-1978.

8. Тертерян И. А. Человек мифотворящий: О литературе Испании, Португалии и Латинской Америки / Составители И. М. Фрадкин, С. Л. Козлов; предисловие Д. В. Затонского. - М.: «Советский писатель», 1988. - 560 с.

 

1.08.17. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация» e-mail:rossinskiye@gmail.com; Страница группы Вконтакте https://vk.com/library_foliant



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: