Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||||||||||||||
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку. | На столах: учебник, тетрадь, атлас, письменные принадлежности | |||||||||||||||||
II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО, ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. 1. Письменный опрос по карточкам № 1, 2, 3. 2. Беседа с классом - Назовите причины Первой мировой войны. - Какие военно-политические союзы образовались накануне войны? - Назовите цели стран-участников Первой мировой войны. - Что послужило поводом к войне? - Назовите дату вступления России в Первую мировую войну. - Расскажите о начале боевых действий и о планах Германии. - каким было отношение общества к начавшейся первой мировой войне? - Какова была роль Восточного фронта в военных действиях 1914-1916гг.? - Какие факторы обеспечили перевод экономики на военный лад? - Как и почему изменились настроения в русском обществе и на фронте в 1916г.? - Как вы понимаете значение термина продразверстка? | 3 ученика, за партами Фронтально (применяется жетонная система) | |||||||||||||||||
III. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с историей России 1917-1921гг. Тема нашего урока – «Свержение монархии». Наша сегодняшняя задача не просто ознакомиться с событиями Февраля 1917г.Мы должны понять, какие причины привели к революционным событиям Февраля 1917г. Это одна из наиболее сложных и спорных тем в истории России XX века. Россия оказалась на перекрестке исторических дорог, и нужно было выбрать ту, которая вела не в тупик, а в “лучшее завтра”. Все мечтали о порядке, а волею судеб стали участниками грандиозных исторических катаклизмов. И первым испытанием для российского общества стала Февральская революция. Домашнее задание: прочитать §10; ответить на вопросы и выполнить задания в конце §10. | Слайд 1 Запись темы урока в тетрадь Запись в тетрадь домашнего задания Слайд 2 | |||||||||||||||||
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Работа с историческим документом: - В чем смысл предложений Родзянко? - Какими аргументами он пытался убедить царя в необходимости действовать именно так, как он предлагает?
|
Образование новых органов власти.
Образное повествование:
Вечером, 27 февраля опьяненная свободой толпа собралась у Таврического дворца. Уже с утра здесь находились не подчинившиеся царскому указу депутаты Гос.Думы.
Для управления столицей и государством они создали Временный исполнительный комитет членов Гос. Думы. Его главой стал Родзянко М.В.
В это же время было принято решение о создании Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов.
Председателем Исполнительного комитета Петроградского совета избрали Н.С. Чхеидзе. Его заместителями были А.Ф. Керенский, М.И. Скобелев.
В ночь с 1 на 2 марта 1917г. Временный исполнительный комитет членов Гос. Думы и Исполком Петроградского Совета договорились об образовании Временного правительства, которое состояло бы из либералов, но проводило в жизнь программу, одобренную Петроградским Советом. Его возглавил князь Г.Е.Львов.
Временным правительство называлось потому, что должно было действовать до созыва Всероссийского Учредительного собрания.
Нужно было решить вопрос о судьбе монарха и монархии.
Отречение Николая II.
Рассказ:
Находившийся в Ставке царь выехал в столицу. Но его поезд был остановлен. Т.к. поступило сообщение, что ближайшие ж/д узлы заняты восставшими войсками. Царский поезд повернул в Псков, где находился штаб Северного фронта.
В ночь с 1 на 2 марта Родзянко передал главнокомандующему Северным фронтом генералу Рузскому телеграфное сообщение с просьбой убедить Николая 2 отречься от престола в пользу своего сына Алексея (13 лет), а регентом назначить брата – великого князя Михаила Александровича.
Вопрос классу:
- Кого называли регентом?
Словарная работа:
Регентство – временное правление одного или нескольких лиц в случае несовершеннолетия, болезни монарха или в силу других причин.
Рассказ:
Всем главнокомандующим фронтами и флотилиями были отправлены срочные телеграммы с просьбой высказать свое мнение по вопросу об отречении Николая.
Все согласились. Такая позиция высших армейских чинов потрясла Николая 2.
2 марта он подписал акт об отречении в пользу своего брата Михаила. На следующий день Михаил заявил, что судьбу монархии должно решить Учредительное собрание.
Словарная работа:
Учредительное собрание – парламентское учреждение, которое должно было законодательно утвердить новую систему власти.
Двоевластие.
Образное повествование:
В стране тем временем сложилось двоевластие – одновременно существовали 2 органа власти: Временное правительство и Совет рабочих и солдатских депутатов.
Составление схемы: «Двоевластие».
Образное повествование:
Временное правительство не располагало кокой-либо реальной властью, его распоряжения осуществлялись лишь на столько, на сколько допускал Петроградский Совет. Он располагал важнейшими элементами реальной власти: войска, железные дороги, почта, телеграф.
1 марта Петроградский совет издал Приказ №1:
- создавались выборные солдатские комитеты.
- оружие передавалось в их распоряжение.
- приказ уравнивал в правах солдат и офицеров
- отменял традиционные формы армейской дисциплины (обязательное отдание чести вне службы, обращение офицеров к солдатам на «ты»).
3 мартабыла опубликована Декларация Временного правительства.
Работа с документом:
- Какие изменения внесла декларация в политический строй России?
- Какие задачи стояли перед Учредительным собранием?
- Охарактеризуйте принципы избирательного права, названные в декларации.
Выводы:
Для политики временного правительства характерно принятие полумер по самым наболевшим вопросам:
1. Национальный – Временное правительство выступало за сохранение единства Российского государствава на основе предоставления всем жителям страны равных гражданских прав и свобод. Польше – обещали в будущем предоставить независимость. Предоставлена автономия Финляндии, Украине, Белоруссии.
2. Аграрный – решение вопроса о земле откладывалось до созыва Учредительного собрания. Советы эти решения поддержали. Широкомасштабный раздел земли, полагали они, приведет к дезорганизации фронта: крестьяне, одеты в солдатские шинели, не смирятся, что он пройдет без их участия.
В марте 1917 г. было издано постановление о государственной торговой монополии на хлеб в качестве меры борьбы с продовольственным кризисом. Весь хлеб у крестьян был взят на учет продовольственными органами.
3. Военный – правительство, связанное обязательствами с Антантой, считало, что победа в войне повысила бы международный авторитет России. Война до победного конца.
4. Рабочий – отклонен закон о введении 8-часового рабочего дня (причина-продолжение войны).