Фрагмент урока по методике преподавания математике.




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

 

Педагогический институт

Кафедра ППДНО

 

Реферат на тему

 

«Методика обучения решению задач»

Работу выполнила:

Студентка 3 курса ЗНОу-118

Заочного отделения кафедры ППДНО

Жижилева Анастасия Юрьевна

 

Работу проверила:

Старший преподаватель

Болотова Т.В.

 

Владимир 2021 г

Фрагмент урока по методике преподавания математике.

УМК «Школы России», М.И. Моро.

Класс:3 (1 ч.) стр. 30

Тип урока: «Урок формирования умений»

Тема: «Решение составных задач»

Цель: совершенствовать умение решать составные задачи.

Задачи:

1. Повторить знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.

2. Формировать умения читать и понимать задачу, выделять структурные компоненты задачи и строить модель задачи.

3. Формировать умения составлять план решения задачи, рассуждать от данных к вопросу и наоборот, устанавливать связи между данными и искомым, выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.

4. Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значения выражений и составлять ответ.

5. Совершенствовать умения выполнять проверку способ составления обратной задачи.

Оборудование:

 

 

Задача:

Учительница раздала детям 35 тетрадей в клетку и столько же в линейку. После этого у нее осталось 18 тетрадей. Сколько тетрадей было у учительницы?

1 вид задачи: Задачи на нахождение суммы одинаковых слагаемых.

Учительница раздала детям 35 тетрадей в клетку и столько же в линейку. Сколько тетрадей раздала учительница? (35+35=70(т.))

2 вид задачи: Задачи на нахождение суммы 2-ух чисел.

Учительница раздала детям 70 тетрадей, у нее осталось 18 тетрадей. Сколько тетрадей было у учительницы?

(70+18=78 (т.))

Ход урока:

