Разработка СТУ ведется на основании ч. 8 ст. 6 №384-ФЗ «Технические регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Технический регламент) и Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 ноября 2020 года N 734/пр (далее - Порядок).
СП 34.13330.2021 касающийся автомобильных дорог общего пользования и ведомственных автомобильных дорог не вошел в 815 Перечень, что сократит количество разрабатываемых СТУ.
1. Не конкретизированы необходимость разработки СТУ и перечень вынужденных отступлений от требований, установленных национальными стандартами и сводами правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента (нарушение п. 7а) и 7г) Порядка).
2. Отсутствует обоснование возможности и достаточности применения технических требований одним или несколькими из способов, указанных в ч. 6 ст. 15 №384-ФЗ (нарушение п. 7в) и 8 Порядка).
Для линейных объектов это может быть расчет видимости, расчет безопасности дорожного движения, прочностной расчет защитных конструкций в случае ненормативного сближения инженерных сетей иные обоснования в соответствии с заявленной необходимостью разработки. Либо приложены обоснования, не соответствующие необходимости разработки СТУ, то есть не обосновывающие достаточность требований, которые компенсируют заявленные в СТУ необходимости разработки.
3. Описание объекта капитального строительства представлено не для всех элементов, в части которых заявлена необходимость разработки СТУ, что не позволяет сделать вывод о достаточности представленных в СТУ требований для обеспечения безопасности объекта (нарушение 7ж) Порядка)
В область применения СТУ входят мосты, описание которых не приведено, не указаны основные параметры автомобильной дороги, документы, по которым она проектируется и так далее.
Зачастую приводится в описании назначение различных коэффициентов надежности по ответственности для разных частей мостового сооружения, в том числе для разных стадий - эксплуатации и строительства. 384-ФЗ и ГОСТ 27751-2014 не содержат в себе разграничений по стадиям жизненного цикла объекта при назначении коэффициента надежности по ответственности.
4. Требования в составе СТУ должны быть конкретизированы (значения, параметры, отсутствие указаний типа «рекомендуется» и пр.) и оформлены в виде требований, содержать критерии применимости и т.д., а также обеспечивать возможность их контроля (требование п. 8 Порядка).
5. Положения, содержащиеся в стандартах и сводах правил, не должны включаться в состав СТУ, т.к. такие указания не являются дополнительными мероприятиями и компенсирующими требованиями (нарушение п. 10 Порядка).
Например, требования – проектирование биоперехоодов согласно СП 461, армогрунтовые конструкции СП 472, назначение шероховатости по ГОСТ и т.д.
6. Комплект материалов для согласования загружен не в полном объеме: отсутствует ПЗ, ТЗ или ранее согласованные СТУ. (нарушение п. 15 Порядка).
Для линейных объектов характерной ошибкой является отсутствие документов по п.7 д) Порядка - проект планировки территории и проект межевания территории, а в отношении линейного объекта федерального значения, линейного объекта регионального значения или линейного объекта местного значения, которые проектируются до утверждения документации по планировке территории, предусматривающей строительство, реконструкцию соответствующего линейного объекта - чертеж границ зон планируемого размещения соответствующего линейного объекта либо данные по кадастровому кварталу
7. В необходимости разработки СТУ указано отсутствие (недостаточность) требований (либо отступление от требований), установленных в стандартах и сводах правил, при этом данные требования на самом деле регламентированы иными нормативными документами, нормативно-правовыми актами, федеральными законами, документами Министерства транспорта, либо в СТУ предусмотрены отклонения от добровольных требований, либо требований иных НТД и т.д.
Конкретные технические решения могут быть обоснованы в рамках экспертизы проектной документации одним или несколькими из способов, указанных в ч. 6 ст. 15 Федерального Закона №384-ФЗ.
8. Выявлена недостаточность/отсутствие (или необоснованность) компенсирующих мероприятий в части отклонения от обязательных требований, либо дополнительных требований при заявленном отсутствии/недостаточности.
К заявленной необходимости не приведены компенсирующие мероприятия – в ходе формирования проекта СТУ они потеряны. Именно поэтому для объемных проектов рекомендуется создание таблицы с указанием необходимости и ссылок на дополнительные требования в составе СТУ (о чем зачастую имеется замечание в аналитической справке, если объект получает не первый отказ). Данная таблица существенно облегчает работу и разработчику и при анализе проекта СТУ при поступлении на рассмотрение.
9. В СТУ одновременно заявлены нормативные технические документы из разных перечней, на обязательной основе обеспечивающих выполнение положений №384-ФЗ, либо непосредственно заявлены 2 обязательных перечня.
Некоторые своды правил входят в обязательный Перечень в одной редакции (СП 35.13330.2011, СП 34.13330.2012 для 1521 и 985), при отсутствии указания обязательного Перечня в СТУ, документы по умолчанию будут рассматриваться по действующему Перечню 815.
10. В СТУ в качестве компенсирующих мероприятий и дополнительных требований заявляется выполнение указаний иностранных документов, не соответствующих положениям Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (нарушение п. 9 Порядка).
11. Необходимости разработки СТУ, заявленная в СТУ (в разных разделах), в ПЗ и ТЗ, отличаются друг от друга.
12. Заявлено нарушение пункта, входящего в обязательный перечень, в части ссылочной нормы/документа или приложения/части документа, не входящего в обязательный перечень, что не является нарушение обязательных указаний в соответствии с примечанием к обязательному перечню.
Примечание к Перечню 815: Нормативные документы (их части), на которые имеются ссылки в национальных стандартах и сводах правил (их частях), включенных в настоящий перечень, применяются на обязательной основе в случае, если нормативные документы (их части) содержатся в настоящем перечне.
Например:
– п.5.20 СП 35.13330.2011 содержит ссылку на ГОСТ, который не входят в обязательный Перечень. Таким образом, хоть 5.20 и входит в 815, но фактически отступить от него нельзя, так как все габариты сближения указаны именно в ГОСТе.
13. Разделы с требованиями в составе СТУ содержат параметры линейного объекта, которые назначены в соответствии с действующими НТД и не требуют отражения в СТУ за исключением случаев, если эти параметры не назначены с отступлением от требования документов обязательного Перечня.
14. В составе требований СТУ содержатся указания с нарушениями нормативных требований, не заявленные в необходимости разработки СТУ.
15. В составе требований СТУ содержаться указания, не соответствующие заявленной необходимости разработки СТУ. Все компенсирующие мероприятия и дополнительные требования должны строго соотноситься с заявленной необходимостью разработки СТУ.
16. В составе требований СТУ представлены повторяющиеся указания, либо противоречивые указания.
17. СТУ содержат нарушения Федерального Законодательства и Постановлений Правительства.
18. СТУ содержат требования к некапитальным строениям и сооружениям (нарушение ч. 8 ст. 6 №384-ФЗ).
19. СТУ содержат требования к эксплуатации линейного объекта (нарушения ч. 8 ст. 6 №384-ФЗ).
В случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных включенными в указанный в части 1 настоящей статьи перечень национальными стандартами и сводами правил, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
20. Необоснованное изменение в составе СТУ области применения нормативных технических документов.