Воп. 31 Государственное управление в области внешнеэкономической деятельности




Внешнеэкономические связи любой страны подвержены воздействию со стороны государства. В централизованной экономике внешнеэкономическая деятельность находится под особо жестким влиянием, контролем государственных органов, существует государственная монополия внешней торговли, нарушение которой рассматривается как уголовное преступление. Но и в странах с рыночной экономикой государственное регулирование внешнеэкономических связей проявляется ощутимым образом. Внешне- экономическая функция государства является продолжением его внутрихозяйственной функции, но реализуется в несколько отличной форме, в связи с чем методы государственного управления этой функцией специфичны. Основной целью воздействия государства на внешнеэкономическую деятельность является обеспечение экономических и политических интересов страны. В то же время государство само склонно принимать на себя осуществление ряда внешнеэкономических действий, приносящих доходы и требующих государственного участия. Государство тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает практически все сферы международных экономических связей. Государственное регулирование распространяется на внешнюю торговлю, международное движение капитала, валютные и кредитные отношения, научно-технический обмен, международное перемещение рабочей силы. Наиболее типичным для современной практики государственного регулирования внешнеэкономических связей является сочетание устанавливаемых государством, оформленных правовыми документами правил и норм осуществления внешнеэкономической деятельности с предоставлением определенной степени са-мостоятельности, инициативы, свободы хозяйствующим субъектам — участникам этой деятельности. Генеральная целевая установка прямого и косвенного управления внешнеэкономической деятельностью со стороны государства состоит в достижении экономических выгод для страны на основе эффективного обмена и делового сотрудничества с другими странами, удовлетворения запросов, которые трудно обеспечить с помощью 168 собственного производства и имеющихся у страны ресурсов.

Управление внешнеэкономической деятельностью позволяет решать следующие задачи: 1) приобретать посредством импорта недостающие стране товары и услуги; 2) использовать внешние рынки для продажи экспортируемых товаров и услуг; 3) участвовать в мировых интеграционных экономических процессах; 4) развивать научно-техническое и культурное сотрудничество; 5) заимствовать передовой мировой опыт; 6) пользоваться иностранными кредитами, инвестициями; 7) поддерживать платежный баланс страны. Принятый в 1995 г. Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» определил задачи, которые должно решать государство в этой области посредством управления: — формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей в соответствии с принципами внешнеторговой политики страны; — защита экономического суверенитета и экономических интересов государства, его субъектов, обеспечение экономической безопасности; — государственное регулирование всей совокупности процессов, составляющих внешнеторговую деятельность; — сертификация экспортируемых и импортируемых товаров, установление критериев безопасности и безвредности ввозимых товаров; — определение порядка ввоза и вывоза вооружений, опасных материалов и веществ, драгоценных металлов и камней; — разработка платежного баланса страны; — предоставление государственных кредитов и экономической помощи иностранным государствам; — привлечение иностранных кредитов; — управление внешним государственным долгом; — заключение внешнеэкономических соглашений.

Регулирование внешнеэкономической деятельности входит в компетенцию высших органов законодательной и исполнительной власти страны, которые призваны управлять внешнеэкономической политикой, принимать стратегические решения в области внешнеэкономической деятельности, сотрудничать с высшими органами государственной власти других стран по вопросам внешней торговли и экономического сотрудничества. Законодательные органы страны принимают, дополняют, изменяют законы, правовые нормы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность. Регулированием внешнеэкономической деятельности России заняты Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральная таможенная служба, Министерство финансов, Министерство промышленности и энергетики, Центральный банк России, Министерство иностранных дел. По мере развития федеративных отношений, повышения прав и полномочий субъектов Российской Федерации многие вопросы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, переходя с федерального уровня на региональный, решаются администрацией региона, в составе которой образованы департаменты (управления)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: