Задания для самостоятельной проверки




1. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Практика психологического воздействия в технике психодрамы основана на:

1) обучении навыкам конструктивного поведения;

2) инсценировании переживаемой человеком реальности;

3) групповой поддержке и коллективной деятельности.

2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Цель психодрамы заключается в:

1) восстановлении спонтанности и творческой активности личности в отношениях;

2) преодолении внутренних и внешних конфликтов личности;

3) развитии групповой поддержки и сплоченности.

3. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. К методам психодрамы относятся:

1) постановка действия, расширение нарратива, дублирование, исполнение роли, эксперимент, монолог, когнитивный анализ;

2) постановка действия, зеркализация, интерпретация, обмен ролями, монолог, диалог, дублирование;

3) постановка действия, исполнение роли, монолог, диалог, дублирование, зеркализация.

4. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Этапы психодрамы:

1) разогрев, эксперимент, обратная связь;

2) первичное интервью, инсценировка, шерринг, закрепление реакции;

3) прояснение проблемы, направленная визуализация, проигрывание ролей, обсуждение.

5. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Техника социализации и интеграции, используемая в психодраме, заключается в том, что:

1) дети берут роли взрослых, а взрослые – роли детей;

2) клиент наблюдает за собой со стороны в то время, как на себя берут его роль вспомогательные «Я»;

3) клиент садится на сцене на стул спиной к зрителям, а психолог призывает зрителей к обсуждению клиента.

 

Ключ:

№ вопроса          
вариант ответа          

 

Рекомендуемая литература

1. Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов / П.Ф. Келлерман. – М.: Класс, 1998. – 240 с.

2. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама /
Д. Киппер. – М.: Класс, 1993. – 224 с.

3. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама / Г. Лейтц. – М.: Прогресс, 1994. – 352 с.

4. Морено Я. Психодрама / Я. Морено. – М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 528 с.

5. Психодрама: вдохновение и техника / под ред. П. Холмса и М. Карп. – М.: Класс, 1997. – 288 с.

 


2.5 ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ
В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Транзактный анализ относится к рациональным методам психотерапии. Задача психологической работы видится в предоставлении клиенту возможности выхода из рамок неосознаваемых неконструктивных форм поведения в процессе их осознания и перестройки когнитивных структур. Применяется транзактный анализ как в индивидуальной, так и в групповой работе. Предназначен для кратковременной психокоррекционной работы.

Основы теории транзактного анализа были сформулированы Эриком Берном, который выделил три устойчивые психологические позиции человека, состояния Я, обозначив их как «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок». Каждое состояние представляет собой особый паттерн мышления, чувств и поведения. Эти состояния проявляются в поведении и доступны наблюдению.

Состояние «Родитель» формируется на основе интериоризации посланий, полученных в детстве от родительских фигур: нормы, запреты, эталоны поведения и др. Функционально состояние Родителя видится как критическое или заботливое. Содержательно критическое состояние представляет набор правил (обычно запретительных). В этом состоянии человек склонен поучать, оценивать, запрещать, искать виновного. Человек нечувствителен к границам ответственности, не склонен к сомнению, требователен. Для Родителя характерны директивные высказывания типа: «Ты должен», «Нельзя», «Надо делать», «Прекрати» и т. д. Заботливый Родитель проявляет поддержку, понимание, готовность помочь. Состояние Родитель, проявляется в фразах типа «Мне нельзя», «Я должен», критические замечания типа «Итак, запомни», «Прекрати это», «Ни за что на свете», «Я бы на твоём месте», «Милый мой». Физическим признаком Родителя является нахмуренный лоб, качание головой, «грозный вид», вздохи, скрещенные на груди руки, поглаживание другого по голове и т.п. Благодаря этому состоянию человек способен выполнять руководящие воспитательные функции. Благодаря наличию этой стороны личности человек имеет опыт, освобождающий его от необходимости принимать множество тривиальных решения в обыденной жизни. Когда «родительская» функция блокирована, нарушается система устоев и принципов нравственной регуляции.

Состояние «Ребенок» эмотивное начало в человеке, определяющее возможность независимости в отношении общественных условностей, в этом состоянии проявляются реакции и побуждения, характерные для детского возраста. Нахождение в этом состоянии проявляется в выражениях, отражающих чувства, желания и опасения. К невербальным проявлениям относятся дрожащие губы, потупленный взор, непосредственное выражение интереса, радости и др.

Выделяют три аспекта функционирования Дитя: приспосабливающийся, бунтующий и свободный (естественный) Ребенок:

1. «Естественный (свободный) ребенок». Это архаическая сторона личности, не ориентированная на моральные установки, предполагает все импульсы, присущие ребенку: креативность, доверчивость, непосредственность, увлеченность, изобретательность; придает человеку обаяние и теплоту. Человек в этом состоянии открыт миру, проявлению чувств. Это источник интуиции, радости, творчества. Э. Берн считал естественного Ребенка наиболее ценной частью личности. Но при этом Дитя непостоянен, безответственен, легкомыслен, эгоцентричен. Главный вербальный маркер – «Я хочу, – не хочу», «Нравится», «Интересно» и др.

2. «Адаптированный (приспосабливающийся) ребенок». В основе переживания и поведения в этом состоянии лежит ориентация на ожидания и требования окружающих. Для «адаптированного ребенка» характерна повышенная конформность, неуверенность, повышенные требования к себе, легко актуализируемые чувства вины и стыда, ожидание одобрения, обидчивость. Вербальные проявления: «Я не смогу», «Я попробую», «Почему Я?», «Я боюсь» и т. д.

3. «Бунтующий ребенок». Выражает протест человека против требований более сильных и авторитетных людей, не соответствующих его желаниям, что является основой самоутверждения и независимости. Однако неконтролируемый бунтующий Дитя своенравен, капризен, обидчив, упрям и агрессивен. Вербальные проявления: «Не буду», «Оставьте меня в покое», «Не лезь» и т. д.

Состояние «Взрослый». Это состояние Я структурирует когнитивные модели, чувства, действия, позволяющие человеку строить отношения с миром в соответствии с реальностью текущей действительности, исходя из собственного опыта и рациональной оценки обстоятельств. Состояние Взрослого определяет способность человека осуществлять наиболее адаптивное поведение, быть рациональным и объективным. Человек рассуждает, не уходя в интеллектуализацию, логически анализирует, открыто задает вопросы, может делить ответственность между собой и другими. Вербальные проявления состояния: «Как?», «Когда?», «При каких условиях?», «Я считаю», «По моему мнению» и т.п. Взрослый функционирует в поле настоящего, не уходя в прошлые или ожидаемые ситуации. Взрослый свободен от предубеждений Родителя и эгоцентрированных порывов Дитя, определяя адекватность и уместность их проявления. Если взрослое состояние блокировано, человек не способен осознать изменяющийся мир, и его поведение колеблется между поведением Ребенка и Родителя.

Все три состояния Я необходимы для функционирования и выживания человека, определяя полноценность и плодотворность его жизни. Цель транзактного анализа – восстановление функций Эго-состояний в случае их дисгармоничного развития.

Трансактный анализ включает в себя следующие виды психологической работы:

1. Структурный анализ – анализ структуры Эго-состояний личности.

2. Анализ трансакций – вербальных и невербальных информационных посланий людьми друг другу из различных ролевых позиций.

3. Анализ психологических игр, скрытых моделей отношений с людьми.

4. Анализ сценария (скрипт-анализ), индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.

Структурный анализ. Структурным анализом называют процесс анализа личности в аспекте функциональных состояний Я. Эго-позиции выясняются в процессе моделирования взаимодействия с помощью техники ролевых игр.

Когда в функциональной структуре личности роль Взрослого мала и значительно влияние Родителя и Дитя, развиваются невротические нарушения. Э. Берн рассматривает случаи контаминации – смешения Эго-позиций и исключения – невозможности выйти из Я-состояния.

Контаминации:

1. Предрассудки. Человек принимает родительские установки за реальность (Родитель вторгается в границы Взрослого). Например: «Друзьям нельзя доверять», «Мир несправедлив» и т. д.

2. Иллюзии. Взрослое мышление затуманивается заблуждениями из детства (Дитя вторгается в границы взрослого). Например: «Я не привлекателен» или, напротив, – «Я лучше других» и т. д.

Исключение – это процесс, когда человек исключает какое-либо из своих Я-состояний.

Целью структурного анализа является определение Эго-позиций, контаминаций и исключений, восстановление нормальных отношений между тремя аспектами личности, то есть возможности выбора Я-состояния, которое бы соответствовало нуждам человека и условиям ситуации.

Анализ транзакций. Э. Берн считал транзакцию «основной единицей социального взаимодействия». Транзакцией называется обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Она начинается с послания одного человека другому (стимул), другой ему отвечает (реакция). При этом начинающий общение неосознанно занимает определенную Эго-позицию, адресуя послание также определенному состоянию другого человека. Если последний не принимает заданную роль, он будет стремиться задать свои позиции. Цель транзактного анализа - выявить ролевые позиции взаимодействующих и их соответствие.

Все транзактные реакции делятся на дополнительные, перекрестные, скрытые, прямые, непрямые и смазанные.

Дополнительные трансакции. Характеризуются тем, что роли, исходя из которых собеседники организуют общение, соответствуют ожиданиям друг друга.

Перекрестные транзакции возникают в том случае, когда послание-стимул направлено к одному состоянию Я, а реакция исходит из другого Я-состояния. Коммуникация превращается в позиционную борьбу.

Скрытые транзакции предполагают два уровня коммуникативного обмена: открытый – из одной ролевой позиции и скрытый – из другой. Характерно для манипуляций. Скрытая трансакция содержит неявную информацию, посредством которой можно повлиять на другого. Например: стимул – «Вряд ли ты решишься взяться за подготовку столь сложного проекта», реакция – «Но у меня 10 лет опыта!». Открытая коммуникация осуществляется из позиции Взрослый – Взрослый, скрытая – Родитель-Дитя. Таким образом, скрытое послание «Не слабо тебе?» принесло свой результат.

Прямые транзакции – прямое обращение к человеку (Я-Ты). Непрямые – человек посылает информацию другому не прямо, а через обращение к третьему лицу (Я - Он). Смазанные – через обращение к группе (Я - Вы Все).

При проведении групповой консультации и коррекционной работы следует поощрять участников к использованию только прямых транзакции. Непрямые транзакции направлены на поиск союзника, прямые – на установление ясности и близости.

Сценарный анализ. Сценарий – это формирующийся в детстве, подкрепляемый родителями, малоосознанный план жизни личности [8].

Э. Берн определил шесть видов жизненных сценариев: «Пока не», «После», «Никогда», «Всегда», «Почти», «Открытый конец»[8].

Сценарий «Пока не». Человек, следующий данному сценарию, не в состоянии испытывать всю полноту жизни, поскольку связывает удовлетворение жизненных возможностей только с конкретными обстоятельствами, например: «Жизнь начнется, только когда я разбогатею», или «… выйду замуж», или «…похудею» и т. д. Если человек не видит возможностей достижения цели, жизнь обессмысливается. Психологу следует обратить внимание клиента на актуальные потребности, способы и ресурсы их удовлетворения, психологические барьеры в настоящем.

Сценарий «После». Человек, следующий этому сценарию, не в состоянии переживать удовлетворение от настоящих достижений, поскольку испытывает тревогу по поводу будущих потерь: потери существующих отношений, разорения, старости и др. Психологическая работа направлена на осознание проблем настоящего, моделей их решения.

Сценарий «Никогда». Основой сценария является убеждение «Я никогда не получаю того, что я больше всего хочу». Отражает пассивную жизненную позицию. Можно предположить проблемы формирования компетентности и фрустрированную потребность в уважении. Психологическая работа направлена на осознание самоотношения и его связи с родительскими посланиями.

Сценарий «Всегда». Восприятие своей жизни человеком отражено в вопросе «Почему это всегда случается со мной?». Отражает низкий уровень ответственности и автономности.

Сценарий «Почти». Отражает склонность человека к воспроизводству непродуктивных стратегий. Выражается в позиции «В этот раз я почти достиг своего». Человек вновь повторяет действие в надежде, что уж в этот раз будет результат.

Сценарий «Открытый конец». В этом сценарии жизненная перспектива видится только до определенного момента (результата, событий), после чего будущее кажется пустым, бесцельным или неосуществимым.

По содержанию сценарии делятся на сценарии: победителя, побежденного и не-победителя (банальный). Победитель следует сценарию, приводящему его к цели. Побежденный реализует сценарий проигрыша, невозможности достижения, или цель достигается ценой значительных потерь. Сценарий не-победителя определяет однообразную жизнь без рисков, без стремления к выигрышу, но и без особых проигрышей. Отличить Победителя от Побежденного, по мнению Э. Берна, можно по ответу на вопрос, что он будет делать, если проиграет. Победитель знает что, учитывает разные возможности, готов пробовать разные пути достижения цели. Побежденный желает победы, но не может определить, что для этого делать.

В сценарии проявляются четыре вариантажизненных позиций, определяемых сочетанием установок по отношению к себе: «Я – хороший» («Со мной все в порядке»), Я – плохой («Я не в порядке») или другим: «Ты – хороший», «Ты – плохой» [8]. Исходя из двустороннего сочетания позиций, программируются сценарии и игры.

Позиция «Я – хороший, Ты – хороший» связана со сценарием Победителя. Ребенок понимает, что он достоин любви, его любят, и он любит и принимает родителей. Это вполне здоровая установка: «Жизнь стоит того, чтобы жить».

Позиция «Я – плохой, Ты – хороший», скорее всего, определит проигрышный сценарий. Можно ожидать формирование негативного самоотношения, склонность к депрессивным состояниям, в социальном плане – склонность к зависимым отношениям или изоляции.

Позиция «Я – хороший, Ты – плохой». Такой человек склонен к возвеличиванию себя, возможно, и за счет других. Не склонен к проявлению уважения и поддержке окружающих. Реализуя свое намерение (даже «из лучших побуждений»), игнорирует интересы и переживания другого.

Позиция «Я – плохой, Ты – плохой» наиболее соответствует проигрышному сценарию. Это позиция безнадежности – «Жизнь бесполезна и полна разочарований».

Жизненная позиция оформляется ранее жизненного сценария и определяется интерпретацией сценарных посланий – невербальных и, позднее, словесных.

Ниже приводятся примеры наиболее типичных посланий родителей и их последствий [50]:

1. «Не живи». Послание может быть прямым: «Уж лучше бы тебя не было», но обычно в мягкой форме и неосознанно для самого родителя, суть высказываний – если бы не ребенок, жизнь сложилась бы по-другому. Сообщение может восприниматься невербально: родитель раздражается, хмурится, когда ребенок к нему обращается, злится, тяжко вздыхает, когда нужно выполнять связанные с ребенком обязанности и др.

2. «Не будь самим собой». Так ребенок может переживать информацию о том, что, например, родители хотели ребенка противоположного пола. Часто является следствием сравнения ребенка с другими детьми.

3. «Не будь ребенком». Исходит от взрослых или обстоятельств жизни, требующих от ребенка опытности и ответственности, превышающей возрастные возможности. Характерно для родителя, в структуре личности которого исключена функция Дитя, или, напротив, Эго-состояние Ребенка доминирует, определяя смещение ролей в детско-родительских отношениях (обиженный, капризный, несчастный и т.п. родитель).

4. «Не расти (оставайся маленьким)». Характерно для родителей, находящихся в зависимых отношениях с ребенком, видящих смысл жизни в исполнении роли отца или матери. Взросление ребенка – угроза ощущению значимости в мире.

5. «Не делай успехов». Это послание передается родителем, для которого успехи ребенка воспринимаются угрозой его авторитету и влиянию или обостряют переживание собственных неудач.

6. «Не делай». Послание исходит от родителя, убежденного, что без его руководства ребенок не справится, или принесет вред.

7. «Не будь первым (не будь лидером, не высовывайся)». Установка на подчинение.

8. «Не принадлежи». Это послание может передаваться родителями, убежденными в отличии своего ребенка от других детей (вариант – отличие нас от окружающих) в положительном или отрицательном смысле. Следовательно, принадлежность невозможна, вредна, недостойна. Усвоивший подобную установку будет чувствовать себя изолированным, чужим в существующей социальной реальности.

9. «Не будь близким» (вариант – «Не доверяй»). Установка может сформироваться у ребенка, опыт общения которого с родителем полон невнимания, пренебрежения, или даже отвержения. Подобные последствия может иметь ситуация смерти или внезапного исчезновения родителя. В результате человек неосознанно начинает избегать близких отношений и чувств, поскольку они являются источником боли, может формироваться провокационная модель поведения, своеобразная проверка отношений на крепость.

10. «Не чувствуй себя хорошо (не будь здоровым)». Такой смысл приобретает для ребенка поведение родителя, не уделяющего ему необходимого внимания, но очень заботливого, когда ребенок заболевает или с ним происходят неприятности. Вариант – ребенку уделяют силы и время преимущественно тогда, когда его поведение становится непереносимым.

11. «Не думай». Это послание родителей, принижающих мнение, интеллектуальные способности ребенка или значимость его проблем. Может быть своеобразным средством укрепления власти и контроля, утверждения родительского авторитета.

12. «Не чувствуй». Транслируется родителями, которые сами не способны к выражению чувств и эмоциональному общению, или смещают акцент с контроля поведения на подавление связанных с ним переживаний. Вариант – «не чувствуй неправильных чувств», или «чувствуй как я», или «чувствуй так, как необходимо мне».

13. «Не люби». Установка формируется в детско-родительских отношениях, построенных на понимании любви как вознаграждении за ожидаемое поведение. Соответствующие установки: «Меня нельзя любить, если я не буду соответствовать желаниям и оценкам другого», обратная сторона – «Если буду соответствовать желаниям другого, получу любовь», «Нельзя любить никого просто так».

Принятая психологическая позиция определяет восприятие человеком окружающего мира, жизненный сценарий и модель отношений с окружающими. Человек неосознанно стремится поддержать сформированные установки, отвергая опыт иного существования в мире.

Э. Берн считал, что человек может строить свою жизнь и по антисценарию. Этот своеобразный бунт проявление той же зависимости от сценарного послания, но с установкой наоборот.

Итак, сценарий – это жизненный план, выполнение которого реализуется в определенной роли. Содержание сценария зависит от принятых в детстве позиций, закрепляется в Эго-состоянии Ребенка через систему транзакций во взаимодействии с родителем. Человек воссоздает свой сценарий, как правило, в ситуациях стрессовых и ситуациях, в которых есть смысловое сходство с болезненной ситуацией в детстве. Обычно человек эту связь не осознает, как и сам травматический эпизод. Выход из сценария требует выявления в процессе психологической работы потребности, фрустрированной в детском возрасте, и построения поведения, направленного на удовлетворение этой потребности в настоящем. Курс жизни человека, отмечал Э. Берн, зависит кроме сценария также от внешних событий и автономных решений. Психологическая поддержка направлена на укрепление автономии личности и способности к выбору. Автономность подразумевает реакцию на реальность настоящего, а не на сценарные послания и характеризуется восстановлением осознания, спонтанности и интимности. Спонтанность выражается в возможности свободно реагировать из любого Я-состояния, не искажая отношение в угоду родительским установкам. Интимность представляет собой потребность и способность к открытому выражению чувств, ожиданий и т.п. по отношению к другому человеку. Автономия требует обработки информации о мире в Я-состоянии Взрослого и свободу выбора необходимого состояния для взаимодействия. Э. Берн ввел понятие «интегрированный Взрослый». Интегрированный Взрослый имеет возможность актуализировать способности всех подструктур личности.

Первоначальное условие интеграции – осознание скрытых посланий, скрытого плана действий, выведение его из внутреннего плана в поле отношений. Благодаря пониманию сценария человек может освободиться от влияния первоначального детского опыта. Коррекционная работа направлена на преодоление непродуктивных стереотипов поведения, формирование способности к принятию адекватных ситуации решений исходя из собственных потребностей и возможностей. Основная цель – на основе пересмотра жизненных позиций, достижения позиции «Я хороший, Ты хороший», достичь реконструкции личности. Транзактный анализ предоставляет клиенту возможность выйти за рамки неосознаваемых схем и шаблонов поведения и, приняв иную когнитивную структуру поведения, получить возможность произвольного свободного поведения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: