Законы линейной и воздушной перспективы.




Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.

Линейная перспектива – это изменение величины и формы предмета по мере удаления от него:

  • чем дальше предмет находится от нас, тем он кажется меньше;
  • все параллельные линии в перспективе сходятся на линии горизонта в одной точке;
  • вертикальные линии в перспективе всегда остаются вертикальными;
  • для усиления перспективы рекомендуется высаживать более крупные растения на переднем плане и по мере отдаления от точки обзора выбирать меньшие по размеру и объему растения, а также увеличивать расстояние между ними.

Воздушная перспектива – изменение цвета, яркости и четкости предмета по мере удаления от наблюдателя.

Различные цвета по-разному изменяются по мере удаления от зрителя: желтый цвет становится зеленым; оранжевый – грязно-красным; зеленый – голубовато-синим; фиолетовый цвет растворяется; белый выглядит более эффектно на темном фоне и кажется ближе, чем на самом деле; черный растворяется и светлеет; красный приближает предмет к зрителю, синий, наоборот, удаляет.

Деревья с мягким контуром и с листвой холодного оттенка следует размещать на дальнем плане ландшафта. Там же размещаются синие и голубые пятна цветников и темные хвойные или лиственные композиции.

Единство и соподчиненность. В построении ландшафтной композиции существует 2 принципа: разделение и объединение. Разделение, ограничение отдельных частей наблюдается при зонировании участка, выделении различных типов пространств. Например, Вы планируете создать в своем саду въездную зону, зону отдыха, огород и сад, детскую площадку, хозяйственную зону и т.д. Каждая из этих зон несет свою смысловую и практическую нагрузку, т.е. она отличается от других по задачам, способам оформления, размерам, форме и т.д. С другой стороны, для того чтобы Ваш сад выглядел гармоничным и целостным, Вам необходимо объединить различные элементы. Для этого необходимо выявить что-то одно, наиболее важное для Вас, и подчинить этому главному все остальные части (это может быть тематическое подчинение, доминирование цвета, формы и т.д.).

Пропорции. Соблюдение правильных пропорций при построении композиции чрезвычайно важно, так как дисбаланс в пропорциях исказит всю картину сада в целом. Для того, чтобы не ошибиться с выбором пропорций, используйте Закон золотого сечения: при делении отрезка на 2 части бOльшая часть относится к меньшей, как весь отрезок относится к бOльшей части – 3:5:8. При нарушении закона исчезает чувство равновесия и комфорта. Пример: Вы хотите построить композицию из деревьев и кустарников. Чтобы композиции воспринималась целостно, Вы можете выбрать дерево высотой 8 метров, рядом разместить кустарник или некрупное дерево приблизительно 5 метров высотой и завершить композицию высадкой среднерослого 3-метрового кустарника. Таким образом, правило Золотого сечения 8:5:3 позволит Вам добиться правильных пропорций всей группы посадок.

Симметрия и асимметрия. Посадки и другие элементы ландшафтного дизайна могут размещаться в саду симметрично – т.е. равноудалено от осевой линии, либо асимметрично. Для сада в формальном стиле подойдут, безусловно, симметричные посадки: это могут быть аллеи по бокам дорожек, симметричные партерные цветники и т.д. Для сада в пейзажном стиле, стиле кантри надо отдать предпочтение асимметрии, свойственной Природе.

Ритм. Это повторение какого-либо элемента ландшафтного дизайна с определенным временным или пространственным интервалом. Интервал может быть систематическим (например, аллея), а может быть и произвольным чередованием.

Контраст. Этот прием использует сильно выраженное различие пространственных форм (светлый – темный, большой – маленький, высокий – низкий, гладкий – шершавый и т.д.). Для создания такого эффекта из уже известного нам правила Золотого сечения убираем один элемент 8:5 убираем: 3. Контраста можно добиться на различности форм: пирамидальная – плакучая, шаровидная – колоновидная; по фактуре: шероховатая – глянцевая поверхность листьев; по цвету растений или декоративных элементов.

Нюанс. Это тонкий переход от одного объекта к другому, характеризующийся незначительным различием в свойствах объектов (например, композиция из флоксов светлых тонов с преобладанием белых и некоторого количества розовых цветов; или композиция из хвойников с постепенной сменой цвета от желтого к желто-зеленому, затем ярко-зеленому и, наконец, темно-зеленому тону).

Масштабность. Это свойство композиции, которое объединяет элементы сада по одному какому-либо свойству. Не должно быть так, чтобы элементы становились стеной, ширмой, т.е. необходимо соблюдать прозрачность, элементы композиции должны соответствовать росту человека.

Фронтальная композиция

Фронтальная (фронтально-плоскостная) композиция рассчитана на видимость с одной стороны и воспринимается со статичных точек зрения. Например, общий вид дома со стороны входа на участок, фасады зданий, решение отдельных стен. Характерным для фронтальной композиции является расположение всех ее элементов и частей по отношению к зрителю, главным образом, в двух фронтальных координатах — ширине и высоте. Глубинная координата во фронтальных композициях развита слабо или имеет подчиненное значение.

При решении фронтальной композиции главной задачей становится выявление поверхности, которую характеризуют следующие основные данные:

  • соотношение ширины и высоты;
  • форма в плане;
  • силуэт;
  • наклон относительно вертикали;
  • оконные проемы.

Выявление фронтальной поверхности осуществляется с помощью различных средств выразительности:

  • членениями (горизонтальными, вертикальными, наклонными, выступающими, заглубленными элементами);
  • сопоставлением кривых и прямолинейных поверхностей (закругленные углы, выступы эркера);
  • фактурой и цветом.

С помощью этих средств выявляется форма и строится композиция поверхности. Выявление формы фронтальной поверхности подразумевает в первую очередь выявление ее геометрического характера — плоскостности или криволинейности, сочетания того и другого.

Простейшим видом фронтальной композиции является стоящий вертикально прямоугольник. Сужение прямоугольника кверху создает впечатление наклона от зрителя, а сужение книзу — наклона вперед.

Такое же влияние на восприятие прямоугольника оказывает членение. При увеличении частоты членений (горизонтальных или вертикальных) в одну сторону будет казаться, что плоскость загибается. При криволинейных членениях плоскость будет зрительно деформироваться.

Если членение плоскости вызвано конструктивными или функциональными требованиями, то восстановить фронтальность можно, применив дополнительное членение, но в другом направлении (например, ввести вертикальные пилястры при нарушении поверхности горизонтальными линиями цоколя, сандриков, карнизов.

Композиционное единство поверхности выявляется 2-мя основными методами:

  • заполнение заданной поверхности равномерными членениями (например, клеткой, имитирующей кладку стены из камней или блоков — руст, применение облицовочного кирпича);
  • членение плоскости на неравные участки с установлением соподчинения между ними (дверные и оконные проемы, выступы и повороты).

Следует заметить, что членение поверхности только в одном направлении нежелательно. Горизонтальные членения подчеркивают ограниченность с боков, а вертикальные — обращают внимание на верх и низ плоскости.

При появлении в плоскости отдельных замкнутых форм (окон, дверей) важно выявить основные членения:

  • поверхности и проемов;
  • соподчинения по высоте и ширине между размерами всей плоскости и отдельных форм.

Объемная композиция

Объемная композиция рассчитана на видимость с различных сторон и воспринимается при движении вокруг нее. Компактный дом на отдельном участке — пример объемной композиции, состоящей из элементов, развитых по всем трем координатам (ширине, высоте, глубине). Выявление трехмерности композиции — основная задача проектирования.

Для выявления геометрических закономерностей архитектурной формы используются следующие средства:

  • членение объема на составные части, подчеркнутые сдвигом форм, заглублениями;
  • сопоставление различных контрастных видов поверхности (прямоугольные, скошенные, ломаные, циркульные кривые, криволинейные контуры ограждающих поверхностей);
  • сопоставлением массы и пространства;
  • сопоставлением фактуры и цвета.

Главные приемы выявления формы основываются на геометрических закономерностях поверхностей, граней, членений, цель которых состоит в открытии для восприятия третьего измерения с любой произвольной точки зрения. Равенство длины, высоты и ширины приводит к статичности объема (шар, куб). Преобладание двух величин приводит форму к плоскости.

Объемная форма с некоторых ракурсов может восприниматься как плоская, что обедняет впечатление. Например, дом в виде куба при восприятии его только с одной из сторон теряет свою трехмерность. При небольшом развороте, когда открываются две его стороны, форма выявляется за счет перспективного сокращения граней. Такой ракурс дает большую выразительность объемной форме.

Восприятие формы зависит от высоты горизонта. Его центральное положение по отношению к высоте стены делает форму невыразительной. Опускание или подъем линии горизонта (взгляд снизу или сверху) способствует выявлению формы, т.к. становится частично видна конфигурация плана или крыши.

Большое значение имеет дистанция восприятия. При близких точках видимые стороны воспринимаются в сильном ракурсе и дают ясное представление об объеме (включая очень близкие точки, при которых целостное восприятие формы невозможно). По мере удаления точки зрения ракурс восприятия уменьшается, верхние и нижние грани приближаются к горизонтальному положению, объемность уменьшается. Оптимальная дистанция восприятия объекта в целом — 2,5...3 высоты сооружения.

Впечатление объемности усиливается:

  • неравномерным освещением боковых сторон;
  • раскрытием внутреннего объема;
  • членением поверхности;
  • контрастным сопоставлением форм, обладающих разной геометрией.

Помимо выявления трехмерности, основной задачей остается достижение композиционного единства частей и гармонии в целом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: