Конструкт интегрированной НОД в старшей группе
По теме: «Подводный мир»
Программа «От рождения до школы»
| |||
|
Тема: «Подводный мир»
Интеграция областей: познавательное, речевое, художественно –эстетическое.
Цель: формирование представлений о разнообразии подводного мира.
Задачи:
Обучающая: - обогащение словарного запаса детей: коралловый риф, рыба, медуза, акула, морской конёк, морская черепаха;
- познакомить с жителями кораллового рифа в процессе просмотра и анализа видеофрагмента.
Развивающая: - развивать наглядно – образное мышление в процессе решения проблемного вопроса: «Как кораллы служат подводным жителям?», «Какие условия необходимы для благополучной жизни кораллов?»;
- развивать коммуникативные навыки.
Воспитательная: - воспитывать бережное отношение к подводному миру в процессе коллективной творческой работы «Коралловый риф».
Словарная работа: коралловый риф, рыба, медуза, акула, морской конёк, морская черепаха.
Задача ОО в интеграции:
Речевое развитие: Формирование умения отчётливо произносить слова и короткие фразы, при ответах на вопросы педагога.
Познавательное развитие: Закреплять навыки количественного счёта в пределах 10, при подсчёте жителей кораллового рифа.
Социально – коммуникативное развитие: Вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций.
Планируемые результаты: Дети усвоили тему, закрепили и уточнили свои знания о коралловых рифах и подводных жителях.
Продукт деятельности: Коллективная работа «Коралловый риф» (рисование)
Форма НОД: интегрированная
Форма организации: фронтальная, индивидуальная
Предварительная работа: - беседа о море;
- рассматривание картинок, иллюстраций;
Материалы и оборудование: Фон «Коралловый риф», заготовки из плотной бумаги «Рыбки» по количеству детей, цветные карандаши, фломастеры, образцы рыбок «Виды рыб»: Рыба – бабочка, Мавританский идол, рыба – клоун, рыба – телескоп, рыба - хирург (голубой королевский), Псевдотрофеус Демасони, рыба – попугай.
Ход занятия:
№ | Этапы | Задачи этапа | Деятельность воспитателя | Методы, формы, приёмы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемый результат |
Организационно – мотивационный | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия. | Мотивирует детей на занятие посредством аудиозаписи «Шум волн». Ребята, послушайте внимательно. Что это за звук? Кто это кричит на фоне, как вы думаете? (море шумит, чайки кричат) Создаёт атмосферу заинтересованности В: «Спинка прямая, ножки «прилипли» к полу, глазки смотрят на меня, а ушки внимательно слушают». Ребята, а вы были хотя бы раз на море? Что вы там видели? Что вам больше всего понравилось, или запомнилось? А вы знаете, кто живёт под водой? А видели ли вы хотя бы раз настоящие кораллы (на картинках)? Какие они? Опишите пожалуйста. (Педагог напоминает детям, что необходимо отвечать на вопросы развёрнуто, говорить громко и чётко, чтобы другие ребята смогли услышать и понять о чём говорит их товарищ). Молодцы. Как много вы уже знаете. | Словесные (беседа, вопросы, проговаривание стихотворения) Фронтальная | Ставят стульчики полукругом на ковре и садятся. Внимательно слушают воспитателя. Дети отвечают на вопросы воспитателя, называют подводных жителей, с которыми они уже знакомы. | Настраиваются на занятие | |
2.1 | Этап постановки | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме. | В: «Сегодня мне хочется познакомить вас ближе с коралловым рифом, коралловый риф -это окаменевшая за тысячелетия скелеты мелких морских животных под названием: полипы. Каждое мелкое животное, прицепляясь к мёртвому кораллу, со временем становится его составной частью, благодаря чему кораллы увеличиваются и разрастаются. Итак, как устроены кораллы? Как они выглядят? И самый главный вопрос: Как кораллы служат морским обитателям? Мы с вами узнаем, благодаря видеосюжету о коралловых рифах. Но при этом, спинки у нас прямые, ножки прямые. Внимательно слушаем. Давайте же посмотрим. Показ видеофрагмента «Коралловые рифы» | Словесные (беседа) Фронтальная | Проговаривание проблемной ситуации Внимательно слушают педагога, усваивают информацию. Активизируют направленное внимание. С интересом просматривают видеофрагмент. | Осознают и принимают проблемную ситуацию |
2.2 | Этап ознакомления с материалом | Усвоение и закрепление определённого объёма знаний и представлений об экомобилях и цели его создания. | Организовывает ознакомление с новым материалом посредством презентации (картинок, изображений) В: «Ребята, мы с вами просмотрели видеосюжет о коралловых рифах, что вы запомнили? Что вы для себя узнали нового из этого сюжета? А вы запомнили, как называется это крошечное подводное животное, которое «строит» кораллы? (Полипы) Замечательно. А ответьте мне пожалуйста, на самый важный вопрос: Как же кораллы служат подводным жителям? Ребята, кораллы для подводных жителей служат домом, источником питания и убежищем. А какие условия необходимы для благополучной жизни кораллов? Вода должна быть с нормальной для кораллов солёностью, а также температура воды должна быть высокой и постоянной). Физминутка: п\и «Море волнуется раз…» В: «Немного с вами отдохнули, а теперь садимся на свои места, мы продолжаем: Итак, ребята, сегодня мы узнали с вами много нового, а теперь давайте ещё раз повторим, чтобы хорошо запомнить: Как кораллы служат подводным жителям?(Кораллы служат подводным жителям в качестве дома, источником питания и убежищем). А какие условия необходимы для благополучной жизни кораллов?(Вода должна быть с нормальной для кораллов солёностью, а также температура воды должна быть высокой и постоянной). Молодцы! А сейчас мы с вами вспомним и других подводных жителей. Нам необходимо с вами собрать все кусочки пазла вместе, чтобы получилась целая фотография. А кого мы будем собирать, вы сейчас попробуйте сами отгадать. Я вам читаю загадку, а вы отгадываете. Плаваю под мостиком и виляю хвостиком. По земле я не хожу, Рот есть, да не говорю, Глаза есть – не мигаю, Крылья есть – не летаю. (Рыба) Может плавать в океане, Может ползать по саванне, Панцирь в клетку, как рубаха… Кто же это?... (Морская черепаха) Вот так чудо! Вот так диво! Зонтик жжётся, как крапива. Зонтик плавает в воде. Если тронешь – быть в беде!(Медуза) Треугольником плавник, Океаны бороздит. Пасть от злости распахнула, Рыба – хищница… (Акула) Угадайте, что за кони Мчатся в море от погони? В водорослях скрыться смог Маленький морской… (Конёк) Какие вы молодцы, ребята! Всех отгадали. А давайте ещё раз взглянем на наших подводных обитателей и все дружно, хором их назовём: (рыба, морская черепаха, медуза, акула, морской конёк). Замечательно. | Словесный (беседа, рассказ, объяснение) Наглядный (иллюстрации, картинки, показ презентации, видеофрагмент) Предположения и впечатления детей. | Открывают новые знания, актуализируют знания полученные ранее. Действуют по сигналам воспитателя: Вспоминают, отвечают на вопрос педагога. Настраиваются на дидактическую игру, активно участвуют в процессе: отгадывают загадки, собирают пазлы. Проговаривают хором названия подводного животного изображаемого на собранной фотографии. | Учатся решать проблемную ситуацию, учатся работать в коллективе. |
2.3 | Этап практического решения проблемы | Овладение действиями и способами решения проблемной ситуации. | Организует обсуждение проблемной ситуации В: «Ребята, а теперь закройте глазки и представьте, что мы с вами находимся в подводной лодке. Мы с вами опустились на самое дно океана и увидели красивый, необычный коралловый риф. Но вот незадача, на этом рифе совсем нет рыбок. Как вы думаете, что мы можем придумать? Замечательно. Мы можем заселить коралловый риф разными рыбками. Чтобы у рыбок был свой дом, а коралловый риф не был таким пустым и одиноким. Сейчас мы садимся за столы, и каждый из вас раскрасит рыбку так, как пожелает, а затем, мы заселим их на наш коралловый риф. (Раздаёт оборудование и материалы). В: «Ребята, выполняем работу аккуратно, стараемся, не торопимся, карандаши не грызём, не балуемся, делаем красиво. Помним, что спинку нужно держать прямо, а ножки «прилипли» к полу». Дети совместно с воспитателем выполняют работу «Коралловый риф». | Словесный (беседа, рассказ, объяснение) Наглядный (иллюстрации, картинки, показ презентации), Фронтальная, индивидуальная | Обсуждают проблемную ситуацию, решают её совместно с воспитателем. Предположения и мысли детей. Дети высказывают свои варианты. Выполняют работу аккуратно, стараются, не мешают другим ребятам, помогают друг другу при затруднениях. | Учатся высказывать свои мысли, давать полный ответ на вопрос, учатся делать выводы по проблемной ситуации. |
Заключительный этап | Подведение итогов деятельности, обобщение полученных знаний, опыта. Формирование элементарных навыков самооценки. | Организует подведение итогов занятия, организует выставку работ детей. В: «Ребята, только посмотрите, какие красивые и разнообразные рыбки получились у вас. Молодцы, все очень старались, делали аккуратно. Посмотрите, как Танечка красиво украсила свою рыбку, а у Илюши тоже замечательно получилось, но он немного поторопился. В следующий раз Илюша постарается сделать свою работу аккуратно и без спешки. И за то, что вы постарались, каждый получает вот такую весёлую наклейку. Погладили себя по головушке. Похлопали в ладоши. (Воспитатель раздаёт детям наклейки и благодарит за занятие). | Словесный (беседа), игровой (принятие на себя роли) Фронтальная, индивидуальная | Помогают воспитателю подвести итоги. Обобщение. Рефлексия. | Учатся подводить итоги, обобщать полученный опыт. |