Этап урока Содержание урока Оформление доски /презентации
Подготовительный этап (отработка умения решать простые задачи) Задачи: -Повторить знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи. -Ребята, предлагаю Вам вспомнить всё то, что мы уже знаем. Давайте устно решим следующие задачи: В школьную столовую привезли 6 кг лимонов, яблок 24 кг. Сколько килограмм фруктов привезли в школьную столовую? -О чём идёт речь в задаче? (О школьной столовой в которую привезли лимоны и яблоки) -Сколько кг лимонов привезли? (6 кг) -Сколько привезли кг яблок? (24 кг) -Чтобы узнать сколько всего килограмм привезли в столовую, какое действие нужно выполнить? (сложение) -Верно. Какое выражение у нас получится? 6+24=30(кг)-всего привезут фруктов. -Мы ответили на вопрос задачи? (да) -Предлагаю прочитать следующую задачу решить её: В поход пошли 24 мальчика, а девочек на 4 человека меньше, чем мальчиков. Сколько девочек пошли в поход? - О чём идёт речь в задаче? (о мальчиках и девочках, которые пошли в поход) -Что нам известно о мальчиках? (Мальчиков пошло 24 человека) -Что ещё нам сказано в условии? (Что девочек на 4 человека меньше, чем мальчиков) -Что нужно найти? (Сколько девочек пошли в поход)   Составим схему к этой задачи: - Чтобы узнать сколько девочек пошли в поход, какое действие нужно выполнить? (вычитание) -Верно. Какое выражение у нас получится? 24-4 = 20 (ч)- девочек в походе. -Что мы напишем в ответе? (24 девочки пошли в поход) - Прочитаем внимательно следующую задачу: «Дачники посадили 7 ящиков картошки, а лука 3 ящика.» -Можем ли мы назвать этот текст задачей? (нет) -Что нужно сделать, чтобы этот текст стал задачей? (Мы должны дополнить условие задачи вопросом) -Какой вопрос может быть в этой задаче? (Сколько всего ящиков овощей посадил дачник?) -Составим схему к задаче: -Давайте решим эту задачу. -Сколько ящиков картошки посадил дачник? (7 ящиков) -Сколько ящиков лука посадил дачник? (3 ящика) -Как найдём сколько всего ящиков овощей посадил дачник? (нужно сложить количество ящиков с картошкой и луком) -Какое выражение получим? 7=3= 10 (ящ.)-Всего посадил дачник. -Сформулируйте ответ! (Всего 10 ящиков овощей посадил дачник) -Верно, молодцы!     Схемы чертим на доске     Схема на доске
1. Решение задачи: -чтение и осознание текста задачи -выделение структурных компонентов задачи. -построение модели задачи. Задачи: -Формировать умения читать и понимать задачу, выделять структурные компоненты задачи и строить модель задачи. -Ребята, откройте учебник на странице 30 и прочитайте «про себя» задачу под №10. Если задача показалась непонятной, прочитайте ещё раз! (Учитель раздала детям 35 тетрадей в клетку и столько же в линейку. После этого у нее осталось 18 тетрадей. Сколько тетрадей было у учительницы?) -Кто прочитает задачу вслух? -О чём идёт речь в задаче? (Об учителе, она раздала тетради в клетку и в линейку детям) -Что нам известно об этих тетрадях? (что тетрадей в клетку 35 штук и в линейку столько же) -Что нам ещё известно? (Что у учителя осталось ещё 18 тетрадей) -Какой главный вопрос задачи? (Сколько тетрадей было у учительницы?) -Что ещё нам нужно узнать помимо главного вопроса? (сколько тетрадей раздала учительница) -Верно! Для того, чтобы лучше понять задачу и ситуацию, происходящую в ней, нам нужно изобразить её на схеме. Как Вы думаете, какая схема подойдёт к нашей задаче? (подойдёт 3 схема) -Объясните, почему не подходят 2 и 1-ая схемы? (Потому что в 1-ой схеме показано, что всего было 35 тетрадей, а по условию нам неизвестно. А 2-ая, потому что нам известно, что тетрадей в клетку и в линейку было по 35 штук.) -Верно! А теперь попробуем пересказать задачу по схеме. (Учитель раздала тетради в клетку и столько же в линейку. У неё осталось ещё 18 тетрадей, сколько тетрадей было у учителя?)     Заранее подготовленная, скрытая часть доски.
2.Поиск пути решения задачи. Составление плана решения. Задачи: -Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от вопроса к данным; строить умозаключения. -Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (мы не можем сделать этого сразу же) -Для начала составим план решения. -Какой главный вопрос задачи? (Сколько было тетрадей у учителя) -Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Сколько учитель раздала тетрадей ученикам) -Что нам об этом известно? (Что тетрадей в клетку 35, а в линейку столько же) -Что мы должны сделать, чтобы найти количество тетрадей, которые учитель раздала? (Мы должны сложить количество тетр. В кл. и линейку) -Найдём это число, будем его знать, но как же мы узнаем сколько было тетрадей у учителя? (нам известно, что у неё осталось ещё 18) -Сможем ли мы теперь ответить на главный вопрос задачи? (Да, мы сможем это сделать) Составим план решения задачи: Сначала узнаем сколько тетрадей раздала учитель. Что для этого нужно сделать? (Для этого нам нужно сложить количество тетрадей в клетку (35) и в линейку (столько же-35) -Когда это число будет известно, найдём общее количество тетрадей. Что для этого нужно сделать? (Сложить количество тетрадей, которое учитель раздала и количество, которое у неё осталось)  
3.Записи решения и ответа задачи. Задачи: -Формировать умения записывать решения; находить пояснения; находить значения выражений -Во сколько действий будем решать эту задачу? (В 2 действия) -Почему? (Так как в задаче 2 неизвестных) -Давайте запишем первое действие. Как запишем? Один ученик на доске, остальные в тетради. 1) 35+35 = 70(т.)— раздала учитель. -Что мы нашли? (количество тетрадей, которое раздала учитель.) -Какое будет второе действие? 2) 70+18= 88(т.)-было тетрадей. -Что мы нашли вторым действием? (Общее количество тетрадей, которое было у учителя). Мы записали 2 действия, а можно ли решить эту задачу не в 2 действия? (Можно) -Как? (с помощью одного действия) -Верно. Давайте посмотри, какое из нам данных подходит? -(35+18)-35 -35+(35-18) -(35+35)+18- верное. -Запишите верное выражение в тетрадь: (35+35)+18=88(т.)-было тетрадей у учителя.    
4.Проверка полученного решения. Задачи: Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления задачи, обратной данной. -Ребята, прежде чем напишем ответ к задаче, давайте проверим верно ли мы её решили? -Составим обратную задачу. Как мы её получим? (изменим условие и вопрос задачи) -Составим новую схему, изменив условие вопрос: - По схеме составьте текст обратной задачи: «У учителя было 88 тетрадей. Она раздала 35 в клетку и столько же в линейку. Сколько тетрадей осталось у учителя?» -Решим данную задачу. -Что известно из первого предложения задачи? (что у учителя было 88 тетрадей) -Прочитаем второе предложение, что мы узнаем из него? (что учитель раздала 35 тетрадей в клетку и столько же в линейку) -Какой главный вопрос задачи? (Сколько тетрадей осталось у учителя) -Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Сколько учитель раздала тетрадей ученикам) -Что нам об этом известно? (Что тетрадей в клетку 35, а в линейку столько же) -Что мы должны сделать, чтобы найти количество тетрадей, которые учитель раздала? (Мы должны сложить количество тетр. В кл. и линейку) -Найдём это число, будем его знать, но как же мы узнаем сколько было тетрадей у учителя? (нам известно, что у неё было 88 тетрадей) -Сможем ли мы теперь ответить на главный вопрос задачи? (Да, мы сможем это сделать) Составим план решения задачи: Сначала узнаем сколько тетрадей раздала учитель. Что для этого нужно сделать? (Для этого нам нужно сложить количество тетрадей в клетку (35) и в линейку (столько же-35) -Когда это число будет известно, найдём общее количество тетрадей. Что для этого нужно сделать? (вычесть из общего количества тетрадей, то количество, которое она раздала) -Давайте запишем первое действие. Как запишем? Один ученик на доске, остальные в тетради. 1) 35+35 = 70(т.)— раздала учитель. -Что мы нашли? (количество тетрадей, которое раздала учитель.) -Какое будет второе действие? 2) 88-70= 18(т.)-осталось тетрадей. Ответ: 18 тетрадей осталось у учителя. -Посмотрите на первую задачу и на вторую, что мы видим? (Получили 18 тетрадей, что соответствует данным первой задачи) -О чём это говорит? (Что решение и ответ были найдены верно) -Верно. Теперь мы можем записать ответ к исходной задаче: Ответ: У учителя было 88 тетрадей.       Схема на доске     На доске написано решение

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: