Тема «Панорамная съёмка»




Цель: повторение и закрепление темы «Панорамная съёмка»

1 Повторите тему «Панорамная съёмка»;

2 Подберите фотографии из СМИ в жанре «Панорамная съёмка»

Панорамная фотография — разновидность фотографии, которая позволяет создавать изображение с большим углом обзора по горизонтали, который как минимум вдвое превышает этот же параметр нормального объектива. Термин также применим к фотографиям, скадрированным до сравнительно большого соотношения сторон, как правило больше, чем 2:1. Поскольку не существует чёткой границы между «широкоугольной» и «панорамной» фотографией, первая из них обычно относится к типу использованного объектива, хотя сам по себе широкоугольный объектив не даёт панорамного изображения. Изображение, даваемое сверхширокоугольным объективом типа «рыбий глаз» и покрывающее стандартный кадр с соотношением 3:2, не считается панорамным, хотя и обладает большим углом обзора. Панорамным можно назвать изображение, перекрывающее человеческое поле зрения в пределах 160° по горизонтали и 75° по вертикали. Традиционное понятие панорамы предусматривает, что ширина панорамного снимка больше высоты как минимум вдвое, в некоторых случаях отображая 360° пространства в горизонтальной плоскости. Однако, современное понятие панорамной фотографии шире, и предполагает, что доступный угол наблюдения превосходит поле зрения наблюдателя, а в конечном приближении обеспечивает сферический обзор

Историческая справка

Панорамные изображения начали создавать одновременно с появлением изобразительных искусств. Первый панорамный дагеротип был создан уже через несколько лет после появления технологий фотографии. В 1843 году Йозеф Пухбергер запатентовал фотоаппарат, снимающий поворотным объективом на изогнутую дагеротипную пластинку цилиндрического профиля. Камера обеспечивала горизонтальный угол обзора в 150°, давая снимок шириной 61 сантиметр. Через год Фридриху фон Мартенсу удалось создать более совершенную камеру «Мегаскоп», в которой вместо ручного поворота объектива с помощью рукоятки использован пружинный механизм. Этим устройством с крыши Луврского дворца сделан первый в истории панорамный фотоснимок Парижа. Сложность такой аппаратуры и техники панорамной съёмки не позволили панорамной дагеротипии получить широкое распространение.

Дальнейшее развитие связано с появлением мокрого коллодионного процесса. В 1859 году Томас Саттон создал фотоаппарат, снимающий поворотным объективом на изогнутую стеклянную фотопластинку, покрытую коллодионным светочувствительным слоем. Однако, сложности изготовления таких пластин и контактной печати с них стали препятствием распространению панорамных камер этого типа. Доминирующей стала другая технология. Для получения панорамы делалось несколько снимков (чаще всего 2 или 3) обычным фотоаппаратом, которые печатались на альбуминовой фотобумаге и затем вручную монтировались на общем паспарту. Съёмка велась с перекрытием, соседние снимки стыковались точной обрезкой.

Панорамные снимки, созданные таким образом Джорджем Бернартом в годы Гражданской войны США, активно использовались для фотограмметрии при проектировании укреплений и инженерных сооружений. Аналогичная техника панорамной съёмки успешно использовалась и в современном желатиносеребряном фотопроцессе, дожив до времён цифровой фотографии. Появление в 1888 году гибкой фотоплёнки позволило усовершенствовать панорамную фотографию, сделав фильмовый канал изогнутым, как в камере Саттона. Первые панорамные фотоаппараты давали цилиндрическую проекцию пространства с помощью объектива, вращающегося вокруг вертикальной оси, проходящей через нодальную точку. Их названия говорят сами за себя: «Цилиндрограф» (1884 год), «Пантаскопик» (1862 год), «Глобускоп» и другие.

В начале XX века появились панорамные фотоаппараты, рассчитанные на рулонную фотоплёнку типа «рольфильм», либо на перфорированную 35-мм киноплёнку. Наиболее известны такие камеры, как «Widelux», разработанный в Японии в 1958 году, немецкий «Noblex», а также советские «ФТ» того же года выпуска и «Горизонт» (1967). С появлением цифровой фотографии потребность в специальных панорамных фотоаппаратах отпала, так как появилась возможность создавать фотографии с любыми углами обзора склеиванием нескольких обычных снимков при помощи специальных компьютерных приложений. Большинство любительских цифровых фотоаппаратов комплектуются простейшими склейщиками такого типа (англ. Photostitcher) в составе поставляемого в коробке программного обеспечения. Кроме того, цифровая панорамная съёмка осуществима путём сканирования окружающего пространства с помощью ПЗС-линейки, поворачивающейся вместе с объективом вокруг его нодальной точки.

Методы панорамной фотографии

В аналоговой фотографии известны несколько методов получения панорамных снимков, для которых могут быть использованы как обычные фотоаппараты, так и специализированные камеры трёх типов.

Серия снимков с перекрытием [править | править код]

Наиболее распространённый способ панорамной фотографии, использующийся ещё со времён мокрого коллодионного процесса. Фотоаппарат закрепляется на штативе и после съёмки очередного кадра поворачивается на определённый угол вокруг вертикальной оси. Таким образом выполняется серия снимков, каждый из которых фиксирует часть будущей панорамы. Угол поворота между соседними снимками незначительно меньше горизонтального угла поля зрения объектива, чтобы края изображения перекрывались. Съёмка может производиться с рук, но наилучшие результаты достижимы при использовании штатива. Многие производители фототехники выпускали для этих целей специальные штативные головки с круговой шкалой, размеченной в градусах. При недостаточном охвате объектива по вертикали, панорама может быть многорядной. Фотоотпечатки, полученные в результате такой съёмки, монтируются на общем паспарту, а точное совмещение границ соседних снимков обеспечивается обрезкой острым ножом.

Недостатки этого метода заключаются в неизбежной видимости мест стыковки соседних снимков из-за перспективных искажений и разницы в оптической плотности отпечатков. Длинные прямые на готовых панорамах отображаются в виде ломаных линий, с переломами в местах склеек. Проблемы совмещения особенно остро проявляются при съёмке сравнительно короткофокусным объективом. Технология требует тщательной регулировки параметров при фотопечати и лабораторной обработке снимков, чтобы обеспечить равномерность их фотографических свойств. Кроме того, практически неустранимы последствия виньетирования, а монтаж полученных панорам требует оформительских навыков. Этот метод панорамной съёмки получил распространение в цифровой фотографии, поскольку программными методами устранимо большинство его недостатков. В аналоговой фотографии эти проблемы практически отсутствуют при использовании специализированных панорамных фотоаппаратов.

Поворотный объектив

Метод панорамной фотографии с помощью специальных фотоаппаратов с объективом, вращающимся вокруг оси, перпендикулярной оптической, и пересекающейся с ней в задней нодальной точке. Фотоплёнка располагается на цилиндрической направляющей, проложенной вокруг оси вращения объектива. Изображение проецируется на фотоплёнку сквозь узкую щель в цилиндрическом корпусе объектива. Во время съёмки корпус с объективом поворачивается на шарнирах, последовательно экспонируя кадр через щель, движущуюся вдоль его длинной стороны. Процесс съёмки одного кадра может занимать несколько секунд, хотя при этом выдержка остаётся моментальной. Она регулируется скоростью поворота корпуса объектива и шириной щели, выполняющей роль фокального затвора.

В отличие от склеенных панорам, длинные прямые выглядят на готовом снимке цельными, но при отклонении от центра кадра они выгибаются в виде дугообразных линий (в форме синусоиды), сходящихся к боковым границам. Например, при наклоне фотоаппарата вверх линия горизонта выглядит как чаша, выгибаясь к низу. Типичные углы обзора фотоаппаратов такого типа составляют от 110° до 140°, а соотношение сторон кадра доходит до 4:1. Фотоаппараты, рассчитанные на фотоплёнку тип-135, дают удлинённый кадр, превосходящий малоформатный в 2–3 раза по ширине. Советский «Горизонт» экспонирует кадр размером 24×58 мм.

Фотоаппараты этого типа чаще всего оснащаются объективом типа фикс-фокус, который жёстко установлен на заводе на гиперфокальное расстояние и при открытой диафрагме обеспечивает резкое отображение удалённых сцен. При съёмке близко расположенных предметов приходится закрывать диафрагму для увеличения глубины резкости. В большинстве случаев в некоторых пределах доступна регулировка выдержки, самая длинная из которых ограничена скоростью поворота объектива. Поэтому длительные выдержки на таких фотоаппаратах недоступны, ограничивая их использование для съёмки тёмных сцен. По тем же причинам камеры с поворотным объективом непригодны для съёмки с фотовспышкой. Невысокая скорость сканирования панорамы также препятствует съёмке быстро движущихся объектов, отображаемых с искажением. Однако этот недостаток может быть использован в художественных целях, например в так называемой щелевой или стрип-фотографии.

Вращающаяся камера

Иногда такие камеры называются «сканирующими» и обеспечивают углы горизонтального обзора 360° и больше, давая возможность многократной съёмки одного и того же фрагмента ландшафта на один кадр. Устройство похоже на предыдущий тип фотоаппарата, но поворачивается не только объектив, а весь корпус, установленный на вертикальной рукоятке. Механический или электрический привод вращает такую камеру вместе с объективом вокруг его нодальной точки, а лентопротяжный механизм подаёт фотоплёнку с таким расчётом, что она остаётся неподвижной относительно изображения, которое строит движущийся объектив в экспонирующей щели.

Длинные прямые при этом также отображаются в виде дугообразных линий, как в камерах предыдущего типа. Принцип действия таких фотоаппаратов был изобретён в 1880-х годах. Первый вращающийся фотоаппарат «Périphote» создан братьями Люмьер в 1900 году. Также известны «Cirkut» (1905), «Leme» (1962), «Rotaflex 360» (1968), «Hulcherama» и «Alpa ROTO SM60» (1979), «Глобускоп» (1981) и «Roundshot» (1988). В СССР аналогичный фотоаппарат для 35-мм киноплёнки разработан И. Петровым в 1940-х годах. В отличие от иностранных образцов, советский прибор позволял делать не только панорамные, но и обычные малоформатные негативы при неподвижном механизме, однако серийный выпуск так и не был налажен.

По такому же принципу строятся современные цифровые панорамные фотоаппараты «Паноскан» (англ.)русск. и «Айскан» (англ. Panoscan, Eyescan). Вместо плёнки за экспонирующей щелью располагается ПЗС-линейка, последовательно регистрирующая изображение по мере поворота объектива. Цельное изображение формируется в кадровой памяти камеры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: