Способы словообразования.




1) Конспект темы переписать в тетрадь для конспектов. (См. фото далее в документе )

2) упражнения переписать в тетрадь для домашних работ: (см. фото далее в документе).

 
целые слова: плащ-палатка, музей-квартира, выставка-продажа; v целое слово с частью слова: главврач, зарплата, замминистра, компартия; v части двух и более слов: спецкор, комсомол, колхоз, завуч, юннат; v две или более основ, соединяемых интерфиксами: химико-технологический, небосвод, паровоз, светло-голубой, нефтегазодобыча 1 v две основы с одновременным использованием интерфикса и добавлением суффикса или нулевой суффиксацией: нефтепровод, шестигранник, пятиугольный; v два слова в одно без изменения своей формы; ранее они составляли свободное словосочетание и сейчас могут быть таковым в другом контексте: благодарить, сегодня, глубокоуважаемый, «вечнозелёный, тугоплавкий, быстрорастворимый» v названия начальных букв или первые звуки слов, образующих словосочетание: ЦК — центральный комитет, СНГ — Содружество Независимых Государств, вуз — высшее учебное заведение.  
Наиболее часто происходит субстантивация — переход в существительные. Самый распространенный случай — субстантивация прилагательных. Она может быть полной, когда слово как прилагательное уже не употребляется (мостовая, булочная, мастерская, приданое, купчая, горничная), и неполной, когда слово в речи выступает и как прилагательное, и как существительное: больной ребёнок — больной давно не встаёт с постели. Реже происходит субстантивация причастий: Провожающих попросили покинуть вагон; Собравшиеся тепло приветствовали появление на трибуне президента. В роли существительных могут выступать и другие части речи, например числительное (Первое он съел, а от второго отказался), наречие (Когда же наступит это долгожданное завтра!), междометие (Мне надоели твои «ох» и «аx»). Кроме того переходят: Причастия в прилагательные, утрачивая непосредственную связь с глаголом и приобретая качественное значение: выдающийся учёный, неприкрытая ложь, неподготовленный ученик, неуспевающий ученик, блестящий ответ, неподходящий по цвету свитер, нетронутая натура. В ряде учебников этот способ относят к неморфологическим, называя его лексико-синтаксическим. Существительные в наречия: вывернуть наизнанку, обошли кругом, разбили наголову, подойти сбоку, проснулся утром. Деепричастия в наречия: читал лежа, согласился нехотя, решил задачу шутя, обиделся не шутя, шли молча,; Существительные в предлоги: путем эксперимента, в течение часа, в ходе переговоров, в завершение доклада, вследствие кризиса. Д еепричастия в предлоги: благодаря помощи друзей, несмотря на кризис, невзирая на обстоятельства. Числительные (порядковые) в прилагательные: первый парень на деревне, первого сорта, первые лица государства, был на вторых ролях. Числительное (количественное) в наречие и частицу (ограничительную): ест одни яблоки; Одна сестра позвонила поздравила, остальные забыли о дне рождения; Дети остались дома одни. Наречия в предлоги: жили согласно — согласно приказу, находиться рядом — жить рядом с метро, посмотреть кругом — объехать кругом дома (в каждом первом-словосочетании — наречие, во втором — предлог).  

 

Упражнения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: