ЛИЧНОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЕ: ОПЫТ РАЗРАБОТКИ СЕТЕВОЙ ПРОГРАММЫ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




 

А.В.Тарасенко

МАДОУ № 5 г. Томска

Национальный проект «Образование» и ФГОС предполагают модернизацию системы дошкольного образования в интеграции с общим и дополнительным образованием, создание условий для личностного роста ребенка, формирования у него патриотизма и нравственных установок, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности. При этом необходимо формирование в условиях непрерывного образования «нового педагога (воспитателя)», принимающего вызовы современного цифрового общества, открытого ко всему новому.

Обозначены вызовы к современной системе образования, связанные с обновлением его содержания на «цифровой и системно - деятельностной основе», требующего использования интерактивных педагогических технологий и форматов организации обучения и воспитания, учитывающего ресурсы внешней среды, включая музеи и краеведение как средств развития в поликультурной среде» [2]. Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, отражающий самые разные стороны нашей действительности. Значима музейная педагогика, помогающая решать практически все задачи образования, играющая особую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному наследию, способствующая воспитанию патриотизма, нравственности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, она обеспечивает наглядность образовательного процесса, в том числе в виртуальной цифровой среде интернета с использованием различных образовательных платформ, способствует взаимодействию с семьей и социумом [3].

На сегодняшний день именно с усилением воспитательной компоненты, в частности патриотическим и духовно-нравственным воспитанием, связывают возможность сохранения, как самой личности ребенка, так и всего общества. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание представляют собой важный компонент социального заказа для системы дошкольного образования, который определяется как последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. В настоящее время музей становится не только информационно-коммуникативным центром, но и мощным звеном в сохранении традиций поколений, базой выполнения проектных работ, их презентации на разных уровнях [1,3].

При этом системная работа с педагогами в данном направлении в современных условиях возможна через такие практико-ориентированные форматы, как презентационно-методическая площадка, педагогические пробы, семинары-стажировки, мастерские, научно-практическая конференция. Почему это важно? В информационный век новые интерактивные методики и технологии обучения – залог успешного развития ключевых компетенций в разных видах деятельности.

Учитывая изложенное выше, МАДОУ № 5 разработана инновационная программа статуса МСП по теме «Личностное развитие ребенка в поликультурной и культурно-исторической среде». Цель разработанной программы - это создание условий для личностного роста, проектирования собственных моделей профессионального развития педагогических и руководящих работников посредствам сетевых форматов транслирования инновационного опыта. На достижении поставленной цели направлены задачи:

1. Освоение педагогическими работниками основ проектирования и организации поликультурной и культурно-исторической среды с использованием средств музейной педагогики и краеведения, социального партнерства и сетевого взаимодействия.

2. Повышение профессиональных компетенций педагогов, выстраивание ими собственных траекторий развития в условиях современного цифрового общества, виртуальной образовательной среды музеев и иных площадок.

3. Транслирование опыта использования интерактивных технологий в дошкольном образовании при реализации нового ФГОС.

4. Совершенствование практики переноса инновационного опыта, апробации отдельных новшеств (нововведений) для использования в собственной деятельности и учреждения.

5. Подготовка и распространение научно-методических и методических разработок по теме стажировочной площадки.

Сетевым партнером в реализации данной программы выступает МАОУ СОШ № 32 г. Томска, получившее признание всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» (2016-2019), презентовавшее опыт в Совете Федерации РФ в рамках всероссийского конкурса «Мои инновации в образовании», на научно-практических конференциях международного и всероссийского уровней, имеющее развитые сетевые модели презентации опыта.

Данная программа стажировки также имеет практическую значимость, которая связана с практико-ориентированным форматом сетевых событий по совершенствованию педагогических кадров, и заключается в транслировании инновационного опыта (нормативных и методических кейсов, моделей, программ), широком использовании ресурсов поликультурной среды с включением средств музейной педагогики и краеведения, партнерства организаций, в том числе вузов, для развития образовательной среды в разных форматах, в том числе дистанционных (оn-lain, вебинаров, виртуальных научно-методических кабинетов и т.д.).

При этом актуально и значимо формирование комплексных интеллектуальных, коммуникативных умений и компетенций у педагогических кадров, позволяющих эффективно работать с информацией, оценивать её социальную значимость. В связи с этим важны широкие возможности музейной педагогики (информационно – образовательные ресурсы музеев разных типов и видов, создание мини-музеев и выставок в дошкольной организации), краеведения (историко - культурного наследия края).

Ключевые идеи опыта МАДОУ детский сад общеразвивающего вида №5 г. Томска и сетевых партнеров состоит в том, как продуктивно организовать развитие поликультурной среды в дошкольной образовательной организации с использованием интерактивных технологий, а также развивающее образовательное пространство с использованием музейной педагогики и краеведения, способствующие достижению планируемых результатов основной образовательной программы в условиях ФГОС на разных уровнях образования.

В результате реализации сетевой программы ее участники получат возможность:

1. познакомиться с особенностями организации поликультурной и культурно-исторической среды с использованием средств музейной педагогики и краеведения, получить необходимые связи и контакты для выстраивания партнерских отношений в условиях сетевого взаимодействия;

2. обмена опытом с коллегами, которые активно и эффективно используют интерактивные технологии в педагогической практике;

3. возможность познакомиться с интерактивными средствами музейной педагогики, новинками образовательных событий на ее основе;

4. приобрести практические навыки моделирования занятий в поликультурной и культурно-исторической среде.

Непосредственно прогнозируемыми результатами являются:

· получение теоретико - методологических знаний по использованию средств музейной педагогики и краеведения в поликультурной и культурно-исторической среде в условиях ФГОС и развития образования;

· формирование устойчивых механизмов транслирования инновационного опыта педагогических и руководящих работников, образовательных организаций в сетевом режиме.

Литература:

1. Тужикова, Т.А., Методическая система изучения литературы Сибири: На материале Юго-Западного региона /Т.А.Тужикова: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. – Москва, 2006. – 301 с.

2. Усамов, И.Р. Цифровая трансформация образования: проблемы и перспективы // Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2019. №3(17). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42492397 (дата обращения: 22.11.2020).

3. Федоров, Н.Ф. Музей, его смысл и назначение [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://dugward.ru/library/fedorov/fedorov_muzey.html // Литература и жизнь. Москва, 2008. (дата обращения: 10.11.2020).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: