Министерство образования и науки Российской Федерации
ПАСПОРТ
РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКА ИСТОРИИ ИКУЛЬТУРЫ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕНАЯ АКАДЕМИЯ ИМ.А.Л.ШТИГЛИЦА
КАФЕДРА ЖИВОПИСИ И РЕСТАВРАЦИИ
I.ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ПАМЯТНИКА.
вид памятников определение, характер памятника | памятники изобразит. искусства. | памятники прикладного искусства. | археологи-ческие памятники | документ- альные памятники | прочие памятники ист-и и культуры |
Картина |
II. МЕСТО постоянного хранения памятника, владелец --" Академия русского балета им А. Я. Вагановой "
III. КАТАЛОЖНЫЕ СВЕДЕНИЯ о памятнике | Примечания, уточнения | |
Наименование | Портрет Марфы Муравьевой | |
Автор | Н.х. | |
время создания | XIХ век | (1860 – 1880гг) |
материал, основа | Холст | |
техника исполнения | Масляная живопись | |
Размеры | 125.5х89х5см |
III. ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ: Решение Реставрационного Совета Санкт-Петербургской Государственной Художественно-Промышленной Академии им. А.Л. Штиглица от 24 февраля 2017г.
Памятник передан в реставрацию 24 февраля 2017 г.
Акт о передаче №от “”20г.
IV. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИИ ПАМЯТНИКА, условиям хранения, предшествовавшим реставрациям и исследованиям, с указанием источника сведений:
Картина поступила из мемориального кабинета Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. Сведений о хранении и предыдущей реставрации нет. (см. Историко-аналитическое исследование о времени создания произведения и возможном авторстве)
V. СОСТОЯНИЕ ПАМЯТНИКА при поступлении в реставрацию
а) по визуальным наблюдениям:
I. Тыльная сторона:
Подрамник:
Деревянный (предположительно сосна),раздвижной с крестовиной, тонированный, коричневого цвета со скосами. Ширина планки 6,5 см, толщина 1,7 см, фаска 2 см. Соединение планок в «прямой шип», на крестовине шпонка, продольная планка прямого глухого соединения. Сохранились все клинки (10 шт.), но отличаются по цвету и форме. 2 из них судя по ветхости и цвету соответствуют подрамнику,возможно принадлежат ему,остальные 8 реставрационные
Многочисленные механические потертости и царапины на подрамнике. Трещина в верхней части крестовины в соединении с планкой, от вбитого клинка,с боковой стороны размером 8см.
На верхней планке в правом углу скол древесины от клинка размером 1х2 см
На нижней планке вбиты два гвоздя с левой и правой стороны d 0,3 см.(заводские)
По всей поверхности царапины и потертости.
На вертикальной планке крестовины имеется надпись выполненная ручкой «125/5 х89,5(холст)» размером
Подрамник требует реставрации. Пригоден для дальнейшего использования.
Холст:
В ходе предыдущей реставрации картина сдублирована.Картина сдублирована на животный клей. Наблюдается общая деформация холстов в виде провисания и диагональных фалд в углах картины.В нижнем левом углу имеется расслоение авторского и дублировочного холстов.Неравномерная поверхность дублировочного холста вызванная возможным наличием реставрационных пластырей на авторском холсте.
В нижней части картины уплотнения и фалды вызванные скоплением загрязнений за нижней планкой во внутренней части подрамника,связь между холстами не удовлетворительная. Общий прорыв обоих холстов угловой формы в правой нижней четверти 1х1 нити прорыва выходят на тыльную сторону. В нижней части холста маркировка инвентарный номер(АРБ 19дробь оф/ж).
Дублировочный холст:
Дублировочный холст 10 на 9 нитей на см²,льняной среднезернистый,полотняного плетения, светло-коричневого цвета. Частые узелки, поверхность холста сильно загрязнена и запылена, имеются пятна клея и набрызги эмульсионной краски
В нижней левой части холста инвентарный номер музея выполненный синим маркером «АРБ 18|оф/ж»
Кромки дублировочного холста: кромки около 7 см. Загнуты на тыльную сторону на от 4 до 5 см, закреплены гвоздями(заводскими и кованными) с картонной подкладкой, некоторые гвозди загнуты.Кромки имеют темно-коричневый цвет,темнее основной поверхности холста из за проклейки дублировочного холста.
Авторский холст: льняной, среднезернистый, саржевого плетения.Утрата холста в нижнем левом углу 1х2 см.
Кромки авторского холста: ветхие, жесткие и тонкие. Авторские кромки загрунтованы, грунт светло-серого цвета. Края кромок неравномерные, местами отсутствуют. Многочисленные гвоздевые отверстия, прорывы на загибах кромок.
Утрата холста в нижнем левом углу 1х2 см.
II. Лицевая сторона.
Грунт: эмульсионный, тонкий (просматривается фактура холста), эластичный, белого цвета.
Имеется мелкосетчатый кракелюр грунта, в местах реставрационных вставок крупносетчатый кракелюр. Связь грунта с основой удовлетворительная.
Утраты грунта:
на изображении стены в верхней правой части 0,7х2 см
в верхней центральной части на изображении стены 1,5х1,3, 0,7х0,5 см
в месте прокола в левой нижней части на изображении стены 0,4х0,5 см
на изображении ножки стола в нижней правой части 0,6х0,5 см
на изображении платья 1,1х0,5 см
Красочный слой:
Описание картины: портрет в интерьере, Марфа Николаевна Муравьева изображена в пол оборота, в черном платье,облокотившейся о спину кресла. Слева от нее изображен камин со стоящим на нем канделябром.
Масляная живопись, тонкая, многослойная, видна фактура холста, плотная в светах. Связь между грунтом и красочным слоем удовлетворительная.
Среднесетчатый кракелюр в светах на изображении лица и воротника.
Утраты красочного слоя были восполнены в ходе предыдущей реставрации. Реставрационные вмешательства в виде записей (заходят на авторскую живопись) не попадают в тон и цвет авторской живописи.
По верхнему и левому краю картины наблюдается нижележащий красочный слой.
Многочисленные мелкие потертости красочного слоя по всей поверхности картины.
В местах утраты грунта при предыдущих реставрациях были подведены мастиковки с заходом на авторскую живопись, лежат не в фактуре авторского грунта, либо не соответствуют фактуре
Имеются реставрационные вставки:
7,3х7,5 на изображении платья;
3,5х3,5 в нижней левой четверти;
4х4,5 на изображении стены;
1,8х1,1на изображении свечи
4х2,3 на изображении подсвечника
Покрывной лак: Неравномерный слой лака, пожелтевший на изображении лица, неравномерный блеск, местами отсутствует.
Общие поверхностные загрязнения (пыль, набрызги краски).
п/п | цель и вид исследования | описание и результат исследования | место хранения, № и дата заключения | Исполнитель, должность, (Ф.И.О.) |
1. | Исследование видимой люминесценции поверхности картины под действием УФ-излучения 1)Для определения цвета, равномерности лаковой пленки | В свете видимой УФ люминесценции наблюдается вполне равномерное,мутноватое свечение по всей поверхности, просматривается живопись | 3.03.2017 | Ягина К.В., Габлия М.Г. студенты I курса кафедры «Живопись и реставрация» СПГХПА им. Штиглица |
2)Для определения наличия позднейших записей | На поверхности картины видны темные пятна, разные по интенсивности | |||
2. | Исследование под микроскоп МС2-Zoom)С целью определения связи холстов а так же связи красочного слоя с грунтом и основой Для детального изучения структуры холста, грунта,живописи | 7.03.2017 | Габлия М.Г. студент I курса кафедры «Живопись и реставрация» СПГХПА им. Штиглица | |
1.Холст | небольшое расхождение в местах общих прорывов авторского и дублировочного холстов | |||
2.Грунт | Грунт белого цвета. Мастиковки лежат на авторской живописи,края мастиковок хрупкие приподнятые.жесткий кракелюр мастиковок вызванный толстым,неравномерным слоем их поверхности | |||
3. Живопись | Записи заходят на авторскую живопись,не совпадают в тоне и цвете Среднесетчатый кракелюр на изображении лица.Слой живописи в светах более плотный,видна фактура мазка | |||
Исследование в ИК лучах | Просматриваются утраты и прорывы в виде мастиковок по всей поверхности и места прорывов основы,утраты под мастиковками На изображении фигуры просматриваются темные пятна,что возможно является более ранними записями,лежащими под лаковой пленкой Некоторые записи наблюдающиеся в ИК не видны в УФ лучах |
Общее заключение о состоянии памятника:
Плохая связь между дублировочным и авторским холстом, расслоение холстов в левом углу и местах прорывов. Общая деформация холстов в виде провисания, деформации по углам холста, реставрационные пластыри, общий прорыв. утрата авторского холста в нижнем левом углу, Утраты грунта. Реставрационные мастиковки заходят на авторскую живопись, лежат не в фактуре авторского грунта и не соответствуют фактуре. Среднесетчатый кракелюр красочного слоя Записи изменившиеся в тоне и цвете, заходящие на авторскую живопись.По всей поверхности тонкий пожелтевший слой лаковой пленки. подрамник требует реставрации.
«03» марта 2017г. Студентка 2 курса Габлия Маяна Гивиевна
VI. ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ И ЕЕ ОБОСНОВАНИЕ
Программа составлена на основании Задания на реставрацию, принятого от 8 марта 2017 г. Реставрационным Советом Санкт-Петербургской Академии имени А.Л. Штиглица.
а) Состав и последовательность реставрационных мероприятий:
1. Обеспылить поверхность живописи и холста.
2. Укрепление красочного слоя и грунта.
3. Раздублировка.
4. Устранение прорывов холстов и деформацию основы.
5. Сдублировать картину на новый холст.
6. Натяжение картины на старый подрамник.
7 Устранение мастиковок заходящих на авторскую живопись.
8 Подведение реставрационного грунта в местах утрат.
9. Восстановление авторского лака.
10. Утоньшить авторский лак.
11. Удаление записей.
12. Покрыть картину лаком.
13. Восполнение утрат авторской живописи.
б) Особые условия:
Дотонировать авторскую живопись на изображении фона по верхнему краю
для лучшего экспозиционного восприятия произведения.
Программа утверждена
«8 » марта2017г.
_ подпись