Жизнь, труд, искусство –8 часов
Жизнь и творчество – 2 часа
Отражение жизни в образах – 20 часов
Давным - давно – 4 часа
Региональный компонент реализуется за счет введения в содержание предмета тем:
Виды прикладного искусства Вологодской области.
Изготовление панно по собственному замыслу и плану «Вологодские просторы»
Вологодское кружевоплетение. Заочная экскурсия в кружевную мастерскую.
Традиции строительства Вологодского края.
Экскурсия в краеведческий музей г. Сокола.
Северная чернь, резьба по бересте, роспись керамики – использование растительных мотивов вологодскими мастерами.
Экскурсия в комитет природных ресурсов.
Разделочная доска украшение аппликацией. Мотивы вологодских мастеров.
Отражение настроения в художественных образах, картинах и музыке Вологодских авторов
Аппликация «Времена года» нашего края.
Образ вологодского художника Корбакова в его творчестве.
Экскурсия в пожарную часть.
Тема | Основные виды учебной деятельности |
Жизнь, труд, искусство –8 часов | |
1.Вспомни! Жанры, панно, коллаж, аппликация. Сходство - различие. Виды прикладного искусства Вологодской области. | Под руководством учителя: - коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты; - ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения. Самостоятельно: - выполнять - простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов). С помощью учителя: - проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом с учётом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в подобранном материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; - отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий; - воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на освоенные графические изображения; - участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности; - обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. С помощью учителя: - наблюдать мир образов на экране компьютера, образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера; - исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять): · предложенные материальные и информационные объекты, · инструменты материальных и информационных технологий; - проектировать информационные изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологий, корректировать замысел и готовую продукцию в зависимости от возможностей конкретной инструментальной среды; - планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; - осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности. |
2.Все начинается с замысла Изобретатели и изобретения. Изготовление модели самолета по замыслу. Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы) | |
3.Воплощение замысла.Изготовление объемных деталей для панно по инструкционной карте. Изготовление панно по собственному замыслу и плану «Вологодские просторы». Контроль и корректировка хода работы. | |
4. Роль фантазии в реализации замысла. Изготовление открытки «Белочка» по инструкционной карте. Изготовление основы и деталей. Сборка изделия | |
-5.Роль фантазии в реализации замысла. Изготовление композиции «Царевна лебедь» по собственному замыслу и плану. Изготовление основы и деталей. | |
6.Роль фантазии в реализации замысла. Изготовление композиции «Царевна лебедь» по собственному замыслу и плану. Сборка изделия. | |
7.О чём могут рассказать игрушки. Изготовление кошелька «Собачка» по инструкционной карте. Изготовление лекал и деталей. Подбор материалов и инструментов; экономная разметка, обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; | |
8. О чём могут рассказать игрушки Изготовление кошелька «Собачка» по инструкционной карте. Сборка и украшение изделия. Проверка изделия в действии внесение необходимых дополнений и изменений. | |
Жизнь и творчество – 2 часа | |
1.Переосмысление жизни в творчестве и искусстве. Изготавливаем кукольный театр. Планирование работы, продумывание замысла. Лепка головы героя из пластилина. | |
2. Переосмысление жизни в творчестве. Изготавливаем кукольный театр. Костюм героя. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным декоративно-художественным и пр.) | |
Отражение жизни в образах – 20 часов 1.Народное искусство. Художники и ремесленники. Народные промыслы. Вологодское кружевоплетение. Заочная экскурсия в кружевную мастерскую. | |
2.Народное искусство. Сокольская керамика. Лепим из теста по инструкционной карте. | |
3.Живопись. Прообраз. Образ. Выполнение эскиза работы на тему мир природы, мир предметов, деятельность человека. Изготовление работы по эскизу в изученных техниках. Конструирование и моделирование в интерактивной среде на компьютере и в интерактивном конструкторе. | |
4.Архитектура. Традиции строительства Вологодского края. Изготовление объемной открытки по инструкционной карте. Заготовка деталей. Сборка изделия. | |
5.Вещи века. Предметы быта, конструкции, материалы, технологии изготовления. Экскурсия в краеведческий музей г. Сокола. Из тьмы появился свет. Работа с конструктором. Модель вертолета. Виды соединения деталей. Чтение условных графических изображений. | |
6.Компьютер. Персональный компьютер и его использование в разных сферах жизнедеятельности человека. Устройства компьютера для ввода. Вывода и обработки информации. Поиск информации в интернете на тему дизайн интерьера. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. | |
7.Компьютер.Материал и образ. Индивидуальный проект с использованием разной техники и материалов. Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкций. Панно. | |
8.Материал и образ. Образы растений в искусстве. Северная чернь, резьба по бересте, роспись керамики – использование растительных мотивов вологодскими мастерами. Роспись шкатулки. Изготовление искусственных цветов по инструкционной каре. | |
9.Гармония образа. Изготовление фигуры, оформление костюма египетского бога Анубиса по инструкционной карте. Пластилиновый рельеф (подвеска) – работа по выбору. | |
10.Отражение времени в творчестве. История технических достижений разных эпох.(просмотр информации на DVD). Элементы конструирования моделей. | |
11.Единство человека и природы. Беседа «Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду.» Э кскурсия в комитет природных ресурсов. | |
12.Единство человека и природы. Изготовление кормушек из разных материалов. Распределение ролей в проектной группе и их исправление. Самоконтроль качества выполненной работы. | |
13.Архитектурные образы. Ритм. Симметрия. Проектируем и моделируем город (развёртка) призма, куб. Творческий проект «Мини-город», заготовка деталей - по инструкционной карте. Культура межличностных отношений в современной деятельности. | |
14.Архитектурные образы. Ритм. Симметрия. Проектируем и моделируем город (развёртка) призма, куб. Творческий проект «Мини-город», заготовка деталей - по инструкционной карте. Культура межличностных отношений в современной деятельности. | |
15.Архитектурные образы. Творческий проект «Мини-город», геометрические формы, конструктор, сборка, защита проекта. заготовка деталей - по инструкционной карте. (призма) | |
16.Мастерство обобщения. Традиции декоративно – прикладного искусства народов России и мира, своего края. Разделочная доска украшение аппликацией.Мотивы вологодских мастеров. | |
17.Мысли и чувства. Изготовление работы в технике аппликации, коллажа по эскизу. Использование измерений и построений для решения практических задач. | |
18.Цвет в природе и творчестве. Холодные и тёплые цвета. Влияние цвета на настроение. Аппликация «Времена года» нашего края. | |
19.Цвет в природе и творчестве. Использование цвета для создания образа птиц. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический, и др. орнамент) | |
20.- Человек вознесся к небесам. Моделирование макета замка из бумаги. Сборка изделия. Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва) Изготовление макета витража по инструкционной карте. | |
Давным - давно – 4 часа 1.Личность автора в творчестве Просмотр информации на DVD. (Ф.И.Шаляпин – певец и актёр). Роль грима и костюма в создании сценического образа. Изготовление маски. | |
2.Мысли и чувства. Отражение настроения в художественных образах, картинах и музыке Вологодских авторов. Составление эскиза творческой работы с отражением мыслей и чувств. | |
3. Образ вологодского художника Корбакова в его творчестве. Коллективная работа «Портрет класса». Результат проектной деятельности- изделие, услуги (помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т.д. | |
4.Образ ученого, исследователя, изобретателя. Коллаж на тему по выбору учащихся. Выбор темы, продумывание замысла, подбор материала и инструментов, Крепление деталей разными способами. |