Характеристика видов игр по их педагогическому значению представлена немецким психолога К. Гроссом: игры подвижные; умственные игры; сенсорные игры; игры, развивающие волю.
Все эти игры К. Гросс относит к «играм обычных функций». Игры «специальных функций» (упражнения с целью совершенствования инстинктов: семейные игры, игры в охоту, ухаживания и др.).
Н. К. Крупская делила игры и называла их:
1). Творческие – главной особенностью является самостоятельность детей.:
а) режиссерские,
б) сюжетно – ролевые,
в) театрализованные,
г) игры со строительным материалом,
2). Игры с правилами:
а) дидактические, которые делятся
· по содержанию (математические, речевые, природоведческие и т.д.)
· по дидактическому материалу (с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные)
б) подвижные, делящиеся
· по степени подвижности (большой, средней и малой подвижности),
· по преобладающим движениям (сбегом, прыжками, метанием и т.д.),
· по сюжету (сюжетные и бессюжетные),
· по предметам, которые используются в игре (с мячом, обручем, лентами и т.д.).
Современная классификация игр, предложенная С. Л. Новоселовой, основывается на том, по чьей инициативе они возникают:
Игры, возникающие по инициативе ребенка (самостоятельные игры): игры – экспериментирования; самостоятельные сюжетные игры (сюжетно – отобразительные; сюжетно – ролевые; режиссерские; театрализованные).
Игры, возникающие по инициативе взрослого, которые внедряют с образовательной и воспитательной целью: игры обучающие (дидактические, сюжетно – дидактические, подвижные); досуговые игры (игры – забавы, игры – развлечения, интеллектуальные, празднично – карнавальные, театрально – постановочные).
Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе взрослого и более старших детей: традиционные; народные.
Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.
2. Какие условия необходимо соблюдать при организации процессуальных игр?
в процессуальных играх дети раннего возраста постепенно осваивают разные ролевые отношения, учатся строить диалоги, общаться с партнёром по игре, в самостоятельных играх, проявлять фантазию
В раннем возрасте необходимо создавать условия для пробуждения у ребенка интереса к игре, появления игрового отношения к предметам, принятия воображаемой ситуации:
· стремиться к созданию положительной эмоциональной атмосферы общения с ребенком;
· вовлекать ребенка в воображаемую ситуацию с помощью сюжетных игрушек, обращений к персонажу (персонажам) игры, обращений к ребёнку от имени персонажа;
· осуществлять показ игровых действий, сопровождающийся развёрнутыми высказываниями в процессе разыгрывания с ребенком небольших эпизодов в рамках того или иного сюжета (кормление игрушек, прогулка,укладывание их спать, купание, и пр.);
· побуждать ребенка к повторению действий взрослого, при необходимости оказывать малышу помощь;
· поддерживать инициативные игровые действия ребенка;
· наделять игровым смыслом простые манипуляции с игрушками, преобразовывать неигровые действия ребенка в действия «понарошку».
3.Опишите методические приемы, способствующие развитию процессуальной игры
Если ребенок впервые пришел в ясли и совсем не умеет играть, в задачи воспитателя входит пробуждение у малыша интереса к игре, вовлечение его в воображаемую ситуацию, поощрение самостоятельных игровых действий. На первых порах инициатива в организации игры полностью принадлежит взрослому.
Воспитатель вместе с малышом обходит комнату, показывает игрушки, которые есть в группе, рассказывает, где стоит столик с посудой для кукол, где находятся их кроватки и т. д. Знакомя ребенка с игрушками, воспитатель ласково разговаривает с ними, обращается от их имени к малышу. Он может предложить ему взять куклу или собачку на руки и погладить ее, показать, где у нее глазки, носик и пр.
Вводить ребенка в игровую ситуацию можно, наделяя игровым смыслом его действия с предметами. Например, если малыш возит за веревочку грузовик, ему можно предложить покатать на нем собачку; если он теребит ухо медвежонка, можно посочувствовать игрушке, у которой «заболело ушко» и показать малышу, как закапать в ушко капельки.
Если ребенок не влючается в игру, настаивать не нужно. Пусть он просто понаблюдает за игрой взрослого. Возможно, в следующий раз он захочет присоединиться к игре воспитателя.
Для того чтобы вовлечь малыша в игру, воспитатель может попросить его о помощи (например, подать полотенце, принести расческу) или распределить действия: «Давай я вытру Ляле головку, а ты ее причешешь». По окончании совместной игры ребенок может поиграть самостоятельно.