Жанровые основы музыкального языка.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Специальность 050601 Музыкальное образование

Теоретические основы курса.

Методические рекомендации к темам курса.

Контрольные вопросы к темам курса.

Тестовые задания по темам курса.

Музыкальные викторины.

Составитель -

преподаватель

музыкально-теоретических

дисциплин

Злепко Н

Теоретические основы курса «Анализ музыкальных произведений»

Введение

1. Специфика музыкального искусства

2. Особенности художественного образа музыкального произведения.

3. Временная природа музыки, её способность передавать разнообразные эмоциональные состояния в процессе их развития

4. Музыка выразительная и изобразительная.

 

 

Жанровые основы музыкального языка.

В музыковедческом подходе к жанровым основам обнаруживается несколько точек зрения. В. Цуккерман относит к «первичным» жанрам танец и марш. С. Скребков считает, что основные формы отражения в музыке «жизненных звуковых прообразов» связаны с 3-мя жанровыми началами – декламационностью, происходящей от речи, моторностью, - от танцевальных и трудовых движений, распевностью, представляющей обобщённое отражение действительности в самостоятельных мелодических образах.

А. Сохор выделяет инструментальную сигнальность, выраженную в фанфарных кличах, колокольном звоне, звукоизобразительность. Эти понятия тесно связаны с музыкой быта.

Три жанровые основы – песенность, моторика (танцевальность, маршевость), звукоизобразительность- проявляются в простейших жанрах, коренящихся в жизни и быту народа. Все музыкально- бытовые жанры имеют специфическое жанровое содержание, характер, склонность к определённому кругу настроений, а также, своеобразные музыкально-выразительные средства – ритмические обороты, формы аккомпанемента, мелодические фигуры, типы фактуры.

Песенность, как исконное генетическое свойство песенных бытовых жанров, раскрывает вокальную природу интонирования. Она означает плавное движение мелодической линии, её преимущественно поступенный тип развития. Мелодия и текст подобны по структуре и состоят из равных построений: строф или куплетов (часто с рефреном-припевом). Внутреннее членение музыкальной строфы соответствует членению строфы поэтической. Песенному жанровому стилю присуща особая напевность стиха, выражающаяся в небыстром темпе, распевности важных по смыслу слов, смягчённой артикуляции.

Жанры маршевой музыки возникли на основе походной песни, военных сигналов, некоторых форм танцевальной музыки, по характеру близких маршу (интрада). Выполняя функцию шествия, движения вперёд, маршеобразные жанры соединили элементы жанрового содержания, идущие от звукоизобразительности, сигнальности, моторики. Марши обычно выдержаны в размерах 2/4, 4/4, 6/8; типичны острые пунктирные ритмы, синкопы, контрасты легато и стаккато, которые ведут происхождение от барабанной дроби, фанфарных сигналов. Особенности мелодики – движение по трезвучию, повторы звуков, инструментальные обороты (квартовые скачки от 5-й к 1-й ступени лада), подчёркивают квадратность строения, чёткость членения в целом.

Танцевальные жанры изначально были средством выражения сильных эмоций, чаще положительных. Радость жизни, ликующий настрой выливаются в энергичном движении. Наиболее распространённые танцевальные жанры получили известность через профессиональную музыку.

Вальс. Ритмическое оформление (3/4, 3/8, 6/8) сочетается с умеренно быстрым темпом. Лиризм, изящество, пластичность мелодической линии поддерживается типичной формулой вальсового аккомпанемента (бас берётся на 1-й доле такта, другие аккомпанирующие голоса - на 2-й и 3-й долях).

Полька - народный чешский танец, соединивший стилистические черты экосеза, контрданса, кадрили. Образное содержание включает лирические, героические элементы. Интонации скочны (подвижный танец с подскоками) сочетаются с лирическими чешскими танцами. В ритмическом отношении господствует двухдольность.

Мазурка – польский народный танец, жанровое содержание которого – удаль, стремительность, задушевность. Мазурка испытала влияние жанрового стиля «оберека», стала подвижной, лиричной, отличается быстрым темпом, 3-х дольным размером. Все танцевальные жанры имеют общие жанровые признаки, отличаясь друг от друга неповторимым жанровым стилем. Характерные ритмические рисунки и размер:

Вальс: Полька:

Мазурка: Краковяк:

Полонез: Тарантелла:

Сицилиана: Сарбанда:

Одно сочинение может иметь одну или несколько жанровых основ. Жанровая основа предстаёт в музыкальном произведении в чистом виде. Активные, волевые, героические темы инструментальных, симфонических, оперных произведений обычно связаны с жанром марша, с музыкой сигнально-призывного характера, лирические темы – с песенностью. Например, в пьесе Грига «Свадебный день в Трольхгаузене», «Марше давидсбюндлеров» Шумана, «Полководце» Мусоргского жанровой основой является маршевость. Очень велико значение жанрового осмысления образа в непрограммной музыке, т.к. объективные свойства жанра помогают трактовать различные моменты музыкального содержания (Шопен Прелюдия A-dur – прелюдия-мазурка, Дебюсси «Дельфийские танцовщицы», Чайковский «Средь шумного бала» - вальсовая основа).

Взаимопроникновение типов интонаций, ритмоформул, фактурных элементов бытовых жанров осуществляется в процессе их общественного функционирования. Из сочетания признаков лирической песенности и маршевости возникает жанровый тип песни-марша.

3-х дольные балетные марши обнаруживают сходство с полонезом. Песенность часто проникает в моторные жанры. Это называется жанровым взаимодействием.

В профессиональной музыке встречаются самые различные виды жанрового взаимодействия. Например, ведущая тема финала 9-й симфонии Бетховена обладает признаками маршевости в широком смысле и имеет песенную основу в виде гимна (канта). Ноктюрн c-moll Шопена сочетает музыку эпико-драматического склада и лирически взволнованного высказывания. В мерности медленного 4-х дольного движения слышится маршевая поступь, а в мелодике легко узнаётся характерная для траурной музыки ритмическая фигура. Сама мелодия ноктюрна – синтез песенности и декламационности. В оркестровой пьесе «Смерть Озе» из сюиты «Пер Гюнт» Грига лаконичный музыкальный образ сочетает мерную поступь марша со строгостью хорала и скорбно-песенными интонациями.

Систематизируя информацию об основных приёмах, принципах воплощения музыкально-бытовых жанров в профессиональном творчестве, выделим 3 основных.

1. Жанровое цитирование (воспроизведение характерных признаков бытового жанра в неизменном виде): Мусоргский. Песня Марфы «Исходила младёшенька» из оперы «Хованщина».

2. Жанровое развитие (последовательное изменение жанрового характера музыки в целом, как основной фактор развития идеи произведения): Мусоргский. «Картинки с выставки» тема-рефрен «Прогулка» жанрово развивается в тему финала «Богатырские ворота».

3. Жанровое варьирование, жанровая трансформация (изменение жанрового характера одной и той же темы, её переход в другой жанр): Мусоргский «Трепак» - тема 4-й вариации преобразуется в колыбельную песню «Спи, мой дружок».

 

Жанровый анализ музыкального произведения очень важен и имеет свои преимущества. Во-первых, он относится и к области содержания, и к области формы, представляя собой своеобразное связующее звено. Во-вторых, жанровый анализ позволяет объективно судить об историко-социальной природе данного сочинения, о его базе «содержания», т.к. образование и действенность тех или иных жанров обусловливает сама жизнь.

Вопросы для самоконтроля

1. В чём состоит специфика музыкального искусства?

2. Какое значение имеют форма и содержание в музыкальном искусстве?

3. Что такое жанр?

4. Каковы жанровые основы музыкального языка?

5. Что такое стиль и стилистика?

Тестовые задания к теме

1. Выберите жанры, относящиеся по составу к хоровым.

а) Опера, оперетта, мюзикл.

б) Песня, ария, каватина, романс.

в) Кантата, оратория, месса, пассион, хоровая миниатюра.

2. Выберите жанры, относящиеся по составу к сольным вокальным жанрам.

а) Кантата, оратория, месса, пассион, хоровая миниатюра.

б) Опера, оперетта, мюзикл.

в) Песня, ария, каватина, романс.

3. Выберите жанры, относящиеся по составу к сольным инструментальным жанрам.

а) Симфоническая картина, симфоническое интермеццо, симфоническая фантазия, симфоническая поэма, симфония.

б) Дуэт, трио, квартет, квинтет, секстет, септет, октет, нонет.

в) Прелюдия, экспромт, музыкальный момент, песня без слов, фантазия, этюд, рапсодия.

4. Выберите жанры, относящиеся по составу к оркестровым жанрам.

а) Дуэт, трио, квартет, квинтет, секстет, септет, октет, нонет.

б) Прелюдия, экспромт, музыкальный момент, песня без слов, фантазия, этюд, рапсодия.

в) Симфоническая картина, симфоническое интермеццо, симфоническая фантазия, симфоническая поэма, симфония.

5. Выберите определения, относящиеся к жанровому цитированию.

а) Воспроизведение характерных признаков бытового жанра в неизменном виде.

б) Последовательное изменение жанрового характера музыки в целом.

в) Изменение жанрового характера одной и той же темы, её преобразование в другой жанр.

6. Выберите определения, относящиеся к жанровой трансформации.

а) Изменение жанрового характера одной и той же темы, её преобразование в другой жанр.

б) Воспроизведение характерных признаков бытового жанра в неизменном виде.

в) Последовательное изменение жанрового характера музыки в целом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: