У правление природопользованием и охраной окружающей природной среды — это механизм организации и система деятельности органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления в сфере публичных экологических отношений, возникающих в связи с природопользованием, воспроизводством природных ресурсов, охраной окружающей природной среды, обеспечением экологической безопасности.
В зависимости от сферы воздействия на управляемые объекты различают следующие виды управления природопользованием и охраной окружающей природной среды: государственное (управление осуществляется в масштабах всего государства либо его отдельных регионов органами государственной исполнительной власти или местного самоуправления); отраслевое (управление осуществляется в масштабах отдельной отрасли народного хозяйства, — например, сельскохозяйственной, природоохранными органами, находящимися в структуре соответствующей отрасли); производственное (управление осуществляется в рамках отдельного производственного субъекта природоохранными о^згь чами, находящими-
ся в структуре соответствующего производственного субъекта); общественное (управление осуществляется в масштабах всего государства или его отдельных регионов общественными природоохранными объединениями либо отдельными гражданами, в рамках, предоставленных им полномочий).
§ 2. Система и компетенция органов управления природопользованием
и охраной окружающей природной среды
В соответствии со ст. 16 Закона «Об охране окружающей природной среды», государственное управление природопользованием и охраной окружающей природной среды осуществляют нар совет, органы местного самоуправления, а также специально уполномоченные на то государственные органы по охране окружающей природной среды и иные государственные органы в соответствии с законодательством.
В юридической литературе существуют различные классификации органов управления на виды. Различают органы общей, специальной, межведомственной и отраслевой (ведомственной) компетенции; органы общего (комплексного) государственного управления, функциональные органы, координационные специально уполномоченные органы управления. Существуют также деления на органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции осуществляют управление природопользованием и охраной окружающей природной среды наряду с управлением многими другими функциями и видами деятельности. Напротив, для органов специальной компетенции управление в экологической сфере является основным или исключительным видом и направлением их деятельности.
2.7. Система и полномочия органов управления общей компетенции
К государственным органам общей компетенции относятся нар совет, глава республики, сов мин,, органы местного самоуправления, государственные администрации регионов.
Народный Совет. Ей принадлежит главенствующая роль в системе регулирования общественных экологических отношений. Основополагающей функцией парламента является его законодательная функция. Посредством принятия законодательных актов наиболее эффективно и радикально воздействует на состояние общественных отношений, возникающих в связи с рациональным использованием и воспроизводством природных ресурсов, охраной окружающей природной среды, обеспечением экологической безопасности. Масштабность решаемых заданий в сфере законотворчества требует функционирования в парламенте специальных подразделений, которые бы обеспечили прогнозирование, планирование, разработку и экспертизу законодательных актов в сфере экологии, принимаемых нар советом. Такие функции в парламенте осуществляют:
комитет по вопросам экологической политики;
научно-экспертный отдел Секретариата
юридический отдел Секретариата ВР
, к полномочиям Нар совета в сфере регулирования экологических общественных отношений относятся:
принятие законов;
утверждение общегосударственных программ охраны окружающей природной среды;
утверждение Указов об объявлении отдельных территорий зонами чрезвычайных экологических ситуаций.
Глава Республики. Место и роль в решении экологических проблем определяется его конституционным статусом главы государства. С учетом потребностей природоохранной практики, как один из субъектов законодательной инициативы, имеет право вносить на рассмотрение Сосета Министров соответствующие проекты законодательных актов, направленных на регулирование экологических общественных отношений.
В своей деятельности, направленной на обеспечение экологической безопасности, осуществляет руководствоМинистерствои госбезопасности ДНР. Главной задачей этого органа является обеспечение единой государственной политики в сфере национальной безопасности, составной частью которой является экологическая безопасность.
Сов мин, как высший орган в системе органов исполнительной власти, имеет собственную сферу деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей природной среды. Это направление деятельности реализует с помощью таких его функциональных аспектов, как:
— обеспечение проведения государственной экологической политики;
разработка государственных экологических программ, обеспечение их выполнения;
координация деятельности министерств и иных органов центральной исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды;
принятие решений об ограничении, временном запрете (приостановление) либо прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций в случае нарушения ими экологического законодательства;
осуществление в рамках своих полномочий государственного управления в сфере охраны и рационального использования земли, ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, иных природных ресурсов.
Органы местного самоуправления осуществляют управление природопользованием и охраной окружающей природной среды в соответствующем регионе, руководствуясь Законом «О местном самоуправлении в Украине» от 21 мая 1997 № 280/97-ВР и Законом «Об охране окружающей природной среды». К управленческим функциям этих органов относятся: организация разработки местных экологических программ; утверждение с учетом экологических требований проектов планировки и застройки населенных пунктов, генеральных планов и схем промышленных узлов; организация проведения экологической экспертизы; принятие решений об организации территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения и иных территорий, подлежащих особой охране; осуществление контроля за соблюдением законодательства об охране окружающей природной среды.
Государственные администрации Они обеспечивают выполнение программ охраны окружающей природ- ной среды, реализацию делегированных органами местного самоуправления полномочий по вопросам предоставления земельных участков для градостроительных нужд, организацию охраны территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения, ликвидацию последствий экологических катастроф, взаимодействия с органами местного самоуправления в сфере управления природопользованием и охраной окружающей природной среды.
2.2. Система и полномочия органов управления специальной компетенции
К государственным органам управления специальной компетенции относятся; Министерство Агропромышленной политики и продовольствия ДНР, Государственный комитете по земельным ресурсам ДНР; Главное управление эклоги и природных ресурсов,Государственный комитет по водному хозяйству; Государственный комитет лесного хозяйства, а также Министерство здравоохранения, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерство аграрной политики, Государственный комитет горного и технического надзора ДНР в области охраны труда и прмышленной безопасности.
Министерство агропромыш политики и продовольствия является специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности, заповедного дела, обращения с отходами, геологического изучения недр, а также топографо-геодезической и картографической деятельности.
На Минприроды возлагается осуществление комплекса задач, среди которых выделяют: обеспечение реализации государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов (земля, недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса, животный и растительный мир, природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны Украины), обращения с отходами (кроме обращения с радиоактивными отходами), опасными химическими веществами, пестицидами и агрохимикатами, экологической и в рамках своей компетенции, радиационной безопасности, заповедного дела, формирования, сохранения и использования экологической сети, геологического изучения недр, топографо-геодезической и картографической деятельности; осуществление управления и регулирования в сфере охраны окружающейприродной среды, рационального использования, восстановления и охраны природных ресурсов; осуществление государственного контроля за соблюдением требований законодательства об охране окружающей природной среды, рациональном использовании, восстановлении и охране природных ресурсов, экологической и в рамках своей компетенции радиационной безопасности, по вопросам обращения с отходами (кроме обращения с радиоактивными отходами), а также обеспечение осуществления государственного геодезического надзора за топографо-геодезической и картографической деятельностью.
В структуре Минприроды Украины функционируют:
Государственная служба заповедного дела, которая обеспечивает управление территориями и объектами природно-заповедного фонда организует ведение Красной книги и Зеленой книги;
Государственная экологическая инспекция, которая осуществляет контроль в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды;
Государственная инспекция по контролю за охраной, защитой, использованием и восстановлением лесов, которая осуществляет контроль в данной сфере общественных отношений.
Государственный комитет по земельным ресурсам. — это центральный орган исполнительной власти, основными задачами которого являются: подготовка предложений по формированию государственной политики в сфере регулирования земельных отношений, использования, охраны и мониторинг земель, ведение государственного земельного кадастра и обеспечения его реализации; координация проведения земельной реформы; осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель; осуществление землеустройства; разработка и участие в реализации государственных, отраслевых и региональных программ по вопросам регулирования земельных отношений рационального использования, охраны и мониторинга земель, возобновления плодородия почв, ведения государственного земельного кадастра, осуществление землеустройства.
Государственный комитет по водному хозяйству (Гос-комводхоз) является центральным органом исполнительной власти в сфере использования и охраны вод. В соответствии с положением о Госкомводхозе,, его основными задачами являются: подготовка предложений по формированию государственной политики в сфере развития водного хозяйства, мелиорации земель, обеспечения нужд населения и отраслей национальной экономики в водных ресурсах, осуществление в этой сфере единой технической политики, внедрение достижений науки и техники, новых технологий, передового опыта работы и обеспечения реализации этой политики; разработка и участие в реализации общегосударственных и региональных программ использования и охраны вод, воспроизводства водных ресурсов; осуществление мероприятий, связанных с предупреждением вредного воздействия вод и ликвидацией его последствий.
Государственный комитет лесного хозяйства. — это центральный орган исполнительной власти, основными задачами которого являются: обеспечение реализации государственной политики в сфере лесного и охотничьего хозяйства, а также охраны, защиты, рационального использования и восстановления лесных ресурсов, охотничьих животных, повышения эффективности лесного и охотничьего хозяйства; разработка и организация выполнения общегосударственных, межгосударственных и региональных программ в сфере защиты, повышения продуктивности, рационального использования и воспроизводства лесов, а также участие в разработке и выполнении таких программ по вопросам использования и воспроизводства охотничьих животных, развития охотничьего хозяйства.
Министерство обеспечивает санитарно-гигиеническую охрану окружающей природной среды, утверждает отдельные экологические нормативы, предупреждает вредное экологическое воздействие на здоровье человека.
Министерство по вопросам чрезвычайных ситуаций координирует работу государственных и иных органов по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и ликвидации их последствий; осуществляет государственный надзор и контроль за состоянием технологической безопасности в окружающей природной среде;
Министерство строительства, и жилищно-коммунального хозяйства) осуществляет разработку документации по вопросам планирования населенных пунктов с соблюдением экологических требований.
§ 3. Правовые вопросы участияобщественности в управленииприродопользованием и охраной окружающейприродной среды
. К числу общественных природоохранительных (экологических) организаций относились: общества охраны природы; общественные инспекции по охране отдельных природных ресурсов либо в целом окружающей природной среды; студенческие дружины по охране природы; массовые общественные организации, объединяющие своих членов по профессиональному, территориально-производственному, возрастному и ряду других признаков, которые наряду со своей основной деятельностью выполняли и некоторые экологические функции (профсоюзы, молодежные, научно-технические и спортивные общества, трудовые коллективы, добровольные народные дружины и многие др.)1.
ст. 36 Конституции Украины, в соответствии с которой граждане Украины имеют право на свободу объединения в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и иных интересов, в т.ч. и экологических. Такое право является одним из неотъемлемых прав, закрепленных Общей Декларацией прав человека, иными основополагающими международными юридическими документами.
Участие общественности в управлении природопользованием и охраной окружающей природной среды реализуется сквозь призму полномочий общественных организаций и объединений, выполняющих экологические функции. общественные природоохранительные объединения имеют право:
принимать участие в разработке планов, программ по охране окружающей природной среды, разрабатывать и пропагандировать свои экологические программы;
принимать участие в проведении специально уполномоченными государственными органами управления в области охраны окружающей природной среды проверок выполнения предприятиями, учреждениями и организациями природоохранительных планов и мероприятий;
проводить общественную экологическую экспертизу, обнародовать ее результаты и передавать их органам, уполномоченным принимать решения;
вносить в соответствующие органы предложения по организации территорий и объектов природно-заповедного фонда.
Так, например, субъектами организации и проведения общественной экологической экспертизы являются общественные экологические организации, уставами которых предусмотрено осуществление этого исследования либо специально создаваемые для проведения такой деятельности негосударственные организации (РЭЦ-Киев и др.). Объектом такой экспертизы является деятельность, направленная на обеспечение эффективных условий подготовки эколого-экспертного производства и проведения общественной экологической экспертизы путем исследований, анализа, оценки объектов, которые могут непосредственно или в процессе реализации отрицательно влиять на жизнь и здоровье граждан, состояние окружающей природной среды.1
В Украине существует около 30 общественных объединений и организаций, ассоциаций и групп экологической направленности
национального уровня и более 350 — местного уровня. Среди них необходимо выделить Украинское общество охраны природы, Физ-культурно-спортивное общество «Динамо» Украины, Украинское общество охотников и рыболовов, ассоциация «Зеленый мир», Украинская молодежная экологическая лига, Национальный экологический центр, Украинская экологическая академия наук, Общественный экологический совет и некоторые др.
Важная роль в управленческой экологической деятельности общественности Украины принадлежит общественным инспекторам по охране окружающей природной среды. В соответствии с Положением об общественных инспекторах по охране окружающей природной среды, утвержденном Минприроды Украины от 27 февраля 2002 г. общественными инспекторами могут быть граждане Украины, которые достигли 18-летнего возраста и имеют опыт природоохранительной работы, а также прошли собеседование в органах Минприроды.
Общественные инспекторы имеют право:
совместно с работниками органов Минприроды, иных государственных органов, осуществляющих контроль за охраной и рациональным использованием природных ресурсов, органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления, общественных экологических (природоохранных) организаций принимать участие в проведении проверок соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и гражданами требований природоохранительного законодательства, норм экологической безопасности и использования природных ресурсов;
по направлению органов Минприроды производить рейды и проверки, а также составлять акты проверок;
принимать участие в проведении общественной экологической экспертизы в соответствии с Законом Украины «Об экологической экспертизе».
§ 4. Функции управленияприродопользованием и охранойокружающей природной среды
функции управления природопользованием и охраной окружающей природной среды это наиболее характерные, специфические по содержанию, обособленные виды деятельности, направленные на обеспечение организации рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.
Все функции управления можно подразделить на различные группы. Так, различают общие функции управления и функции отдельных органов и звеньев системы управления. Различают также организационные, предупредительно-охранительные и иные стабилизационные группы функций.
К организационным функциям экологического управления принадлежат: пространственно-территориальное устройство объектов природы; ведение природоресурсовых кадастров; экологическое планирование; экологическое прогнозирование. Предупредительно-охранительные функции — это: экологический мониторинг; экологический аудит; экологическая экспертиза; экологический контроль. К стабилизационным функциям необходимо отнести: экологическая стандартизация и нормирование; экологическое лицензирование. Рассмотрим каждую из названных выше групп.
4.1. Организационные функции экологического управления
Пространственно-территориальное устройство объектов природы представляет собой деятельность уполномоченных государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, направленную на проведение работ по организации использования, воспроизводства, охраны и защиты естественных ресурсов, создание благоприятных экологических условий для жизни и здоровья населения, развития природной среды.
Термин «пространственно-территориальное устройство объектов природы» используется как обобщающее понятие, в состав которого включаются: землеустройство, лесоустройство, индивидуализация недр, водных объектов и других природных ресурсов.
Землеустройство представляет собой совокупность социально-экономических и экологических мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений и рациональной организации территории административных образований, субъектов хозяйствования, которые осуществляются под влиянием общественно-производственных отношений и развития продуктивных сил (ст. 181 ЗК Украины).
Сущность землеустройства раскрывается посредством его содержательных характеристик, к числу которых относятся: установление (восстановление) на местности границ административно-территориальных образований, землевладений и землепользовании; разработка общегосударственной и региональной программ использования и охраны земель; составление схем землеустройства, разработка технико-экономических обоснований использования и охра-ны земель соответствующих административно-территориальных образований; обоснование установления границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами; составление проектов приведения в порядок существующих землевладений и землепользовании и создание новых; составление проектов отвода земельных участков; установление в натуре (на местности) границ земельных участков; подготовка документов, которые удостоверяют право собственности или право пользования землей; составление проектов землеустройства, которые обеспечивают эколого-экономическое обоснование севооборотов, упорядочение угодий, а также разработка мероприятий по охране земель; разработка другой землеустроительной документации, связанной с использованием и охраной земель; осуществление авторского надзора за выполнением проектов использования и охраны земель.
Лесоустройство включает систему государственных мероприятий, направленных на обеспечение эффективной охраны и защиты, рациональное использование, повышение производительности лесов, их воспроизводство, оценку лесных ресурсов, а также повышение культуры ведение лесного хозяйства.
Согласно ст. 46 Лесного кодекса Украины в процессе лесоустройства осуществляется система мероприятий, направленных на определение границ и внутрихозяйственную организацию территории лесного фонда, находящегося в пользовании постоянных лесопользователей; выполнение топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов; обоснование деления лесов на группы и отнесение их к категориям защитности; определением расчетной лесосеки, объемов рубок, связанных с ведением лесного хозяйства и объемов использования других видов лесных ресурсов.
Индивидуализация недр (пространственно-территориальное устройство недр) осуществляется при помощи пространственно-геометрических (объемных) измерений. Формы и размеры участканедр, которые предоставляются в пользование, ограничиваются натурными маркшейдерскими измерениями.
Участок недр, который предоставляется в пользование для промышленной разработки месторождений полезных ископаемых и целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, называется горный отвод.
Пространственно-территориальное устройство недр осуществляется маркшейдерскими службами Министерства охраны окружающей природной среды Украины.
Индивидуализация водных объектов осуществляется с помощью их паспортизации. Под паспортизацией следует рассматривать совокупность государственных мероприятий, направленных на упорядочение использования водных объектов, охрану их от загрязнения, засорения и истощения, предотвращение вредных действий вод и ликвидация их последствий, улучшение состояния водных объектов.
Паспорт источника водного объекта (его акватории) предусматривает: место нахождения, состояние, характер использования, качество воды, необходимые мероприятия по упорядочению использования и охраны водного объекта. Индивидуализация водных объектов осуществляется органами Государственного комитета Украины по водному хозяйству.
Ведение природоресурсных кадастров — это деятельность уполномоченных государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, направленная на систематизацию сведений относительно правового, природного и хозяйственного состояния объектов природы, а также их отдельных составных частей.
Ведение природоресурсовых кадастров включает в себя осуществление: земельного, водного кадастра, кадастра растительного мира, лесного кадастра, кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, кадастра животного мира, кадастра территорий и объектов природно-заповедного фонда, учета в области охраны атмосферного воздуха.
Термин «кадастр» (реестр) означает систематизированный банк количественных и качественных данных относительно определенного объекта.
В соответствии со ст. 193 ЗК Украины, государственный земельный кадастр представляет собой единую государственную систему земельно-кадастровых работ, которая устанавливает процедуру признания факта возникновения или прекращения права собственности и права пользования земельными участками и содержит совокупность сведений и документов о местоположении и правовом режиме этих участков, их оценку, классификацию земель, количественную и качественную характеристику, распределение среди собственников земли и землепользователей.
Государственный земельный кадастр включает кадастровое зонирование, кадастровые съемки, бонитировку почв, экономическую оценку земель, денежную оценку земельных участков, их государственную регистрацию, а также учет количества и качества земель.
Государственный водный кадастр представляет собой систематизированный свод сведений о поверхностных, подземных, внутренних морских водах и территориальном море; объемы, режим, качество и использование вод; состав водопользователей. В водный кадастр включаются также сведения о водохозяйственных объектах, которые обеспечивают использование воды, очищение и сброс обратных вод (сооружения для забора и транспортирования воды, сооружения, на которых осуществляется очистка обратных вод, и т.п.).
Назначением водного кадастра является систематизация данных государственного
Кадастр растительного мира содержит систему сведений и документов о распределении объектов растительного мира между собственниками и пользователями (в т.ч. арендаторами) земельных участков, количественные и качественные характеристики народнохозяйственной и научной ценности растительных ресурсов, деление естественных растительных групп на категории, экономическую оценку, технические, кормовые, врачебные, пищевые и другие свойства естественных растительных ресурсов, другие данные о растительных естественных ресурсах, необходимых для обеспечения их неистощительного использования, воспроизводства и эффективной охраны.
Государственный лесной кадастр содержит систему сведений и документов о правовом режиме лесного фонда, распределении его между пользователями, качественное и количественное состояние лесного фонда, деление лесов по группам и отнесение к категориям, экономическую оценку и другие данные, необходимые для рационального ведения лесного хозяйства и оценки результатов хозяйственной деятельности в лесном фонде.
Задачей государственного учета лесов и лесного кадастра являются организация охраны и защиты лесов, рациональное использование лесного фонда, воспроизводство лесов, осуществление систематического контроля за качественными и количественными изменениями в лесном фонде и обеспечение органов местного самоуправления, заинтересованных органов государственной исполнительной власти, лесопользователей сведениями о лесном фонде.
Месторождения, в т.ч. техногенные, запасы и проявления полезных ископаемых подлежат учету в государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственном балансе запасов полезных ископаемых. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых содержит сведения о каждом месторождении, включенном в Государственный фонд месторождений полезных ископаемых, по таким показателям: количество и качество запасов полезных ископаемых и имеющихся в нем компонентов, горнотехнические, гидрогеологические и другие условия разработки месторождения, его геолого-экономическая оценка, а также сведения о любом проявлении полезных ископаемых.
Государственный кадастр животного мира содержит систематизированную совокупность сведений о географическом распространении видов (групп видов) животных, их численность и состояние, характеристики среды пребывания и современного хозяйственного использования, а также другие сведения, необходимые для обеспечения охраны и рационального использования животного мира.
Ведение кадастра животного мира предусматривает выполнение таких кадастровых работ: проведение экспедиционных работ (наблюдение и изучение численности, состояния и других характеристик животного мира непосредственно в естественной среде); анализ данных, полученных во время проведения экспедиционных работ, а также данных, которые имеются в материалах государственного лесоустройства, приведение в порядок охотничьих угодий, государственной и ведомственной статистической отчетности о состоянии животного мира, численность и объемы хозяйственного использования диких животных и т.п.
Ведение кадастра животного мира возлагается на Министерство охраны окружающей природной среды.
Государственный кадастр территорий и объектов природно-за-поведного фонда содержит сведения о правовом статусе, принадлежности, режиме, географическом положении, количественные и качественные характеристики этих территорий и объектов, их природоохранную, научную, образовательную, воспитательную, рекреационную и другую ценность.
Назначением кадастра территорий и объектов природно-запо-ведного фонда является: оценка состава и перспектив развития природно-заповедного фонда, состояния территорий и объектов, которые входят в него, организация их охраны и эффективного использования, планирование научных исследований, а также обеспечение государственных органов, других заинтересованных объектов соответствующей информацией, необходимой для решения вопросов социально-экономического развития, размещение продуктивных сил и в других целях,
Государственному учету в области охраны атмосферного воздуха подлежат: объекты, которые воздействуют или могут негативно влиять на здоровье людей и на состояние атмосферного воздуха; виды и объемы загрязняющих веществ, которые выбрасываются в атмосферный воздух; виды и степень влияния физических и биологических факторов на состояние атмосферного воздуха.
Государственный учет в области охраны атмосферного воздуха осуществляется по единой системе в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
Экологическое планирование — это деятельность уполномоченных государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, направленная на создание экологически обоснованных императивов рационального и комплексного использования природных ресурсов, их воспроизводства, а также охраны окружающей природной среды.
Экологическое планирование осуществляется в форме разработки экологических программ.
Экологическое прогнозирование — это урегулированная экологическим законодательством деятельность специально уполномоченных субъектов права, направленная на подготовку и проведение экологических прогнозов в области использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения благоприятного состояния окружающей природной среды и экологической безопасности.
4.2. Предупредительно-охранительные экологические функции
Экологический мониторинг за использованием природных ресурсов и охраной окружающей природной среды представляет собой деятельность уполномоченных государственных органов исполнительной власти по надзору, сбору, обработке, передаче, сохранении и анализе информации о состоянии окружающей природной среды, прогнозировании ее изменений и разработке научно обоснованных рекомендаций для принятия управленческих решений.
Мониторинг окружающей природной среды осуществляется с соблюдением принципа совместимости разнородных данных, основанного на применении единых классификаторов, кодов, систем единиц и т.п. Для получения необходимой информации при мониторинге окружающей природной среды применяется дистанционное зондирование, наземные съемки-наблюдения, фоновые данные и др. По результатам оценки состояния окружающей природной сре-
ды составляются доклады, прогнозы и рекомендации для принятия необходимых решений центральными органами исполнительной власти.
Экологический аудит. Развитие рыночных отношений в Украине привело к необходимости принятия большого числа нормативных документов для регламентации правовых вопросов деятельности хозяйствующих субъектов, бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, порядка формирования себестоимости производимой продукции и выполняемых работ. Многие предприятия стали самостоятельно вести хозяйственную деятельность. В результате возникла необходимость в создании новой формы контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов — независимого вневедомственного финансового контроля или аудита. В соответствии с Законом Украины от 24 июня 2004 г. «Об экологическом аудите»2, экологический аудит — это документально оформленный независимый системный процесс оценки объекта экологического аудита, включающий сбор и объективную оценку доказательств для установления соответствия определенных видов деятельности, мер, условий, системы управления окружающей природной среды и информации по этим вопросам требованиям законодательства Украины об охране окружающей природной среды и другим критериям экологического аудита.
Объектами экологического аудита являются:
предприятия, учреждения и организации, их филиалы и представительства либо объединения, отдельные производства, другие производственные объекты;
системы управления окружающей природной средой;
другие объекты, предусмотренные законом.
Основными задачами экологического аудита являются:
сбор достоверной информации об экологических аспектах производственной деятельнос