Упражнение № 6. Засохшая ветка сирени (История любви Обломова и Ольги)




 

Это упражнение будет посвящено анализу взаимоотношений между Обломовым и Ольгой Ильинской. Мы прочитаем несколько фрагментов текста, раскроем причины их драматической разлуки.

1. В русской литературе есть немало произведений, центром которых является любовная история двух людей. Вспомните названия и авторов произведений, к которым относятся эти персонажи.

Чацкий Гринев Борис Печорин Онегин Вакула Маша Миронова Катерина Софья Оксана Татьяна Ларина Княжна Мери

Почему тема любви занимает такое важное место во многих известных произведениях русской классики?

2. Прочитайте отрывок из романа «Обломов» (глава V, часть II)

«Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда.

Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы - овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - с станом...

Кто ни встречал ее, даже рассеянный, и тот на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно, артистически созданным существом».

Какой перед нами предстает Ольга Ильинская? Выделите главные слова в этом портретном описании. Какое чувство к героине стремится вызвать автор у читателей? Какие художественные средства помогают И. Гончарову создать яркий, незабываемый образ?

3. Прочитайте отрывок из романа «Обломов» (глава VI, часть II), в котором рисуется образ идеальной женщины, созданной воображением героя.

«Обломову, среди ленивого лежанья в ленивых позах, среди тупой дремоты и среди вдохновенных порывов, на первом плане всегда грезилась женщина как жена и иногда - как любовница.

В мечтах пред ним носился образ высокой, стройной женщины, с покойно сложенными на груди руками, с тихим, но гордым взглядом, небрежно сидящей среди плющей в боскете, легко ступающей по ковру, по песку аллеи, с колеблющейся талией, с грациозно положенной на плечи головой, с задумчивым выражением - как идеал, как воплощение целой жизни, исполненной неги и торжественного покоя, как сам покой».

Насколько соответствует Ольга этому идеалу? Обоснуйте свое мнение.

4. Прочитайте отрывок из главы XI (часть III).

«- Нет, - перебила она, подняв голову и стараясь взглянуть на него сквозь слезы. - Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... голубь; ты прячешь голову под крыло - и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего - не знаю! Можешь ли научить меня, сказать, что это такое, чего мне недостает, дать это все, чтоб я... А нежность... где ее нет! <...>

Она опять закрыла лицо платком и старалась заглушить рыдания.

- Отчего погибло все? - вдруг, подняв голову, спросила она. - Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден... и... гибнешь! Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...

- Есть, - сказал он чуть слышно.

Она вопросительно, полными слез глазами взглянула на него.

- Обломовщина! - прошептал он, потом взял ее руку, хотел поцеловать, но не мог, только прижал крепко к губам, и горячие слезы закапали ей на пальцы. Не поднимая головы, не показывая ей лица, он обернулся и пошел».

Почему у этой короткой любовной истории такой драматический финал? Что мы узнаем о чувствах Ольги из этого отрывка? Что она ожидала от Обломова? В чем, по мнению Ильи Ильича, кроется причина его нравственной несостоятельности?

5. Давайте теперь попытаемся объяснить, почему нежное чувство между Ольгой Ильинской и Обломовым угасло. Прочитайте отрывок из главы VIII (часть II).

«Она мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем. Она разнообразно торжествовала свое первенство в этом поединке».

Как Ольга относится к Обломову? Подчеркните слова и выражение, которые говорят о том, что она нравственно ставит себя выше Обломова.

6. Прочитайте отрывок из диалога Ольги Ильинской и Обломова.

Отчего вы не веселы? - опросила она.

- Не знаю, Ольга Сергеевна. Да отчего мне веселиться? И как?

- Занимайтесь, будьте чаще с людьми.

- Заниматься! Заниматься можно, когда есть цель. Какая у меня цель? Нет ее.

- Цель - жить.

- Когда не знаешь, для чего живешь, так живешь как-нибудь, день за днем; радуешься, что день прошел, что ночь прошла, и во сне погрузишь скучный вопрос о том, зачем жил этот день, зачем будешь жить завтра.

Она слушала молча, с строгим взглядом, в сдвинутых бровях таилась суровость, в линии губ, как змей, ползала не то недоверчивость, не то пренебрежение...

- Зачем жил! - повторила она. - Разве может быть чье-нибудь существование ненужным?

- Может. Например, мое, - сказал он.

- Вы до сих пор не знаете, где цель вашей жизни? - спросила она остановясь. - Я не верю: вы клевещете на себя; иначе бы вы не стоили жизни...

О чем говорит Обломов девушке? Каких чувств он ждет от нее? Какое качество в характере Ольги Ильинской наиболее ярко проявляется в подчеркнутой фразе?

7. Прочитайте отрывок из письма Обломова (глава Х, часть II)

«Пока между нами любовь появилась в виде легкого, улыбающегося видения, пока она звучала в Casta diva, носилась в запахе сиреневой ветки, в невысказанном участии, в стыдливом взгляде, я не доверял ей, принимая ее за игру воображения и шепот самолюбия. Но шалости прошли; я стал болен любовью, почувствовал симптомы страсти; вы стали задумчивы, серьезны; отдали мне ваши досуги; у вас заговорили нервы; вы начали волноваться, и тогда, то есть теперь только, я испугался и почувствовал, что на меня падает обязанность остановиться и сказать, что это такое.

Я сказал вам, что люблю вас, вы ответили тем же - слышите ли, какой диссонанс звучит в этом? Не слышите? Так услышите позже, когда я уже буду в бездне. Посмотрите на меня, вдумайтесь в мое существование: можно ли вам любить меня, любите ли вы меня? "Люблю, люблю, люблю!" - сказали вы вчера. "Нет, нет, нет!" - твердо отвечаю я».

О чем Обломов предупреждает Ольгу? О какой свалившейся на него обязанности он говорит в письме? Почему он считает себя недостойным любви? Чего боится Обломов?

 

Выполнение работы

1. Вступление

Любовная тема занимает важное место во многих произведениях русской литературы. Вспомним хотя бы «Асю» Тургенева, «Грозу» Островского, «Евгения Онегина» Пушкина… И это не случайно: в любви проявляется нравственная сущность человека, его душевные качества. «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть», – писал А. Чехов. Действительно, когда человек любит, в его душе пробуждаются самые прекрасные чувства, он становится более нежным, более чутким, более добрым.

2. Центральный вопрос.

«Кто виноват в том, что любовь Ильи Ильича и Ольги Ильинской закончилась крахом?» – этот вопрос задает себе каждый читатель. Казалось бы, встретились два хороших человека, ничто не препятствовало их свадьбе... Что же тогда разлучило их?

3. Обоснование.

а) Обломов мечтал найти спутницу жизни, и в своем воображении он рисовал идеал женщины. В его представлении это была ____________ ____________ ____________. И что же? Обломов встречает Ольгу Ильинскую, которая очень похожа на прекрасный образ, созданный его воображением: «____________ ____________ ____________». Но любовное чувство, будто сорванная ветка сирени, постепенно вянет. В трагической развязке, как мне кажется, виноваты оба героя.

б) Ольга любит не того Обломова, который ей встретился, а того Обломова, которого она воспитает, вырастит. Она сама признается в этом: «___________________________________». Ей нравится ощущать себя выше, чувствовать себя «________________________», мудрой наставницей, под мудрым руководством которой Обломов переменится. В ее чувстве мало нежности, мало доброты. Когда она слышит жалобы Обломова на то, что он не видит смысла жизни. Она сурово отрезает: «____________ ____________ ___________». Обломов мечтал найти в ней заботливую мать, а нашел строгую и требовательную воспитательницу.

в) Обломов тоже любит не реальную женщину, а свою мечту о ней. Когда он понимает, что их чувства зашли слишком далеко, что скоро на него ляжет тяжелая ответственность заботиться о другом человеке, о семье, о детях, он приходит в ужас. В своем письме он уверяет Ольгу, что не стоит ее любви. Конечно, легко и приятно мечтать о любви, лежа в кровати, и как трудно, преодолевая жизненные невзгоды, нежно заботится о реальном человеке.

Вывод. Мы видим, что оба героя не выдержали трудного испытания любовью. Они оказались не готовы жить ради любимого человека, с радостью дарить себя ему. И жизнь жестоко наказала этих героев. Слезы, едкий запах умирающей сирени, пустота – вот трагический итог этой короткой истории.

 

Вступление

Любовная тема (в-1; играет, занимает, выполняет, обозначает) важное место во многих произведениях русской литературы. Вспомним хотя бы (назовите 3 – 4 примера) ____________ ___________ _____________. И это не случайно: в любви проявляется (в-1; своеобразие; дерзкий ум; нравственная сущность; тонкая воспитанность) человека, его ____________ душевные качества. «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть», – писал А. Чехов. Действительно, когда человек любит, в его душе пробуждаются самые ____________ чувства, он становится более ____________, более ____________, более ____________.

Центральный вопрос

«Кто ____________ в том, что любовь Ильи Ильича и Ольги Ильинской закончилась крахом?» – этот ____________ задает себе каждый ____________. Казалось бы, встретились два хороших человека, ничто не препятствовало их свадьбе... Что же тогда ____________ их?

Обоснование

а) Обломов мечтал найти спутницу жизни, и в своем воображении он рисовал ____________ женщины. В его представлении это была ____________ ____________ ____________. И что же? Обломов встречает Ольгу Ильинскую, которая (в-1; совсем не похожа; очень похожа) на прекрасный образ, созданный его воображением: «____________ ____________ ____________». Но любовное чувство, будто (в-1; огонек свечи; сорванная ветка сирени; дым от затухшего костра; до поры выпавший снег), постепенно ____________. В (в-1; комической, драматической; фатальной; трагической) развязке, как мне кажется, ____________ ____________.

б) Ольга любит не того Обломова, который ей встретился, а того Обломова, которого она воспитает, вырастит. Она сама признается в этом: «___________________________________». Ей нравится ощущать себя выше, чувствовать себя «________________________», строгой наставницей, под мудрым руководством которой Обломов ____________. В ее чувстве мало нежности, мало ____________. Когда она слышит жалобы Обломова на то, что он не видит смысла жизни. Она сурово отрезает: «____________ ____________ ___________». Обломов мечтал найти в ней заботливую ____________, а нашел строгую и требовательную ____________.

в) Обломов тоже любит не реальную женщину, а сво_ ____________ о ней. Когда он понимает, что их чувства зашли слишком далеко, что скоро на него ляжет ____________ ответственность ____________ о другом человеке, о семье, о ____________, он приходит в ____________. В своем письме он уверяет Ольгу, что ____________ ____________. Конечно, легко и приятно мечтать о ____________, лежа в кровати, и совсем непросто, преодолевая жизненные невзгоды, ____________ ____________ ____________ ____________.

Вывод

Мы видим, что оба героя ____________ ____________ ____________ ____________. Они оказались не готовы жить ради ____________ человека, с радостью дарить себя ему. И жизнь ____________ наказала этих героев. Слезы, едкий запах умирающей сирени, ____________ – вот (оценочный эпитет) ____________ итог этой короткой истории.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: