Тема: Методика обучения математике как педагогическая наука и её связь с другими науками




Цель: выяснение значения данного предмета для формирования профессиональных компетенций

Методика математики – это наука о целях, содержании и методах обучения математике.

Методика математики изучает цели обучения математике (для чего учить?); содержание (чему учить?, методы обучения математике (как учить?), средства обучения математике (с помощью чего учить?) и формы организации урока и его анализ.

Все 5 звеньев взаимосвязаны и зависят от цели обучения.

Методика математики состоит из двух разделов - общие и частные вопросы.

Методика математики связана с математикой как базовой наукой, педагогикой (раздел-дидактика), психологией, физиологией, философией и др.

Свою историю российская методика изучения математики берёт с создания первого учебника «Арифметика» (1703г.), автором которого был Леонтий Филиппович Магницкий. Магницкий родился в 1169 году в Тверской губернии в семье крестьянина. Достоверных сведений о том, где и как он получил образование, нет. Но известно, что в 17 веке- это был один из образованнейших людей, обучал математике учащихся в школе мореходных и навигательных наук. В 1700 году за умение так привлекать к изучению математики, как магнит, Петр I дал ему прозвание Магницкий.

В конце 17-начале 18 века не существовало печатных русских учебников математики. Поэтому в феврале 1701 года Петр I велел Магницкому написать такой учебник. В ноябре тот уже представил рукопись книги, за что и получил 49 рублей, 31 алтын и 4 деньги. В 1703 году учебник под названием «Арифметика» был напечатан тиражом 2400 экземпляров. Впервые материал в нём был расположен в определённой системе: автор подробно разобрал арифметические действия с целыми и дробными числами, дал сведения о денежном счете, мерах и весах, привел много практических задач, применительно к реалиям российской жизни. Затем изложил алгебру, геометрию и тригонометрию. Магницкий в своем учебнике не только стремился доходчиво разъяснить математические правила, но и побудить у учеников интерес к учебе. Он постоянно на конкретных примерах из обыденной жизни, военной и морской практики подчеркивал важность знания математики. Даже задачи старался формулировать так, чтобы они вызывали интерес, зачастую они напоминали анекдоты с замысловатым математическим сюжетом. Около 50 лет учебник являлся главной книгой учащегося юношества. Один из экземпляров достался и юному Михаилу Ломоносову.

Основоположником методики арифметики в Западной Европе по праву считается Г. Песталоцци (1746-1827). Продолжателем его идей в России был выходцем из немецкой семьи, названный на русский манер Федором Ивановичем Буссе – учитель математики одной из гимназий Петербурга. Буссе является автором ряда книг. В 1831 г. выходит его книга «Руководство к преподаванию арифметики для учителей» - по существу первая методическая книга в России. По расположению материала эта книга является комментариями для учителя арифметики. Однако Ф. И. Буссе освещает в ней вопрос о целях преподавания арифметики и излагает их в виде следующих правил преподавания:

1. Упражнения должно приспособлять к понятиям и возрасту учащихся.

2. Не оставлять ничего без основательного объяснения

3. Наблюдать постепенность

4. Сперва развивать в учениках ясное понятие о предмете, а потом уже давать определение оного

5. Показать ученикам пользу и необходимость каждого арифметического правила.

Ф. И. Буссе сделал лишь первый шаг в создании методики арифметики.

Творцом методики арифметики в России, бесспорно, является Пётр Семёнович Гурьев. Биографические данные о нём скудны. Сын академика С. Е. Гурьева, автора ряда трудов по математике, Пётр Семёнович состоял в должности преподавателя, а затем инспектора классов Гатчинского сиротского института. Гурьев предложил методику изучения арифметических действий. Деятельность П. С. Гурьева в области создания методики арифметики началась с издания книги «Арифметические листки, постепенно расположенные от легчайшего к труднейшему, содержащие в себе 2523 задачи с решениями оных и кратким руководством к исчислению составленные П. Гурьевым», СПБ 1832. Сочинение напечатано на отдельных листках. Цель издания, по мнению автора,— дать учителю средство возбудить и поддержать в учениках своих самодеятельность. На листках даны примеры, задачи и правила для производства арифметических вычислений. Учитель после объяснения того или иного материала может раздать эти листки, принимая во внимание силы и способности учащихся. Таким образом, даже форма издания подчёркивает основной тезис автора о роли самодеятельности учащихся. Он первый применил концентрическое расположение материала, выделив два концентра: десяток и сотню.

Главной методической работой П. С. Гурьева является его «Руководство к преподаванию арифметики», 1839. Подготовку учителей П. С. Гурьев считал своим кровным делом, ему он отдал всю свою жизнь. «Давно со всех сторон слышны у нас жалобы,— говорит он,— на недостаток в хороших элементарных преподавателях: но как помочь делу? — откуда взять таких преподавателей, когда до сих пор на нашем языке ни по одному предмету всеобщего обучения нет такой книги, которая более или менее имела целью наставить неопытных, молодых людей на многотрудном шатком их поприще»| («Предисловие»). Его принципиальные положения — сознательность обучения, самодеятельность учащихся и жизненность материала — далеко опередили своё время.

С тех пор развитие науки методики математики продолжается, совершенствуется, предлагаются новые идеи, подходы, программы и т.д.

Что такое методика математики? Запишите определение.  
Что изучает методика математики? Перечислите 5 основных составляющих  
Из каких разделов состоит методика математики?  
С какими науками связана методика математики?  
Какова история её появления? Запишите 3 основных имени, основные труды и года издания.    

Решите задачи из учебника Л. Ф. Магницкого:

Задача 1. Един человек выпьет кадь пития в 14 дней, а со женою выпьет тое же кадь в 10 дней. И ведательно есть, в колико дней жена его особне выпьет тое же кадь?

Задача 2. Некто оставил в наследство жене, дочери и трем сыновьям 48000 рублей и завещал жене 1/8 всей суммы, а каждому из сыновей вдвое больше, чем дочери. Сколько досталось каждому из наследников?

Задача 3. Вопросил некто некоего учителя, сколько имеешь учеников у себя, так как хочу отдать сына к тебе в учение.

Учитель ответил: если ко мне придет учеников еще столько же, сколько имею и полсколько и четвертая часть и твой сын, тогда будет 100. Сколько было учеников?

Задача 4. Юноша некий пошел из Москвы к Вологде и идет он всякий день по 40 верст. А другой пошел после него на следующий день, а на всякий день идет по 45 верст. Ино в сколько дней тот юноша постиг прежнего юношу, сочти.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: