Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономики предприятия природопользования и учетных систем

 

Направление подготовки: 38.03.04 – «Государственное и муниципальное управление»

 

 

Реферат по дисциплине «Государственное регулирование экономики»

 

на тему: «Налоговая система России и проблемы ее реформирования»

Выполнила:

Студентка 3 курса

гр. ГМУ Б17-1

Болунц.Н.А.

Проверила:

доцент, Семёнова Ю.Е.

 

Санкт – Петербург

 


Оглавление

Стр.

Введение……………………………………….……………………………….3

1. Налоговая система Российской Федерации.……………………………...5

1.1 Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура………………..5

1.2 Виды систем налогообложения в России………………………………...9

2. Текущее состояние, проблемы и перспективы реформирования налоговой системы Российской Федерации……………………………………………..13

2.1 Проблемы реформирования налоговой системы………………………..13

2.2 Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации………………………………………………………..14

Заключение………………………………………………………………….....20

Список использованной литературы………………………………………....22

 


Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги -- основная форма доходов государства.

В структуре всех доходов бюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%. Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему страны, получая соответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономические эффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли. Некоторые из эффектов видны сразу, например, увеличение акцизов на алкогольные напитки приведет к увеличению цены и, при наличии товаров-заменителей, к некоторому снижению спроса. Другие эффекты проявляют себя лишь в долгосрочном периоде. Вместе с тем, помимо экономического эффекта от воздействия налоговой системы на хозяйствующие субъекты, государство получает также и иные результаты, прямой измеримый эффект от которых отсутствует, но имеет место решение социально-политических задач.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.

Целью работы является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации. К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий налога и сбора. Так же задачами работы являются уяснение сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.

Предметом изучения в работе являются такие институты финансового права, как налог, а так же система налогов и сборов в Российской Федерации.

 


 

1. Налоговая система Российской Федерации

Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

·Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.

·Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.

·Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

В структуру налоговой системы России включены:

·все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;

·субъекты обложения налогами и сборами;

·нормативно-правовая основа;

·государственные органы власти в области налогообложения и финансов.

Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

К системе налоговых органов РФ относятся:

·Министерство финансов РФ.

·Федеральная налоговая служба РФ.

Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

Главными функциями ФНС РФ являются:

·учет плательщиков налогов и сборов;

·контроль за выполнением требований налогового законодательства;

·надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:

·Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.

·Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

·НДФЛ;

·налог на прибыль организаций;

·НДС;

·акцизы;

·водный налог;

·налог на добычу полезных ископаемых;

·госпошлина.

В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, ЕНВД, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).

Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

·земельный налог;

·налог на имущество физических лиц;

·торговый сбор.

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

 

1.2 Виды систем налогообложения в России

Налоговое законодательство предоставляет возможность организациям и ИП выбрать виды и порядок налогообложения. С момента регистрации все организации и ИП применяют общую систему налогообложения. О своем решении применять иные виды налоговых режимов налогоплательщик должен уведомить ФНС.

ОСН применяется по умолчанию. Для ее применения нет необходимости уведомления ФНС. Уведомление понадобится только в том случае, если компания ранее применяла спецрежим, а затем решила вернуться к обычной системе.

На ОСН уплачиваются следующие виды налогов:

·Организациями — НДС, налог на прибыль, налог на имущество;

·ИП — НДС, НДФЛ.

Также такие налогоплательщики уплачивают все остальные налоги, обязанности по которым возникают у них согласно законодательству.

Переход на упрощенку отменяет необходимость организациям уплачивать НДС, налоги на прибыль и имущество, а ИП — НДС и НДФЛ. Перейти на УСН можно в добровольном порядке либо с начала ведения деятельности, либо с начала нового календарного года. Для этого необходимо подать уведомление в ИФНС, а также соответствовать некоторым критериям:

·годовой доход не превышает 150 млн руб.;

·среднесписочная численность — не более 100 чел.;

·остаточная стоимость ОС — не более 150 млн;

·доля других организаций в уставном капитале — максимум 25 %;

·организация не имеет филиалов и представительств.

Какие бывают системы налогообложения на УСН, указано в статье 346.14 НК РФ. Плательщик вправе выбрать объект обложения, от которого будет зависеть ставка:

·«Доходы» — ставка 6 %;

·«Доходы минус расходы» — ставка 15 %.

Применение ЕНВД возможно только для некоторых видов деятельности. Их полный перечень приведен в п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Решение о введении ЕНВД принимает местная власть. Поэтому в некоторых регионах этот спецрежим не применяется (например, в Москве).

ЕНВД, как и упрощенный налог, заменяет уплату НДС, налогов на прибыль и имущество, а также НДФЛ (для предпринимателей). Кроме вида деятельности, для применения спецрежима также имеются иные ограничения:

·доля других организаций в уставном капитале — максимум 25 %;

·среднесписочная численность — не более 100 чел.

Сумма подлежащего перечислению платежа в бюджет не зависит от реальных доходов плательщика. Рассчитывается он исходя из вмененного дохода по ставке 15 %. Местные органы власти могут установить иную ставку в зависимости от категории налогоплательщика или вида осуществляемой деятельности в диапазоне от 7,5 до 15 %.

Вмененный доход определяется исходя из базовой доходности по виду деятельности и характеризующего деятельность физического показателя (статья 346.29 НК РФ).

Данный вид специального налогообложения могут применять только индивидуальные предприниматели. Для его применения необходимо приобрести патент на ведение соответствующего вида деятельности. Совмещать ПСН можно с любой иной системой налогообложения. Приобретение патента заменяет необходимость уплаты НДС и НДФЛ.

Стоимость патента рассчитает ИФНС при его выдаче. Но можно предварительно сделать расчет на официальном сервисе ФНС.

Для применения ПСН установлены ограничения:

·численность работников — не более 15 человек;

·годовой доход от деятельности на ПСН — не более 60 млн руб.

ЕСХН — специально разработанный спецрежим для сельскохозяйственных предприятий. Таким образом основное ограничение для его применения — производство сельскохозяйственной продукции. Ставка налога установлена в размере 6 % от величины доходов, уменьшенных на сумму расходов.

С 01.01.2019 субъектам РФ предоставлено право устанавливать дифференцированную ставку ЕСХН в диапазоне от 0 до 6 %, в зависимости от вида производимой продукции, места осуществления деятельности, уровня дохода или численности.

Кроме указанных платежей, любые организации и ИП платят страховые взносы с выплат работникам. Обычная ставка страховых взносов составляет:

·22 % — на пенсионное страхование;

·2,9 % — на социальное страхование;

·5,1 % — на медицинское страхование.

Некоторые категории страхователей на спецрежимах имеют право на применение пониженной ставки страховых взносов. Она устанавливается в размере 20 % на пенсионное страхование. Взносы в ОМС и ФСС не уплачиваются вовсе. Право на пониженную ставку имеют:

·организации и ИП на УСН с основными видами деятельности, поименованными в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ;

·ИП на ЕНВД, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность;

·ИП на ПСН

ИП также независимо от применяемой системы перечисляют страховые взносы за себя:

·фиксированный платеж (независимо от полученного дохода): устанавливается ежегодно. В 2019 г. он равен 36 238 руб.;

·допвзнос в ПФР в размере 1 % с суммы превышения дохода 300 000 руб. за год.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: