Основные характеристики грузоподъёмных машин.




План.

1. Общие сведения.

2. Домкраты.

3. Лебёдки.

4. Подъёмники.

1. Грузоподъемные машины предназначаются для перемещения грузов по вертикали и передачи их из одной точки площади, обслуживаемой машиной, в другую.

Конструкции грузоподъемных машин очень разнообразны. Ориентировочно их можно разбить на три группы:

1) простейшие устройства для подъема грузов;

2) подъемники;

3) краны.

К простейшим устройствам для подъема грузов относятся, домкраты, лебедки, тали и однорельсовые тележки.

Подъемники поднимают груз по определенной траектории. Подъемники могут быть ковшовыми (скиповыми), мачтовыми и бесканатными; к ним относятся также лифты и фуникулеры.

Наиболее распространенными машинами являются краны. По конструкции и назначению различают краны мостового типа, поворотные (стационарные и передвижные) и специальные.

К кранам мостового типа относятся консольные краны, кран-балки, мостовые и козловые краны, перегрузочные мосты и штабелеры. К стационарным поворотным кранам относятся краны-укосины, краны на неподвижной колонне, с поворотной колонной и с поворотным кругом, а также мачтовые краны (деррики). Передвижные поворотные краны бывают на напольных тележках, на пневмоколесах, на гусеничном и железнодорожном ходу; к ним относятся также башенные и портальные краны. К специ­альным кранам относятся кабельные, плавучие и летающие краны.

2. ДОМКРАТЫ. Простейшими устройствами для подъема груза на небольшую высоту(до 0,8—1,0 м) являются домкраты, обычно применяемые при ремонтных и монтажных работах. Привод домкратов может быть ручным и машинным. Различаются домкраты винтовые, рычажно-реечные, зубчато-реечные и гидравлические.

Винтовые д омкратыимеют самотормозящую резьбу, обеспечивающую удер­жание поднятого груза, вследствие чего их к. п. д. весьма низок (0,3—0,4).Винтовые домкраты изготовляются грузоподъемностью от 1 до 20 тс.

Гидравлические домкраты имеют высокий к. п. д. (0,75— 0,8), малые габаритные размеры и вес. Домкраты обеспечивают плавный подъем и опускание груза при весьма точной его оста­новке в необходимом положении. Грузоподъемность гидравличе­ских домкратов достигает 200 тс и более. Недостатками их яв­ляются относительно небольшая высота и малые скорости подъема груза.

3. ЛЕБЕДКИ. Лебедки предназначаются в основном для подъема груза по вертикали, но иногда используются и для перемещения его по горизонтали. В зависимости от конструктивного исполнения лебедки разделяют: 1) по типу тягового органа — на канатные и цепные; 2) по типу установки — на стационарные (закреплен­ные на полу, стене, потолке) и передвижные (на тележках, пере­двигающихся по полу или по подвесным путям); 3) по числу барабанов — на одно-, двух- и многобарабанные; 4) по типу барабана — на нарезные и гладкие и т. п.

Лебедка может входить как составная часть в более сложные грузоподъемные устройства (кран, подъемник и др.). Лебедки могут быть с ручным (рис.2) и машинным приводом (рис.3).

При ручном приводе на валу лебедки крепят рукоятку. При прекращении вращения рукоятки тормоз под действием грузового момента автоматически развивает тормозной момент, пропорциональный массе груза, останавливает его и удерживает в подвешенном состоянии. Для опускания груза необходимо в те­чение всего времени спуска прилагать внешний момент со стороны привода.

Рисунок 2-Лебёдка с ручным приводом.

 

Лебедки с машинным приводом (рис. 3), чаще всего с элек­трическим, широко применяют в механизмах подъема кранов различных конструкций. Лебёдка состоит из барабана 1, редук­тора 2, тормоза 3 и электродвигателя 4. Все эти механизмы кре­пят на общую раму 5.

Рисунок 3- Лебёдка с электрическим приводом.

 

В пассажирских лифтах находят применение лебедки (рис. 5) с канатоведущими шкивами, имеющими кольцевые канавки — ручьи. В эти ручьи ложатся ветви грузового каната, и передача тягового усилия осуществляется за счет силы трения между ка­натом и поверхностью шкива.

При ненапряженной работе (малых грузоподъемности и ско­рости подъема груза) применяют лебедки с ручным приводом, в которых вращение барабана осуществляется при помощи при­водных рукояток с тормозом, автоматически стопорящим барабан при прекращении вращения.

При маневровых работах на железнодорожных путях, в портах и доках, для подъема якорей на судах, подтаскивания различных грузов и т. п. применяют шпили (рис. 6), т. е. лебедки с фрикцион­ным барабаном, имеющим горизонтальную или вертикальную ось вращения. Грузовой канат шпиля не закреплен на барабане, а наматывается на него несколькими витками и передача тягового усилия осуществляется за счет силы трения между поверхностью барабана и витками каната. Это позволяет использовать канат большой длины при малой длине барабана.

Для внутрицехового и межцехового транспортирования гру­зов, обслуживания поточных и автоматических линий, станков и т. п. применяют особо компактные подъемные лебедки — тали. Тали имеют ручной, электрический или пневматический приводы и устанавливаются стационарно или с возможностью перемещения.

При необходимости перемещения груза по горизонтали тали подвешивают к тележкам (кошкам), которые движутся по подвес­ным однорельсовым путям, выполненным из стального проката

двутаврового сечения. Тали с электрическим приводом (электротали) изготовляют грузоподъемностью 0,25— 15 тс и со скоростями подъема от 5 до 25 м/мин. Обычно электротали подвешивают к тележкам, имеющим ручной привод механизма передвижения с помощью бесконечной сварной цепи (рис. 8, а) или электрический привод (рис. 8. б).

Скорости передвижения талей по однорельсовым путям при­нимают в зависимости от длины пути и назначения тали. При скорости передвижения до 32 м/мин управление механизмами электротали может производиться снизу с помощью пульта управления, а при большей скорости — из кабины управления, перемещающейся вместе с талью по подвесному пути (рис. 8, б).

В промышленности все большее применение, осо­бенно при работе во взрыво­опасной среде, получаюттали с пневмоприводном.

Однорельсовые пути, по которым перемещаются тали, иногда имеют весьма боль­шую протяженность и разветвленность и могут охватывать практически всю заводскую или складскую территорию. В этом случае подвесные пу­ти снабжают специальными поворотными устройствами и стрелками, дающими возмож­ность перехода однорельсо­вой тележки с электроталью с одного пути на другой.

4. ПОДЪЕМНИКИ. При необходимости подъема груза по определенной траекто­рии применяют подъемники, в которых груз поднимается в кле­тях (кабинах), на платформах или в бадьях, перемещающихся в жестких направляющих в вертикальном или близком к вертикальному направлениях. Траектория движения груза в подъем­никах определяется очертанием направляющих и в процессе работы не изменяется. По типу груза, перемещаемого подъемни­ками, они разделяются на: а) грузовые, перемещающие только грузы; б) грузопассажирские, перемещающие грузы и людей, и в) пассажирские, предназначенные только для перемещения людей.

Подъемники, перемещающие грузы только по вертикали, называются лифтами. Кроме того, имеются специальные строительные подъемники, отличающиеся упрощенной конструк­цией, и ковшовые (скиповые) подъемники, предназначенные для подъема насыпных грузов в ковшах (скипах). К подъемникам также относятся устройства для перемещения грузов и людей по крутым склонам в вагонах, движущихся по рельсам, — фу­никулеры. Обычно фуникулер имеет два уравновешива­ющих друг друга вагона, из которых один движется вниз, а дру­гой — вверх.

Грузоподъемность современных лифтов достигает 20 тс. Грузоподъемность грузовых подъемников определяется по максимальному весу груза, размещаемого в кабине, включая вес тары и дополнительных устройств, перемещаемых вместе с гру­зом, а также вес проводника, если предусмотрена работа с про­водником. В пассажирских лифтах грузоподъемность опреде­ляется в зависимости от назначенной вместимости кабины, при этом вес одного пассажира принимается равным 80 кгс.

В современных скоростных лифтах величины ускорения и замедления не превышают 2 м/сек2. Пас­сажирские лифты, предназначенные для подъема на 6—10 этажей, имеют, как правило, скорость 0,65 м/сек и односкоростной при­вод; лифты для 10—14 этажны х зданий им еют скорость 1,5—2 м/сек и двухскоростной привод; в высотных зданиях скорость перемещения кабины находится в пределах от 2,5 до 7,0 м/сек в зависимости от высоты здания.

По способу соединения грузового каната с приводным элемен­том подъемников различают барабанные лебедки, в которых ка­наты жестко закреплены на барабане (см. рис. 4), и лебедки с канатоведущими шкивами (см. рис. 5). Недостатком привода с бара­баном является большая длина барабана, увеличивающаяся с возрастанием высоты подъема и числа грузовых канатов. При­менение лебедок с канатоведущими шкивами позволяет приме­нять одну и ту же лебедку независимо от высоты подъема ка­бины. Малые габаритные размеры привода, простота конструкции, повышенная безопасность работы, возможность унификации вы­годно отличает эти лифты от лифтов с барабанным приводом.

По типу передачи от электродвигателя к канатоведущему шкиву лебедки лифтов могут быть редукторные и безредукторные.

По способу уравновешивания весов кабины и груза лифты бывают без противовеса и с противовесом. Лифты без противовеса применяют только при барабанных лебедках.

В последнее время все более широко применяют так называемые бесканатные лифты, предназначенные для подъема обслуживающего персонала, приборов и материалов на мачты и башни боль­шой высоты (буровые вышки, высотные здания, радио- и телевизионные башни). Передвижение кабин у этих подъем­ников вдоль направляющих осуществ­ляется либо за счет силы трения вра­щающихся приводных роликов, прижи­маемых к направляющим, либо посред­ством зубчатого зацепления приводных колес с вертикальными рейками.

Вопросы:

1. На какие группы подразделяются грузоподъёмные машины?

2. Что такое домкраты?

3. Какие виды лебёдок вы знаете?

4. Что такое тали и где они применяются?

5. Для чего используют подъёмники?

6. Как определить грузоподъёмность подъёмников?

Александров М.П. стр.9-21.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: