Конспект занятия по формированию толерантности у детей подготовительной к школе группы
Тема: «В мире толерантности»
Цель: знакомство детей с понятием «толерантность», воспитание гуманности.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи:
1 Создание благоприятной эмоциональной атмосферы, настрой на работу
2 Формирование толерантного отношения к культуре других народов.
3 Развитие коммуникативных навыков
4 Развитие мышления
Музыкальное сопровождение: «Вместе весело шагать», «Солнечный круг»,
Оборудование: компьютер, цветок толерантности с цифрами и буквами, разрезные картинки с символикой и эмблемой толерантности, магнитофон. Запись песни «Солнечный круг», видеоклип о толерантности Анны Пономаревой на песню Ксении Ситник «Мы вместе»). Атрибуты: тюбетейки, киргизский колпак,
Ход занятия:
Звучит песня: «Солнечный круг»
Воспитатель: Ребята, давайте возьмемся за руки и скажем:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Молодцы. Я рада видеть вас в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такими веселыми вы были всегда.
- От ваших улыбок у нас на ковре расцвели цветы, целая полянка. Это не простая полянка, а с загадкой. На каждом цветке буква и цифра. Ваша задача расположить цветы в порядке числового ряда (1-13) (дети берут цветы и располагают их по порядку на доске при помощи магнитов).
-Какое слово получилось? Давайте прочитаем.
- Толерантность
-это красивое по звучанию слово имеет не менее красивое и нужное значение, а что оно обозначает мы узнаем после того, как посмотрим видеоклип о толерантности.
Воспитатель: Ребята, понравился вам видеоролик? О чем этот мультфильм?
(Ответы детей…)
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно поняли. Дети всех стран встречаются и хотят дружить. Несмотря на то, что у них разный цвет кожи, разрез глаз, разные традиции. Всем детям нужен мир, и они хотят общаться друг с другом.
Воспитатель: Чтоб вы лучше поняли, что такое толерантность, ребята прочитают нам стихи:
1 ребенок:
Толерантность…Что это такое?
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: «Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся».
2 ребенок:
Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы.
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе, без нужды.
3 ребенок:
Толерантность – это,
Если дружно все живут.
И теплом сердец согреты,
Садик, дом наш и уют.
4 ребенок:
Чувствовать, думать, любить, как другие,
Сердцем умея понять солидарность,
Напрочь отбросить – «Они не такие!»
Этому учит нас толерантность.
Воспитатель: Толерантность - это уважение, доброта, принятие других людей такими, какие они есть. Это понимание богатого многообразия культур нашего мира.
Близким по значению к слову «толерантность» будет «терпимость».
- А сейчас я попрошу подойти ко мне Амирхана, Вику, Диму, Тимура, Даниэля, Соню и Еву. (дети выходят к доске)
- Я не просто так пригласила этих детей. Дело в том, что эти дети разных национальностей. Амирхан – киргиз, его родовые корни берут начало в республике Кыргызстан, Вика и Дима – украинцы. Есть такая страна Украина. Тимур, Даниэль - татары. В нашей стране есть республика Татарстан, Ева – башкирка, ее далекие корни ведут в республику Башкортостан. А Соня – русская девочка. Вот видите сколько детей разных национальностей есть в нашей группе. И все мы дружны.
- День толерантности отмечается 16 ноября.
У толерантности есть эмблема и цветок. Как они выглядят мы с вами сейчас узнаем. Ребята пройдите к столам, на столах лежат разрезные картинки (дети складывают картинки).
Воспитатель: Что у вас получилось? (ответ детей: эмблема, цветок).
- Посмотрите – это цветок, в середине этого цветка написано слово «Толерантность», а слова, которые написаны в лепестках цветка помогут нам понять смысл этого интересного слова. Я сейчас вам прочитаю эти слова: уважение, терпение, сострадание, дружба, забота, милосердие. О значении этих слов мы с вами говорили ранее. Они вам знакомы.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Моя улица» (физминутка).
Слушайте внимательно:
Похлопайте в ладоши те, кто живет в Челябинске.
Поднимите руки те, кто живет на улице Скульптора Головницкого.
Потопайте, кто живет на улице Краснопольский проспект.
Покачайте головой, кто живет на Улице Александра Шмакова.
Улыбнитесь те, кто живет в России.
- Молодцы!
Воспитатель: Да все мы живем в большой стране - Россия. Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут.
- Дети, послушайте притчу.
Воспитатель рассказывает притчу: Вавилонская башня:
Давным-давно люди на Земле говорили на одном языке. Земля у них была необыкновенно плодородная, так что им жилось всё лучше и лучше. Возгордились от этого люди и решили оставить о себе память на все времена. Решили построить башню до самого неба. Выбрали высокую гору, и закипела работа. Башня строилась много лет.
Вокруг горы, где строилась башня, вырос целый город — Вавилон. И вот башня почти готова. Но вдруг среди людей появился сам Бог. Не понравилось ему желание людей добраться до неба. Гнев вызвала у него человеческая гордыня. И наслал он на землю великую бурю. Ветер унёс все слова, которые люди привыкли друг другу говорить. И во всем Вавилоне люди перестали друг друга понимать. Никак не могли они договориться между собой. Строительство башни прекратилось, и она постепенно разрушилась. Все побросали работу, ходят и ищут: кто бы их смог понять? И стали люди собираться кучками: кто с кем говорит одинаково, тот с тем и старается держаться. И вместо одного народа получилось множество разных народов.
И разошлись люди в разные концы земли, каждый народ в свою сторону — строить свои города. С тех пор люди на Земле говорят на разных языках. Каждый на своем родном языке, и у каждого народа свои обычаи и традиции.
- Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов. И у разных народов есть свои обычаи, сейчас дети нам расскажут.
Рассказы детей:
Амирхан: Колпак – это традиционный головной убор мужчин-киргизов,
прошитый черными или красными линиями и узорами,
изготовленный из белого войлока, носимый с прошлых веков кочевым киргизским народом. Именно этот колпак главный элемент одежды,
показывающий социальный уровень человека, который его носит.
Ева: Тюбетейка - это старинный, национальный мужской головной убор.
Носят его башкиры, татары и другие народы Средней Азии.
Форма, цвет и узоры показывали бедный или богатый человек перед тобой.
Шьют из бархата, вышивают разноцветными шелковыми нитками, бусами. Блестками, камнями.
Тюбетейка является символом достоинства, дружелюбия, уважения к Богу.
Даниэль: Татарский народ очень гостеприимный,
По обычаю нужно накрыть праздничную скатерть и угощать лучшими угощениями: чак-чак, хворост, щербет, липовый мед и душистый чай.
Значимыми семейными событиями были свадьба и рождение ребенка.
Самый любимый праздник Сабантуй - что означает праздник плуга.
Его устраивают в июне по окончанию сева. Празднуют с самого утра; наряжаются, танцуют, поют, соревнуются, веселятся до поздней ночи.
Татары являются вторыми по численности в РФ после русских.
Воспитатель: Итак, ребята, понравилось вам занятие? какое новое слово вы сегодня узнали?
(ответы детей) – «Толерантность»
- Сейчас мы проверим, как вы поняли, что такое «толерантность». На доске размещены картинки, на которых изображены различные ситуации, а вам нужно выбрать, подходят ли они к толерантности или нет.
(ответы детей: 1-ая картинка: толерантность–это помощь людям, 2-ая картинка: толерантность-это забота, 3-ья-…это дружба, 4-ая:-...это доброта, 5-ая:-…это уважение, 6-ая:-…это поддержка).
- Дети каких национальностей есть у нас в группе?
(ответы детей: русские, украинцы, татары, башкиры и киргизы).
Заключение:
Воспитатель: Чтобы других ты смог понимать,
Нужно терпение в себе воспитать.
Нужно с добром к людям в дом приходить,
Дружбу, любовь в своем сердце хранить!
- Сегодня вы все молодцы! Спасибо за внимание.