Ткаченко Татьяна Александровна ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ




I8ВN 5-699-12468-3

 


© Т. А. Ткаченко, текст, 2005

© Т. А. Ляхович, иллюстрации., 2005

© ООО «Издательство «Эксмо», 2005


Готовимся к школе по интенсивной методике

Ткаченко Татьяна Александровна ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Художник Т. Ляхович

Дизайн переплетал. Матвеев

Графические иллюстрации С. Смолинская

Ответственный редактор Л. Кондрашова

Технические редакторы О. Кистерская, М. Печковская

Компьютерная верстка П. Степенко

Корректор Т. Белова

ООО «Издательство «Эксмо» 127299, Москва, ул. Клары Цеткин, д. 18/5. Тел.: 411 -68-86, 956-39-21.

Оптовая торговля книгами «Эксмо» и товарами «Эксмо-канц»: ООО «ТД «Эксмо». 142700, Московская обл., Ленинский р-н, г. Видное, Белокаменное ш., д.1. Тел./факс: (095) 378-84-74, 378-82-61, 745-89-16.

Многоканальный тел. 411 -50-74. Е-таМ: гесер1юп@ек5то-за1е.ги

Мелкооптовая торговля книгами «Эксмо» и товарами «Эксмо-канц»:

117192, Москва, Мичуринский пр-т, д. 12/1. Тел./факс: (095) 932-74-71.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ И ПЕДАГОГИ!

Если ребёнок 56 лет неправильно произно­сит звуки речи, к примеру, рубашку называет лубасъкой, а раскладушкуласкладусъкой, то для подготовки к школе ему потребуются заня­тия с логопедом. В противном случае недостат­ки произношения отразятся на письме перво­классника, а овладение грамотой окажется под угрозой.

Перед вами книга «Логопедические упражне­ния», адресованная родителям и воспитателям дошкольников. Однако мы ни в коем случае не призываем взрослых, не имеющих специальной подготовки, самостоятельно вызывать или за­креплять какие-то звуки в речи малыша. Подчёркиваем, что такая работа должна осуще­ствляться только логопедом.

В данной книге объединены 110 упражнений для нормализации речи детей, которые рекомен­дуется проводить и логопедам, и неспециали­стам: родителям, родственникам, гувернёрам, воспитателям и пр. Выполнение предлагаемой системы упражнений позволит свести к мини­муму вмешательство логопеда, а во многих слу­чаях полностью нормализует речь дошкольника.

Все задания в книжке разделены на следующие этапы логопедической работы: развитие речевого внимания, активизация словаря, развитие слухо-

 


вых внимания и памяти, пальчиковая гимнасти­ка, подбор рифмующихся слов, восприятие близ­ких по звучанию слов, артикуляционные упражне­ния, анализ звукового состава слов, тренировка дикции. В каждый этап включены оригинальные, эффективные и занимательные упражнения. Все они многократно апробированы на практике и представлены в порядке нарастания сложности.

Выполняйте задания без пропусков и пере­становок, по 15—20 минут в день, до получения стойкого результата. Настройтесь на радост­ное, заинтересованное общение с малышом, эмо­циональный контакт с ним. Поддержите ребён­ка, особенно неуверенного в себе, не только улыб­кой, но и поощрениями за любую, даже самую маленькую удачу. Выражаем уверенность, что «Логопедические упражнения» помогут разви­тию у ребёнка не только речевых, но и других не­обходимых для школьного обучения процессов: внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления, познавательной активности.

Желаем успеха!

Заслуженный учитель России, отличник просвещения,

логопед высшей квалификации Т.А. Ткаченко




       
 
   
 

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ВНИМАНИЯ

Выбери предложения, которые относятся к изображённому событию. Объясни свой выбор.


 

Покажи и назови предметы в том порядке, в котором они перечислены в стихотворениях.

В зимний холод нам нужны: Свитер, тёплые гитаны, Шапка, шарф и сапоги, Куртка, варежки, носки.

 


Тянет скатерть пёс за край, Таня, с пола собирай: Вилку, апельсин, маслёнку, Книгу, ложку и солонку.



 
 

 
 

Исправь ошибки в сочинении Незнайки о своём огороде.


 
 

 
 

 
 

Внимательно слушай каждое задание, а за­тем точно выполняй его, но только тогда, когда услышишь слово — «ПРОСЬБА».

Просьба: подними руки вверх.

Руки вниз.

Просьба: руки в стороны.

Руки вперёд.

Присядь.

Просьба: встань.

Попрыгай на одной ноге.

Просьба: покружись.

Просьба: похлопай в ладоши. Опусти руки.

Просьба: топни правой ногой.

А теперь левой.

Сделай наклоны головой вправо и влево

Просьба: присядь.

Встань!

Поставь руки на пояс и попрыгай.

Остановись!

Руки в стороны и пр.


 


рата.

Нарисуй справа три гриба, а слева два цветка., Нарисуй справа три синие палочки, а слева четыре зелёных круга.

 


Нарисуй сверху одну ёлочку, а внизу два домика.

Наверху нарисуй две большие ёлки и одну маленькую, а внизу, два красных гриба и три жёлтых.

Нарисуй наверху четыре зелёные палочки, а внизу два жёлтых кружка и один красный.




 
 

Исправь ошибки в описании сказочных ге­роев.

Колобок залез на дерево.

Карлсон надел пальто и полетел на крышу.

Красная Шапочка сняла свою белую панамку.

Золушка нагрубила мачехе и отказа­лась убираться в доме.

Буратино достал из огня золотой ключик.

Дюймовочка зашла в автобус и опус­тилась на сиденье.





Послушай пары слов. Назови предметы, указанные свойства которых не постоянны.

Сладкое мороженое — сладкая кон­фета — сладкий виноград.

Белая ромашка — белый снег — бе­лый халат.

Металлическая сковорода — метал­лические рельсы — металлическая лож­ка.

Солёная селёдка — солёный огу­рец — солёные грибы.

Прямоугольная книжка — прямо­угольное окно — прямоугольный стол.

Деревянная ложка — деревянный стул — деревянная рама.





В огороде до сих пор Под землёю... (помидор?)

 


Серый шарик только тронь, Всех уколет тихий... (конь?)


 

Объясни, могут ли происходить в жизни пе­речисленные события.

Свинья летает.

Рыба бежит к морю.

Петух кукарекает.

Муравей тащит бревно.

Носорог залез в нору.

 


Соловей ловит медведя.

Мама младше дочки.

Дедушка старше внука.

В холодильнике жарятся котлеты.

У кукушки вывелись котята.

Мальчики играют в баскетбол.

 

Пингвин ударил леопарда своим ро­гом


 

 
 

Найди и объясни ошибки в шуточных стихах.

К нам пришли зверята: Белочки, ежата, Утюги, моржи, Голуби, стрижи.

К нам пришли зверята: Щуки и телята, Кошки и вороны, Тигры, макароны.

 


К нам пришли зверята: Окуни, ягнята, Лоси и кукушки, Пироги и плюшки.


Из трёх объектов выбери один лишний. Объясни ход рассуждений.


 

 




 

       
 
   
 

Реши задачки-шутки.

Наташа сорвала в саду 3 сливы, 2 груши и 2 морковки. Сколько фруктов набрала Наташа?

Сколько стаканов воды можно прине­сти дуршлагом?

Мама несёт арбуз. Сын говорит: «Ма­ма, ты возьми меня на руки, а я понесу арбуз». Поможет сын матери?

На балконе сидели 3 голубя и 2 воро­бья. К ним прилетела одна бабочка. Сколько стало птиц?

Петя, Нина, Надя, Вова и Юра игра­ли в прятки. Кого было больше: мальчи­ков или девочек?

 


Что едят жирафы, когда земля по­крыта снегом?

В группе детского сада лыжи есть у пяти детей. Наступило лето. Сколько де­тей смогут покататься на лыжах?

Малыш бросил в ванну ложку, вилку и нож. Сколько предметов поплывёт по воде?

На ёлке 8 веток. На каждой ветке вы­росло по одному плоду. Сколько всего выросло яблок?

Горело 4 свечи, одна погасла. Сколь­ко осталось свечей?


 

 
 

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ


Назови ещё 5 предметов такого же цвета. Считай слова, загибая пальцы на руке.

 


ПРИМЕР: Радуга — картина, ковёр, набор кра­сок, обложка журнала, лоскутное одеяло, салют.


       
   
 

 

 


Подбери названия пяти предметов к каждо му сочетанию слов.



 
 

       
   
 
 

* Если слово подобрано правильно, взрослый ставит в круге +.


 
 



Дополни каждую фразу, быстро подбирая нужные слова. Считай количество подобранных слов, загибая пальцы на руке.



Перечисли 3—4 действия, характерных для обоих объектов.

 


ПРИМЕР: Трактор, строитель: тянет, тащит, шу­мит, двигает, разворачивается.


 

 
 

Пофантазируй, а затем подробно расскажи о поступке ребёнка с указанной чертой характе­ра. Отметь — положительное это качество или отрицательное.

Смелость.

Капризность.

Жадность.

Честность.

Аккуратность.

Леность.

Храбрость.

Драчливость.

Хитрость.

Жизнерадостность.

Осторожность.

 


Сообразительность.

Доброжелательность.

Уверенность в себе.

Общительность.

Замкнутость.

Послушание.

Трудолюбие.

Дружелюбие.

Обидчивость.

Трусость.

Вежливость.

Жестокость.

Чистоплотность.


Расскажи о виде спорта и спортсменах по| одному из атрибутов их деятельности*.


 

           
   
   
 
 
 

* К одному слову, обозначающему атрибут, желательно подобрать название нескольких спортивных профессий. Например, бассейн: ва­терполист, пловец, пловец синхронного плаванья и пр.





Как открыть консервную банку.

Как пожарить яичницу.

Как сварить борщ.

Как собраться в школу.

Как вырастить большую яблоню.

Как сделать салат.

Как накрыть праздничный стол.

Как убрать комнату.

Как помыть окно.

Как поменять постельное бельё.

Как заменить колесо у машины.

Как из салфетки сделать снежинку.

ПРИМЕР: Как открыть консервную банку? Пос­тавить, взять, приставить, ударить, проткнуть, < продвигать, приподнять, отогнуть.



 

Подробно расскажи — что ты будешь де­лать, если:

у твоей бабушки заболело сердце; незнакомец входит с тобой в лифт;

ты почувствовал в доме запах газа; вечером в твоей квартире отключи­ли электричество;

сестрёнка поранила ногу на улице;

 
 


за тобой с лаем бежит чужая собака;

в лесу, где ты гуляешь, началась сильная гроза;

ты потерял деньги, когда ходил в
магазин

ты нашёл у подъезда больного котёнка?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: