Типизация человека : основные концепции социального характера(Фромм,Юнг)




Социальный характер – проблема культурной антропологии, связанная с влиянием общества на личность.

Понятие социального характера -набор поведенческих реакций, ценностей,которые присущи определенному обществу.

Понятие о социальном характере введено К. Юнгом, но заслуга создания основ современной типологии социальных характеров принадлежит Э. Фромму.

Карл Густав Юнг - швейцарский психолог и философ культуры - главным понятием своей концепции культуры делает коллективное бессознательное. Главным в развитии культуры, по Юнгу, является взаимодействие бессознательно-архетипических и сознательных компонентов психики.

В связи с этим культуре угрожают две опасности:

А) С одной стороны, это растворение личностного начала в стихии "коллективного бессознательного.

Б) С другой - абсолютизация человеческого "я", при которой архетипически-бессознательное подавляется и игнорируется.

Элементы коллективного бессознательного никогда не были в сознании и, следовательно, никогда не обретались индивидуально, а своим существованием обязаны исключительно наследственности. Содержание коллективного бессознательного' составляют в основном архетипы.

Подлинной задачей культуры, считает Юнг, является индивидуация, т.е. определенное уравновешивание сознательного и бессознательного начал. Цель культуры состоит в том, чтобы осуществлять толкование архетипической символики и тем самым облегчать процесс индивидуации.1 - социум;2 - культура;3 – природа.

 

Характер, типичный для общества, Фромм называет социальным характером, подразумевая под ним «ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры».

В любом обществе независимо от его социальной природы существует единая присущая только ему структура характера, общая для большинства групп и классов этого общества.

Значение социального характера для самого индивида, по мнению Фромма, состоит в том, что он позволяет индивиду психологически безболезненно и наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества.

Отдельный индивид овладевает социальным характером в процессе так называемой «социализации». При этом структура социального характера меняется от эпохи к эпохе, обеспечивая, согласно Фромму, органическую связь между экономикой, политикой и идеологией исторического времени.

Э.Фромм вводит понятие "социального характера" как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества и описывает следующие социальные типы характера:

А) Рецептивная ориентация (берущая) – человек представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения.

Б)Эксплуататорская ориентация (овладевающая) – человек также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; такой человек агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.

В)Стяжательская ориентация (сберегающая) – в отличие от предыдущих типов, человек не верит, что может получить что-то из внешнего мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан.

Г)Рыночная ориентация (обменивающая) – личность рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо человек может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей. Самооценка человека зависит от мнения других людей, поскольку его ценность определяется не его человеческими качествами, а успехом в рыночной конкуренции.

 

Человек. природа, техника. Место чел-ка в Космосе. Телесное и духовное в чел-ке. Технократическое мышление, парадигма господства чел-ка над природой. Последствия.

Человек, с одной стороны, существо физическое, телесное, подчиненное законам биологии и физиологии, обуреваемое влечениями и страстями, легко впадающее в гнев и страх. Но с другой стороны, человек – это разумное существо, умеющее подниматься над своими страстями, проявлять нравственность, делать свободный выбор.

Космос – живой и разумный. Он «проявляется» и «растворяется» по циклическому закону вечно. Проявление Космоса сопровождается возникновением структурно-организованной живой и одухотворенной Природы, вершиной которой является человек, поскольку именно он в своей индивидуальной форме объединяет все принципиальные уровни Космоса, за что и получил название микрокосм. Мы существуем именно такими потому, что такова Вселенная. Вселенная такова, какова она есть, какой она создана. Мы существуем в ней — на планете Земля, а она — часть мироздания. Космос как бы задуман с учетом зарождения и существования человека.

Человек-микрокосм.

Всё что было раньше не случайно.

Чел-к ответственен за свое мироздание.

Телесное и духовное. Рассмотрим на примере Шелера:

В чел-ке заложен конфликт. С точки зрения биологии чел-к ущербный,он беспомощен, имеет слабые органы чувств, прямохождение(на 2х ногах-делает уязвимее), у чел-ка сбиты инстинкты.

Чел-к вынужден создавать вторую природу-культуру.

Чел-к приспосабливается и творит.

Наличие самосознания, ставит перед собой вопросы, рефлексия.

Человек существует в системе взаимодействия всех сил природы и испытывает самые разные их воздействия. Душевное равновесие возможно только при условии физиологической и психологической адаптации человека к природному миру. Невозможно анализировать общество,(в том числе и человека) не принимая в соображение его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Воздействие общества на природу обусловливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений.

Осознавая все в большей степени законы природы и на их основе преобразуя ее, человек увеличивает свою власть над ней; вместе с тем общество в ходе своего развития вступает во все более широкий и глубокий контакт с природой.

В прошлом использование человеком сил природы и ее ресурсов носило преимущественно стихийный характер: он брал у природы столько, сколько позволяли его собственные производительные силы. Но научно-техническая революция столкнула человека с новой проблемой — с проблемой ограниченности природных ресурсов.

Человечество стремиться к уничтожению самого себя и природы. Современ.чел-к слишком испорчен цивилизацией.

До последнего времени в понимании человечеством своего отношения к природе преобладала парадигма господства над ней, ее насильственного преобразования средствами техники ради удовлетворения бесконечно растущих потребностей людей и их обществ. Истощение природных ресурсов, загрязнение среды обитания ставят перед всеми людьми дилемму — либо пассивно продолжать действовать по прежнему «алгоритму» ограбления природы, либо резко менять общее отношение к ней.

Чел-к и техника: Техника заменяет биолог. недостатки строения тела чел-ка. Тех-ка меняет представление о чел.телесности. Возникает масса спорных моментов в результате развития науки и техники:

Биоэтика- этич. мировоззрение, явл-тся последствием изменении чел.телестности.

Трансплантология

Сурагатное материнство

Генетич.измеенение чел-ка

Клонирование

Аборты,права эмбрионов

Эвтаназия

Отношение к врачеб. тайне

Смена пола и др.

19.Личность и общество: конфликт и гармония. Личность в «массовом обществе». Социализация и индивидуализация личности. Девиантное поведение. Конформизм. Взаимосвязь личности и общества в процессе исторического развития существенно изменялась. В древних обществах личность была зависима от родового коллектива, от племени, а также от природы. Современное общество стремится к утверждению соответствующего человеческому в человеке статусу личности. Большое внимание уделяется провозглашению прав и свобод личности, гарантиям их реализации на практике. Меньше обсуждаются вопросы об обязанностях и ответственности личности перед собой, природой и обществом.

Исторически сложились три основных типа взаимоотношений человека и общества:

1) отношения личной зависимости (характерны для доиндустри-ального общества);

2) отношения вещной зависимости и личной независимости, которые возникают с образованием индустриального общества;

3) отношения свободных индивидуальностей, которые формируются в постиндустриальном обществе.

Углубление противоречия между личностью и обществом — одна из коренных причин разбалансированности социального пространства, таящая в себе еще большие возможности нарастания социальных взрывов и катастроф.

Каждая личность должна выбрать свою роль, функцию но никто не знает, какие они. Выбор делает каждый человек общество только создает возможности для свободы выбора и помогает человеку достойно пройти свой жизненный путь. Организация общества, лишающая личность свободы выбора, возможности реализовать себя, защитить жизненный смысл существования, не только нецелесообразна, неконкурентоспособна, но и взрывоопасна, а потому бесперспективна.

Массовое общество — теоретическая модель, описывающая социальные преобразования, вызванные модернизацией.

Согласно данной теории, главные особенности массового общества заключаются в следующем:

- в разрыве социальных связей и обособленности отдельных индивидов, ведущей к атомизации общества

- в массификации, т.е. недифференцированности, усреднённости составляющих его индивидов, отсутствии у них индивидуальности

- в отсутствии у атомизированных масс устойчивых и общезначимых нравственных ценностей и связанной с этим склонности к идеологическому фанатизму

-в неограниченных возможностях манипулирования атомизированными массами со стороны элит.

Наиболее детально проблема массового общества исследуется в работе Х. Ортега-и-Гассета "Восстание масс" (1930 г.). Средний человек, который чувствует себя "как все" и зная, что он посредственность, "имеет наглость утверждать везде и всем навязывать свое право на посредственность". Приобщаясь к благам цивилизации очень быстро, он не только не усваивает культуры прошлого, но и отрицает ее.

 

Человек масса, человек как все - и получение удовольствия от бытия частью всей массы. Потеря массы, личности. Обезличивание. Массовый человек-современный варвар.

 

Социализация и индивидуализация — это равноценные и необходимые процессы для целостного образования человека, это природно-социально-духовные феномены его бытия.

Социализация (от лат. «общественный») — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта — трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств.

Индивидуализация (от лат. «неделимое») — процесс порождения и рефлексии индивидом собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности.


Социализац­ия - приобщение­ человека к обществу. Происходит­ в течении всей своей жизни. Первичная (до школы) и вторичная (после школы).

Инкультура­ция - приобщение­ человека к культуре.


фрейдовска­я концепция социализац­ии. Ребенок - это принцип удовольств­ия, это вид Оно. Но в течении социализац­ии принцип удовольств­ия сменяется реальность­ю, складывает­ся структура супер эго.


Конформизм­. Диагноз нашего времени. Это приспособл­енчество, когда в человеке стирается личность, он живет по правилам.

Ортега-и-Гассет «Восстание­ масс» 1929 год.
в это книге: Человек массы. Человек испытывает­ счастье от того, что он такой как все. Это инфантильн­ое существо, хочет быть счастью этой биомассы.
Г.Маркузе «Одномерны­й человек». Человек живет, чтобы производит­ь, производит­ чтобы жить. Потребител­ь. Изначально­ сформирова­н быть как все.


Девиантное­ поведение. Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Если есть нормы, то есть и бунтари.

Роберт Мертон. Девиантное­ поведение - нормальная­ реакция нормальног­о человека на ненормальн­ые условия.

Лаврозе «Гениально­сть и помешатель­ство»
Мишель Фуко «Надзирать­ и наказывать­», «История безумия в классическ­ую эпоху».




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: