Задания для самостоятельной проверки




1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. К какому направлению психотерапии относиться гештальт-терапия?

1) психодинамическая терапия;

2) экзистенциальная психотерапия;

3) телесно-ориентированная терапия.

2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Основная идея гештальт-терапии:

1) формирование правильного мышления;

2) развитие креативности во взаимодействии с окружающим миром, восстановление способности к саморегуляции;

3) обучение саморегуляции.

3. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Основоположник гештальт-подхода:

1) А. Маслоу;

2) М. Эриксон;

3) Ф. Перлз.

4. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Какие типы нарушений контактной границы, препятствующих психологическому развитию, описал Ф. Перлз?

1) интроекция, проекция, ретрофлексия, конфлюэнция;

2) рационализация, искажение, вытеснение;

3) гиперкомпенсация, идентификация.

5. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Основные вопросы, задаваемые консультантом в ходе терапии:

1) откуда? почему?

2) зачем? когда?

3) что? как?

6. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Роль терапевта в терапевтическом процессе:

1) фрустрирует, оказывает клиенту помощь в расширении осознания и переживания контакта;

2) формирует новые поведенческие навыки;

3) помогает понять бессознательное психическое содержание.

7. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
В концепции гештальт-терапии невроз возникает вследствие неспособности изменить в случае необходимости:

1) поведение;

2) чувства;

3) отношение.

8. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Согласно теории гештальт-терапии, смена циклов возникновения и удовлетворения потребностей определяет состояние:

1) здоровья;

2) напряжения;

3) активности.

9. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Базовый способ и цель в гештальт-терапии:

1) осознание-как-процесс;

2) катарсис;

3) новый поведенческий навык.

10. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Творческое приспособление в гештальт-терапии рассматривается как способность к:

1) контакту;

2) прерыванию;

3) адаптации;

4) восстановлению.

11. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Творческое приспособление включает различение нового и его:

1) ассимиляцию-отвержение;

2) принятие и приспособление;

3) преобразование и адаптацию.

12. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Прерывание контакта, выражающееся в сложностях с различением между собой и средой:

1) интроекция;

2) проекция;

3) ретрофлексия;

4) конфлюенция.

13. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Некритичное восприятие чьих-то убеждений и стандартов без ассимиляции их личностью:

1) интроекция;

2) проекция;

3) ретрофлексия;

4) конфлюенция.

14. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Видение своих собственных желаний и чувств в других людях или предметах:

1) интроекция;

2) проекция;

3) ретрофлексия;

4) конфлюенция.

15. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Направление на себя того, что первоначально человек делал или хотел делать другим людям:

1) интроекция;

2) проекция;

3) ретрофлексия;

4) конфлюенция.

16. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Поведение, базирующееся на единстве потребностных состояний и действий, называется:

1) аутентичным;

2) продуктивным;

3) адаптивным.

 

Ключ

№ вопроса                                
вариант ответа                                

 

Рекомендуемая литература

1. Булюбаш И.Д. Руководство по гештальттерапии /
И.Д. Булюбаш. – М.: Институт психотерапии и клинической психологии, 2011. – 768 с.

2. Гингер С. Гештальт: исскуство контакта / С. Гингер. – М.:ПЕР СЭ, 2002. – 320 с.

3. Гордон У. Гештальттерапия постмодерна. За пределами индивидуализма / У. Гордон. – М.: Смысл, 2011. – 464 с.

4. Лебедева Н.М. Путешествие в гештальт: теория и практика / Н.М. Лебедева, Е.А. Иванова. – СПб.: Речь, 2004. –560 с.

5. Перлз Ф. Теория гештальттерапии / Ф. Перлз. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2014. – 320 с.

6. Перлз Ф. Практикум по гештальттерапии / Ф. Перлз,
П. Гудман, Р. Хефферлин. – М.: Институт Психотерапии, 2005. – 240 с.

7. Перлз Ф. Теория гештальт-терапии / Ф. Перлз, П. Гудмен. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 384 с.

8. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия / Ф. Перлз. – М.: Смысл, 2000. – 358 с.

 

 


2.4 ПСИХОДРАМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ

Автор терии психодрамы Якоб Леви Морено, определивший ее «психодраматическим методом естественного излечения». Практика психологического воздействия основана на инсценировании переживаемой человеком реальности, своеобразной драматургии повседневности. Автор исходит из положения о том, что опыт нельзя усвоить на примере или передать вербально. Поэтому в пространстве терапевтического взаимодействия создаются условия получения, обогащения индивидуального опыта. Метод основан на воспроизведении естественного поведения человека и интегрирует в себе средства когнитивного анализа с активным участием в драматическом действии и групповом процессе. Цель психодрамы в том, чтобы сделать личность настолько спонтанной и творческой, насколько это возможно в рамках индивидуальности каждого из участников [21, с. 42].

Методы психодрамы заимствованы из театральной деятельности: постановка действия, исполнение роли, монолог, диалог, дублирование. Для того чтобы разобраться в проблемной ситуации, человеку предлагается инсценировать событие. Предполагается, что при этом человек воссоздает не столько реальность, сколько свое субъективное восприятие и психологические аспекты переживания. Клиент с помощью ведущего и участников группы разыгрывает события так, как если бы они происходили в данный момент. Психолог сводит игру участников психодрамы к терапевтическим целям [28, 54], помогает структурировать действие так, чтобы процесс стал средством прояснения и расширения возможностей: проигрываются новые роли, апробируются альтернативные поведенческие модели, конструируются модели решения проблемы. Процесс психодраматического действия – это процесс постижения смысла, заключенного не только и не столько в словах, но и в выражении лица, оговорках, обмолвках, позе, жестах, поведении. Все это – информационные сигналы, создающие подтекст и выступающие в общении в роли социального действия. Психодрама может повысить эффективность в работе с клиентами, испытывающими трудности в вербализации чувств, предоставив им возможность выражения в действии, а также в работе с людьми, склонными к оторванному от действия рассуждательству. В силу как будто не направленного игрового характера действия в психодраме легче обойти сопротивление исследовательскому процессу. К тому же раскрытие своего внутреннего мира на сцене должно происходить без критики и ограничений.

Исцеляющий эффект психодрамы связан также с психологической поддержкой, оказываемой человеку группой, защищенностью от неудач и эмоционального отвержения. Психодрамма – групповой процесс и в нем участвуют в различной степени все члены группы: психодраматист – терапевт, он же ведущий группы; протагонист – тот, проблема которого отрабатывается; участники, выбираемые протагонистом на роли дублера и зеркала. Оставшиеся наблюдатели участвуют в обсуждении по окончании представления. Благодаря вовлеченности в процесс у членов группы актуализируются и прорабатываются собственные проблемы.

Этапы психодраматической сессии

1. Стадия разогрева, погружения в проблему. Участники располагаются кругом. По заявлению определяется, с чьей проблемой будет производиться работа. Стул рядом с этим участником освобождается, ведущий садится рядом и интервьюирует протагониста, конкретизируя ситуацию, уточняя детали, реакции и переживаемые чувства. Формулируется вопрос, ответ на который протагонист хотел бы получить. Рекомендуется не форсировать стадию разогрева, даже если это займет много времени, следовать за скоростью протагониста. Затем происходит первоначальная инсценировка. Психодраматист вместе с протагонистом ходят внутри круга, моделируют эпизод. Протагонист с помощью вспомогательных средств символически выстраивает пространство, выбирает персонажи. Ввод выбранных участников в роли происходит следующим образом: протагонист встает за спину участника, кладет руки ему на плечи и от первого лица дает характеристику персонажа. Чтобы войти в образ, выбранный на роль может задавать уточняющие вопросы также от первого лица. Психодраматист тоже задает уточняющие вопросы и предлагает эксперименты в инсценировании.

2. Стадия эксперимента. Инсценирование выбранной ситуации. Инсценирование может быть неоднократным с незначительными изменениями и уточнением ситуации. Также это может быть последовательная смена эпизодов, в которых протагонист является то участником, то наблюдателем сцены. Единичная инсценировка целесообразна, если решается задача наиболее полного вчувствования, многократная – при опробовании недавно усвоенных форм поведения [30]. На этом этапе причины затруднений уже могут стать очевидными, что способствует осознанию собственного поведения как источника затруднений техники дублирования, обмена ролями, зеркала.

Дублирование. Заместитель протагониста играет его роль в воссоздаваемой ситуации, делится опытом переживания. Предполагается, что это позволит протагонисту расширить понимание себя и ситуации или изменить отношение к ней.

Обмен ролями. Позволяет протагонисту идентифицироваться с другим человеком через исполнение его роли в ситуации. Предполагается, что таким образом ситуация начинает восприниматься и с иной точки зрения, расширяется понимание причин трудностей в отношениях.

Зеркало. Участник группы или сам психодраматист воспроизводит невербальное поведение протагониста, им не осознаваемое.

3. Сессия завершается обратной связью – обменом участников чувствами, которые они испытывали в процессе. Сначала делятся чувствами исполнители ролей, затем наблюдавшие. Предполагается, что все переживают катарсис различного рода, что обеспечивает рост и терапевтический эффект.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: