ГОУ ВПО РОСЗДРАВА РФ. Новосибирский государственный медицинский университет




ГОУ ВПО РОСЗДРАВА РФ

Новосибирский государственный медицинский университет

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

 

КАФЕДРА ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ХИРУРГИИ

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

 

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ТЕМЕ

” ОСТРЫЙ холецисТИТ”

Новосибирск 2010

 

-1-

«Утверждаю»

Зав.кафедрой факультетской хирурги НГМУ

дмн.,проф. ------------

В.В. Атаманов.

1сентября 2010 г.

 

 

Методическое пособие для студентов

К практическому занятию по теме: ”Острый холецистит”

 

 

Клиническое значение изучаемой темы: Острый холецистит довольно часто встречается в медицинской практике. В хирургических стационарах его частота достигает 5-12 %по отношению к другим заболеваниям. Знания клиники, диагностики этого заболеваний позволят избежать диагностических ошибок и эффективно помочь больному человеку.

 

Цель занятия: Научиться клинике, диагностике, классификации и лечению острого холецистита.

Cтудент должен знать (знания на входе):

1- анатомию и физиологию печени и желчевыводящих путей.

Cтудент должен знать (на выходе): 1- этиопатогенез острого холецистита, 2- клинику, диагностику, дифференциальную диагностику,

3- классификацию,

4- принципы лечения,

5- прогноз данного заболевания.

Студент должен уметь: Собирать жалобы, обследовать больного с острым холециститом, назначить обследование, читать и интерпретировать анализы, уметь определить необходимый объем лечебных мероприятий, представить прогноз течения заболевания.

Место проведения занятия: Палаты хирургического отделения, учебная комната, операционная, перевязочная.

Оснащение занятий. Иcтории болезни c анализами и методами обследования, набор слайдов.

Расчёт времени:

1. Вводное слово преподавателя -5 мин.

2. Предварительный опрос студентов -20 мин.

3. Курация больных по теме истории болезни – 15 мин.

4. Курация больных с острым панкреатитом – 20 мин.

5. Клинический разбор больных, историй болезни по теме- 40 мин.

6. Продолжение опроса студентов – 60 мин.

7. Подведение итогов занятия – 5 мин.

Два перерыва по 5 мин. - 10 мин.

 

.

.

Наглядные пособия: видеофильм операции при остром холецичтите, слайды острый холецистит классификация.

Вопросы для обсуждения:

1- Причины возникновения острого холецистита:

А – анатомические предрасположения,

Б- функциональные предпосылки,

В- патологические состоянии, способствующие развитию острого холецистита.

Патогенез развития острого холецистита,

Клиника острого холецистита,

Классификация острого холецистита,

Диагностика острого холецистита,

6 – Лечение острого холецистита:

А - принципы консервативного лечения,

Б – принципы опреативного лечения,

Г – показания к оперативному лечению,

Прогноз острого холецистита.

Предварительный опрос- из предшествующего курса студенты должны знать:

1.Расположение печени и желчного пузыря в брюшной полости, граничащие с ними органы, проекцию желчного пузыря на переднюю брюшную стенку.

2.Анатомию внепеченочных желчных путей.

3.Физиологию печени.

4.Лабораторную диагностику заболеваний желчных путей.

Понимать:

1.Механизм камнеобразования.

2.Механизм рарушения оттока желчи и возникающие в результате этого проявления.

 

Уметь:

1. Читать рентгенограммы желчного пузыря, желчных протоков, данные УЗИ и МРТ

2. Проводить обследование больного с патологией внепеченочных желчных путей.

3. Проводить поверхностную и глубокую пальпацию живота.

4. Выполнять перкусию живота.Определять границы печени по Курлову.

 

Из лекционного материала студент должен знать:

1.Симптомы патологии желчного пузыря

2.Классификацию холециститов

3.Тактику дежурного хирурга при лечении больного с острым холециститом (экстренная операция, отсроченная операция в холодном периоде)

4.Виды операций при остром холецистите

5.Диагностика камней в желчевыводящей системе

6.Дифференциальная диагностика (синдром Курвуазье)

 

Понимать:

1.Патогенез острого холецистита

2.Механизм и последствия осложнений болезни

3.Последствия нарушения естественного оттока желчи

 

Уметь:

1.Дифференцировать острый холецистит с печеночной коликой, острым панкреатитом, осложненной язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки

2.Дифференцировать калькулезный холецистит с раком поджелудочной железы

3.Дифференцировать желтухи (механическую,паренхиматозную,гемолитическую)

4.Иртерпретировать данные лабораторных исследований

5.Определить симптомы:Ортнера, Мюсси-Георгиевского, Мерфи, Курвуазье

6.Составить и обосновать план лечения больного

 

Работа в палате

До начала занятий преподаватель подбирает трех больных с заболеваниями желчевыводящей системы. Студенты, разбитые на группы, проводят курацию, ставят диагноз, определяют тактику лечения.

 

Дифференциальная диагностика

Под контролем преподавателя в присутствии остальных групп представители групп докладывают своего больного. При этом преподаватель обращает внимание на латинскую терминологию, динамику заболевания, исправляет неправильно выполненные студентами приемы обследования больных. Затем группа переходит в учебную комнату, где проводится дифференциальная диагностика.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: