ФОТОПОЭЗИЯ АЛЬФРЕДА ПАУЛАУСКАСА




Вера Соловьева

«Фотоискусство, так же как и поэзия,

есть способ концентрации реальности»

Евгений Евтушенко

Известно, что фотография была изобретена 180 лет назад, историки еще не успели дать имя музе этого направления искусства. Между тем, поэзию давно поделили на направления и прикрепили к ним своих дев-кураторов: эпическая поэзия – Каллиопа, лирическая – Евтерпа, любовная – Эрато. И посещают эти девы талантливых людей издавна. Может ли дружить фотография с компанией прекрасных муз поэзии? Несомненно! Более того, фотография и поэзия связаны друг с другом. Если фотохудожники стремятся в своей работе к поэтическому изображению, они всегда используют образность, исходя из критерий поэзии. К таким мастерам относится и Альфред Паулаускас. Он преодолевает статику изобразительного языка и вносит в фотоснимок элементы поэтического ритма. Тональная гамма его фотографических откровений необыкновенно точно, без изощрений рифмуется с их содержанием, создавая целостные и завершенные произведения, используя с технологической точки зрения чаще всего чёрно-белую бром-серебряную – классическую фотографию.

Альфред Паулаускас родился в 1934 году в Германии. Когда учился в школе, у него проявилась тяга к искусству – увлекся рисованием, стихосложением, но после первого «морского крещения» при девятибалльном шторме романтика водной стихии на всю жизнь поселилась в его душе. После войны Альфред оказался в Советской Литве, и жизнь изменилась. Началось формирование характера юноши, он открывал для себя неизведанный мир, и каждый раз находил что-то интересное, новое, непривычное. Писал стихи, рассказы, публиковал свои заметки из районной жизни в республиканских газетах. Затем поступил на штурманское отделение училища водного транспорта в Каунасе.

«…С мальчишеской страстью

Я грезил о море и стал капитаном.

Однажды увидел – не призрак – «Титаник»!

Он плыл на рассвете под звуки оркестра.

И скрылся внезапно, как Фата-Моргана,

Хоть не было айсбергов, бури, тумана…» («Ветер»)

 

Любовь к живописи, любовь к морю волновали Альфреда в равной степени. Поэтому он почти одновременно с водным училищем поступил в художественную школу им. М.К.Чюрлёниса. Успешно окончив училище, получил направление в Северо-Западное речное пароходство Ленинграда. Судьба связала Альфреда с морем, с его непредсказуемым, своенравным характером. Паулаускас работал в Ленинградском морском порту, море испытывало его на умение и верность в качестве штурмана и капитана более десяти лет. В свободное от вахты время на корабле он рисовал, писал стихи, пел.

«Невод и парус, да весла в запас –

И с гребня на гребень гуляй на просторе!

Спорит смоленый дощатый баркас

С тобою, суровое Лаптевых море!..» («Спор»)

 

Именно в море Альфред всерьез заинтересовался фотографией. «Трудно вспомнить, когда и как началось мое увлечение фотографией, но, наверно, с морского пейзажа, 50 лет назад. Во время вахты, увидев необычную красоту заката, я взял фотокамеру. Фотография вошла в мою жизнь как море, как поэзия, как женщина», – признается Альфред.

Любовь к морю, сближение с ним обернулись для Альфреда не только трудовой, производственной стороной, но и художественной, выразившейся в маринистике, как живописного, так и фотографического характера. Человек и море – тема на всю жизнь, а само море – любимый герой Паулаускаса: в одном кадре море – трудовое, а в другом – лирическое с флёром поэтичности. Талант художника тесно переплетается с талантом поэта, и рождаются восхитительные морские пейзажи, легкие, солнечные, воздушные. Серия работ «Море зовет» – фото-рассказ о прекрасном мире, о мечтах, фантазиях, молодости, солнце.

«Море для меня не просто стихия, это мой ласковый друг и вдохновитель, которое меня многому научило за годы плавания», – говорит Альфред.

Специалисты-фотографы отмечают, что многие кадры сняты с подчеркнутой проработкой тонов морского пейзажа: нежно-серый берег, в поверхности воды «серость» еле проступает, и водная гладь незаметно сливается с матово-белым небом. В эту белизну прихотливо вкраплены черные, запечатанные пятнышки – чайки, парящие в небе или грациозно устроившиеся на волне («Спутник моряков», «Морячки», «Луна-купальщица», «Чайки и волна», «Лунная дорога»…)

Фотография из увлечения превратилась в профессию. Учеба на факультете фотожурналистики, работа в районной газете города Пушкина, газете «Смена» и других печатных изданиях, причем работал и фотографом, и корреспондентом, журналистом, редактором.

«Над Царским – небо голубое…

В свой град, поэзией маня,

Ты смотришь с болью и любовью

На всю Россию и меня…» («Александру Пушкину»)

 

Следует отметить, когда светопись только зарождалась, общество видело в ней конкурента живописи, но собственный путь фотографии как искусства связывался с необходимостью разрыва с традицией живописи. Успехи так называемой репортажной, или прямой фотографии, обязаны именно такому разрыву. Но, просматривая репортажные работы Альфреда, этого разрыва как раз и не находишь. Один из основополагающих принципов живописи – установка на выразительность и эстетизацию – остался незыблем для фотографий того периода творчества Паулаускаса. В качестве примеров можно привести следующие работы: «За тех, кто в море», «В первый класс», «На крючке», серия «Покаяние», «Рассказ бывалого человека», «Хозяин моря», «Фронтовые воспоминания». Роль фоторепортера заключается в съемке стоп-кадров, ключевых моментов разворачивающихся событий. В ситуации чрезвычайного происшествия, где счет идет на секунды, способность фотографии запечатлевать реальные отрезки времени становится не только функцией будущего снимка как документа-свидетельства, но и основным выразительным средством его в качестве образно-художественного отражения реальности.

Поиски своего места в фотоискусстве были трудными. Но Альфред нашел индивидуальный образный стиль, создавая в начале семидесятых годов первый цикл «Ленинград и ленинградцы», который показал в фотоклубе Выборгского Дворца культуры в Ленинграде.

Фотографии часто рождают у мастера стихотворные строки.

«Закружила, завертела,

Опьянила словно хмель.

И затихла, оробела,

Обессилила метель.

Тишина. Но нелегко мне

В неожиданной тиши:

У Невы любовь припомнил…

Что ж затихла ты?

Кружи!» («Метель»)

 

Количество фоторабот увеличивалось, расширялся диапазон интересов. Фотографа приглашали участвовать в многочисленных фотовыставках. Его работы экспонировались во многих странах – Германии, Чехословакии, Польше, Австрии, Швеции, многих других – и везде с успехом. Альфред – лауреат конкурсов по фотоискусству.

Чтобы глубоко и полно говорить о творчестве Паулаускаса, следует отметить в его работах большую «шкалу» градаций световых тонов, полутонов, четверти тонов, их переходов. Добиваясь множественности нюансов, фотохудожник обогащает арсенал своих визуальных средств. Даже статичный предмет может обладать на его фотографии определенным ритмом и мелодикой тонировки. Чередование черно-белых «пятен», следование друг за другом создает динамичную, напряженную ритмику или же,наоборот, лирику спокойной задушевной энергетики кадра. Умение выявить поэтические детали в жизни, способность открывать поэзию в предметах, извлекать гармонию из прозы жизни, лиричность взгляда – все это отличает работы Альфреда. Паулаускас как фоторепортер не скрывает своего присутствия при развивающихся событиях, к нему обращаются, с ним общаются, или застенчиво улыбаются – это все входит неотъемлемой составляющей в то мгновение, которое облюбовал художник, чтобы наиболее полно представить своих героев во время репортажной съемки. Фотограф умеет отразить и красоту Ленинграда-Петербурга, и острые и драматические моменты городской жизни. Высокое профессиональное мастерство отличает созданные им работы о юных петербуржцах, жанровые сценки из жизни школьников и юных спортсменов; более того, одновременно с этим Альфред иллюстрирует сборники стихов многих питерских и современных литовских поэтов.

Паулаускаса всегда привлекала тема «Человек и его судьба». Именно индивидуальность, особенность личности – одна из основных тем его творчества. Мастер признается: «В каждом сюжете ищу композицию, которая усиливает и завершает эмоциональное воздействие, создает настроение и динамичность ». Он создал обширную галерею фотопортретов своих современников – деятелей культуры, литературы, политики. Галерея имеет уникальную ценность как свидетельство искусства во времени; каким его хочет видеть мастер. Примеры фотопортретов – «Артист кино Павел Кадочников», «Нани Брегвадзе», «Анатолий Собчак», «Георгий Жженов», «Кинорежиссер Эльдар Рязанов», «Литовский актер Донатас Банионис» и многие другие. Следует отметить в портретной серии точное дозирование и использование мастером прямого света: резкого, чтобы выделить детали; рассеянного, чтобы обвести персонажей мистическим ореолом. Свет может «смоделировать» лицо, фигуру, чтобы оттуда «вытянуть» индивидуальность модели.

В большинстве своих работ Альфред, как портретист, избегает откровенного позирования. Ему интереснее «неправильность» позы, так как она явно предшествует правильной, но в это кадре столько правды о данном человеке, что вряд ли «правильный» миг скажет о нем больше. «Камера может раскрыть то, что вы сами о себе не знаете», – говорит мастер. В фотопортретах нет застывших, надуманных композиций, есть мгновения, увиденные настолько точно, что поза, взгляд, выражение лица не только раскрывает человека, но порой становится обобщенными образами радости, печали, мудрости и даже символами времени. Понятно, что любой фотопортрет запечатлевает вполне определенный исторический момент жизни человека, является своего рода историческим фотовременем.

Сегодня Альфред Паулаускас – член Союза журналистов России, Международной ассоциации писателей-баталистов и маринистов, лауреат премии газет «Моряк Балтики» и «Вечерний Ленинград». Но не стоит забывать, что Паулаускас еще и поэт. И здесь, так же как и в его живописных и фотографических работах, доминирующие темы – море, женщина. Он пишет о разлуке с домом, берегом, или, наоборот, с морем; часто с долей юмора. Альфред знает, что надо для счастья:

«…Чуть грустинки, да каплю смеха.

Чтоб хрипел над морем Высоцкий,

Рвался Моцарт, шептала Пьеха.

И не был забыт Иосиф Бродский…» («Верны мы»)

 

«Все дороги к тебе ведут…» – обращается мастер к родной Балтике. Или к любимой женщине? Фотохудожник одухотворенно преподносит нам красоту женщины. Это не циничные глянцевые искусственные красотки; нет, это – истинная природная, живая, светящаяся восхитительность дочерей Евы, частица мира. Серия работ, посвященная женщине, восхищает и радует своей гармонией, нежностью, лиризмом: «Силуэт», «Русалка», «Шалунья», «Лилия», «Настроение», «Ожидание». Альфред убежден: «Обнаженное женское тело воспевалось и превозносилось во все времена, так почему сегодня мы должны этого не замечать». Психологизм, душевный анализ композиции кадра, несомненно, входят в палитру мастера и являются наиболее сильными его свойствами. Мельчайшие интонации изображения – как интонации и тембр человеческого голоса, и в фотокартине проявляется «призвук» изображения. Мастер умеет сконцентрировать в одной фотографии то, что выражается в многочисленных образах, самыми разнообразными методами и возможностями техники воспевает обнаженную женскую натуру. Женщины далекие, недоступные, ангельские, чувственные и нежные. У Паулаускаса «Дамские фотографии» говорят шепотом, тихо, но четко и поэтично. Они приманивают, притягивают, соблазняют.

В фотографиях Паулаускаса ощущается дыхание моря, природы, человека, их единство в гармоничном слиянии. «Порой ощущаю, что между небом и моей индивидуальной судьбой существует связь. Я испытываю могучее воздействие космоса, его ритмов, его излучения на мое творчество».

Для мастера главное в фотоискусстве – поиск и выявление красоты, присущей человеку, передача внутренней динамики и тонкой игры света и тени, мысли и чувства, переживаний. Снимки Альфреда Паулаускаса – не простые видео документы, а оригинальное художественное воплощение времени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: