Д/З Найти пословицы, поговорки, стихи о смелости и храбрости




Класс

Тема. Звать через прошлое к настоящему

Цель: сопоставить героико-эпические образы музыки с образами изобразительного искусства.
Задачи:
Образовательная – познакомить с жизнью и подвигами князя Александра Невского и показать, как его образ отражен в музыке и изобразительном искусстве.
Развивающая – развивать познавательный интерес, эстетический вкус, творческую активностьи мышление учащихся.
Воспитательная – воспитывать уважение к защитникам Отечества и к памяти об их подвигах, глубокое чувство патриотизма.
Музыкальный материал: С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский» («Песня об александре Невском», хор «Вставайте, люди русские», «Мертвое поле», «Ледовое побоище», «Въезд Александра Невского во Псков»).
Изобразительный материал: триптих «Александр Невский» («Северная баллада», «Александр Невский», «Старинный сказ») П.Корина, «Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища» В.Серова, «Ледовое побоище» палехского художника Н.Зиновьева, скульптура «Александр Невский» О.Комова.
Видио материал: фрагменты фильма С.Эйзенштейна «Александр Невский»


Ход урока:

Эпиграф: «За отчий дом, за русский край

Вставайте, люди русский»


Звучит «Песня об Александле Невском» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева


Учитель: Каким героическим страницам истории России посвящена эта музыка?
Дети: Защите Русской Земли от иноземных захватчиков в 13 веке, героической личности Александра Невского знаменитого полководца 13 века, защитника и святого Земли Русской.

Учитель: Какая основная мысль этой части кантаты, написанной С. Прокофьевым?
Дети: «Кто придет на Русь, будет насмерть бит».

Учитель предлагает напеть знакомую по начальной школе главную тему, обращаясь к нотной записи на стр.92 учебника.

Звучит хор «Вставайте, люди русские»


Учитель: Какая основная мысль этой части кантаты?
Дети: Зов к защите родной земли.
Просмотр видеофрагмента
Учитель предлагает напеть еще одну, знакомую по начальной школе, главную тему.

Предлагаю еще раз вслушаться в музыку вступления к хору «Вставайте, люди русские» и изобразить движением руки характер звучания набатного колокола.

Звучит вступление к хору «Вставайте, люди русские»

Учитель: Сравните обе части, определите их форму.

Дети: Оба фрагмента написаны в трехчастной форме, и в том и в другом средние части контрастны крайним.

Учитель: С.Прокофьев сочинил музыку к легендарному фильму С.Эйзенштейна «Александр Невский». Позднее она легла в основу его кантаты – многочастного музыкального произведения для хора, меццо-сопрано и оркестра. Зримость образов музыки Прокофьева дает повод обратиться к восприятию другого произведения искусства – живописного триптиха П.Корина «Александр Невский».

Учащиеся рассматривают триптих

Учитель: Какая идея лежит в основе этих картин художника?
Дети: воплощение «непокорного духа русского народа»

Учитель: Почему фигура Александра Невского занимает центральную часть?
Дети: Так как триптих был написан накануне Великой Отечественной войны, то в центре могучая фигура воина, грозный лик и гневный взгляд защитника Отечества, уверенный жест руки, сжимающий рукоять меча. Основная идея – мобилизация людей на защиту родной земли, русский воин будто говорит: «А если кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет!»

Учитель: Какие сюжеты воплощены на правой и левой частях триптиха?

Дети: В «Северной балладе» - русский крестьянин с вытянутой вперед рукой, словно преграждая дорогу врагу, рядом – русская женщина с выражением непреклонной воли на прекрасном лице. Вокруг – суровая северная природа.

В «Старинном сказе » - сказительница, сказитель готовые запечатлеть в своих песнях-сказах величие и трагизм событий той поры, и «ушкуйник» - не то разбойник, не то богатырь. А кругом – та же суровая русская природа.

Учитель: В каких музыкальных произведениях, известных вам из начальной школы, раскрывается тема защиты Родины?

Дети: Канты петровского времени, фрагменты из оперы М.Глинки «Иван Сусанин», А.Бородина симфония №2 «Богатырская», М.Мусоргского «Богатырские ворота» из циула «Картинки с выставки», русские народные песни.

Учитель: Прокофьев стремился сделать музыку, характеризующую вражеские силы, «неприятной для русского уха». Тупая механичность псов-рыцарей, жесткие, устрашающие гармонические наслоения усиливаются композитором при помощи новых средств магнитафонной записи.

Звучит музыкальная картина «Ледовое побоище»



Учитель: Какая тема звучит в эпизоде русской атаки?
Дети: Героическая и удалая (в исполнении струнных инструментов).

Учитель: Какой прием развития применяет композитор для того, чтобы передать острейшие моменты схватки, драматизм борьбы?
Дети: Принципы чередования и контраста тем, изображающих тевтонцев (механический шаг, монотонно-мертвенное пение, словно гимн смерти, и музыкальных характеристик русских воинов (героический клич хора «Вставайте, люди русские»), удалые наигрыши скоморохов, яркая тема «русской контратаки», стремительное движение-полет русской конницы). Поочередная контрастная борьба тем, затем одновременное сочетание их в кульминации. Это соответствует драматическому содержанию картины.

Учитель: Какой форме ближе композиция «Ледового побоища» - рондо или вариациям?
Дети: Рондо.

Учитель: Сравните музыкальную картину с лаковой миниатюрой «Ледовое побоище» Н.Зиновьева. Звучит ли эта картина?

 

 

Дети: Звучит.

Учитель: Какие черты этого произведения декоративно-прикладного искусства

помогают услышать противоборство двух сил?


Дети: В центре в красном плаще и доспехах на вздыбленном белом коне Александр Невский. Под ногами сражающихся синий лед и втаптываемые в него доспехи крестоносцев. Развивающиеся плащи ратников придают изображению драматизм, движение. Взметнувшиеся вверх плащи создают ощущение могучей силы. Черный фон усиливает драматизм происходящего. Узор по краям изображения словно замыкает действие в небольшом пространстве, предрекая его исход – биться до победы.

 

Просмотр видиофрагмента

Учитель: Контрастом к музыкальной батальной картине «Ледовое побоище» служит следующая часть кантаты – «Мертвое поле».

Звучит «Мертвое поле» из кантаты «Александр Невский»

Учитель: Какому жанру народной песни близка эта мелодия?
Дети: Причитанию-плачу.

Учитель: Какой лад создает образ скорби?
Дети: Минор.

Учитель: Что роднит эту мелодию с народными песнями?
Дети: Певучесть, распевы, неспешность рассказа.
Учитель: Принцип контраста в развитии образов является важнейшим в композиции всей кантаты, а не только какой-либо ее части. Мощному звучанию симфонического оркестра и хора в «Ледовом побоище» протипоставляется одинокий женский голос в «Мертвом поле».

Учащимся предлагается сравнить различные произведения искусства: скульптуру О.Комова «Александр Невский» на стр.96, шестую часть кантаты «Мертвое поле» с русскими народными песнями, обратиться к картине В.Серова «Въезд Александра Невского во Псков», созвучной одноименной последней части кантаты, знакомой по начальной школе.
Звучит заключительная часть кантаты «Въезд Александра Невского во Псков»

 

Просмотр финала фильма

Итог урока:

Учитель: В кантате ярко выражена идея и наших дней – идея защиты Отечества, русского государства. Все произведения искусства, присутствующие сегодня на уроке, всегда будут будить в нашем воображении недавние события Великой Отечественной войны. Как вы понимаете смысл выражения М.Мусоргского «Звать через прошлое к настоящему»?

Высказывания учащихся

Вокальная работа. Повторим песню «Мир, который нужен мне»

«Мир который нужен мне»

 

Я рисую на окне

Мир, почти такой, как наш.

Я рисую на окне

Акварели и гуашь.

Краски яркие возьму

И закрашу серый цвет.

Нарисую ту страну,

Где для слёз причины нет,

 

Где улыбки каждый день,

Где почти всегда весна,

Где у всех, у всех людей

Очень добрые глаза.

Кто-то ищет целый век:

"Где же счастье?" - Вот оно!

Здравствуй, добрый человек -

Посмотри в моё окно!

 

Припев: Ты посмотри:

На моём окне

Я рисую этот мир,

Где ни зла, ни горя нет.

Ты посмотри:

Будет этот мир,

Где добро всегда царит,

Мир, который нужен мне!

 

Я рисую новый мир.

Пусть моя не сохнет кисть!

Я рисую новый мир.

Эй, прохожий, обернись!

Если что-то ты хотел

В этой жизни изменить -

Нарисуй в своём окне

Мир, каким он должен быть.

 

И я верю, что когда

Каждый кисть свою возьмёт,

С наших окон доброта

В настоящий мир войдёт.

И наступит долгий век

Без обид и слёз в глазах.

Где ты, добрый человек?

Это всё в твоих руках!

 

Припев (2 раза)

Д/З Найти пословицы, поговорки, стихи о смелости и храбрости

До свидания, до новых встреч!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: