Безусловно, опыт каждого региона в распределенной системе управления образовательными системами специфичен и обладает определенными традициями.
Особенно привлекает внимание опыт работы образовательных организаций дополнительного образования регионального уровня (Оренбург, Екатеринбург, Красноярск и др.) — в них сосредоточены колоссальные ресурсы (кадровые, программно-методические, финансовые, информационные) для деятельности в качестве сетевого ресурсного центра. Во многом содержание предлагаемой модели деятельности уже осуществляется данными организациями.
В целом ряде регионов (Нижегородская область, Самара, Пермь и др.) существуют ресурсные центры различного уровня и направленности, которые функционируют в основном как опорные образовательные организации, предоставляющие доступ к собственной современной учебно-производственной базе, а также как центр развития информационных технологий и методического обеспечения.
Тем не менее требуется вывести общие черты сетевого взаимодействия образовательных организаций, имеющих общие цели, общие ресурсы для их достижения, единое информационно-образовательное пространство, ресурсный центр, единый центр управления этой сетью.
В этом контексте одной из первоочередных задач является «создание сетевых ресурсных (ресурсно-методических) центров на федеральном и региональном уровнях». (Проект Межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.)
Такие центры призваны обеспечить координацию и согласование деятельности в сфере дополнительного образования.
Таким образом, возникает необходимость в новых единицах сети дополнительного образования детей, одной из которых является Сетевой ресурсный центр дополнительного образования детей (СРЦДОД), в котором обеспечивается распределение, координация и коллективное использование всеми образовательными организациями сконцентрированных ресурсов, необходимых для реализации дополнительных общеобразовательных программ, востребованных потребителями.
В настоящее время понятие сетевого ресурсного центра на федеральном уровне никак нормативно не закреплено. Само понятие «ресурсный центр (Ресурсный центр: 1) место сосредоточения ресурсов («ресурс» — запасы, источники чего-нибудь; возможность, к которой можно прибегнуть при необходимости). 2) ресурс управления профессиональными взаимоотношениями («центр» — орган руководства, управления какой-либо деятельностью; место сосредоточения какой-либо деятельности).)» появилось недавно, с внедрением в российскую теорию и практику информационного менеджмента.
Сетевой ресурсный центр представляется нами как координационная структура, создаваемая органом управления образования в целях создания современной инфраструктуры дополнительного образования детей путем оптимизации и развития ресурсов образовательных организаций. |
Безусловно, стоящие перед региональной властью задачи развития сферы дополнительного образования требуют координации усилий образовательных организаций в:
— создании современной инфраструктуры дополнительного образования детей,
— обеспечении доступности образовательных услуг,
— экспертизе качества дополнительных общеобразовательных программ,
— поиске, подготовке,
— переподготовке и повышении квалификации кадров,
— маркетинге образовательных услуг, учете интересов и потребностей детей и родителей,
— осуществлении консалтинга и методического сопровождения,
— ретрансляции инноваций в практику,
— организации прикладных исследований и др.
Наиболее эффективно решать их при соблюдении принципа партнерства, то есть объединения ресурсов и совместного их использования.
Сетевой ресурсный центр предназначен формировать инфраструктуру сферы дополнительного образования детей на основе интеграции и сетевого взаимодействия образовательных организаций в пределах конкретной территории (региона, муниципалитета, округа) и их социальных партнеров в целях повышения качества реализации дополнительных общеобразовательных программ, обеспечения доступности и эффективности образовательных услуг в сфере дополнительного образования детей.
Какова целесообразность создания единой сетевой структуры? |
Рассмотрим несколько аспектов.
Управленческий
Единый координационный центр позволяет эффективно управлять деятельностью по развитию региональной системы дополнительного образования детей, анализируя деятельность и принимая оперативные решения по созданию условий, способствующих увеличению охвата школьников дополнительными общеобразовательными программами, преодолению дифференциации качества образовательных услуг.
Педагогический
Сетевой ресурсный центр дает возможности:
— объединения учебно-методических материалов,
— непрерывного обновления содержания образования,
— согласования внеурочной деятельности, учебных планов и дополнительных общеобразовательных программ;
— создания основ единого образовательного пространства в области дополнительного образования детей.
Экономический
Основные экономические эффекты такой модели:
— оптимизация ресурсов сети дополнительного образования детей (кооперация и перераспределение ресурсов сети с целью более полной их отдачи),
— исключение двойного финансирования,
— формирование реального многообразия дополнительных общеобразовательных программ,
— решение вопросов укомплектования образовательных организаций квалифицированными кадрами,
— обеспечение результативности без дополнительных бюджетных расходов.
Внутрисистемное положение оператора позволяет также сэкономить бюджетные средства.
Социальный
Обеспечение доступности и качества дополнительного образования, достижение вариативности дополнительных общеобразовательных программ, предоставление полного спектра услуг по дополнительному образованию детей с учетом реальных запросов потребителей, ОУ и приоритетов образовательной политики.
Хватит ли функционала для отдельной структуры? |
Сетевой ресурсный центр дополнительного образования детей может осуществлять следующие функции:
1. Образовательная:
— создание образцов (матриц) дополнительных общеобразовательных программ, соответствующих технологическим и организационно-экономическим условиям и потребностям целевых групп обучающихся;
— учебно-методическое обеспечение дополнительных общеобразовательных программ (от разработки до экспертизы и внедрения);
— освоение и распространение современных технологий реализации дополнительных общеобразовательных программ;
— разработка проектов инновационной деятельности;
— разработка и внедрение единых подходов (требований) к оценке качества дополнительных общеобразовательных программ.
2. Организационная:
— маркетинг, сбор, анализ и обобщение потребностей обучающихся и социального заказа в сфере дополнительного образования детей в рамках учебного округа;
— формирование стратегии реализации дополнительных общеобразовательных программ в сети учреждений учебного округа;
— распределение заказа по реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных учреждениях учебного округа;
— разработка и внедрение моделей многоканального финансирования дополнительного образования в образовательных организациях различных сфер (образования, культуры, спорта, молодежной политики);
— мониторинг и расчет целевого показателя по охвату детей дополнительными общеобразовательными программами в учебном округе;
— экспертиза и сертификация дополнительных общеобразовательных программ сети образовательных организаций учебного округа в соответствии с единым системным подходом функционирования сети;
— координация работы образовательных организаций в сфере дополнительного образования детей, методическими центрами, научными организациями, органами управления образования, социальными партнерами и т.д.
3. Сервисная (профессионально-методическая):
— профессиональная поддержка педагогов дополнительного образования (повышение квалификации в различных формах);
— работа по распределению кадровых ресурсов, подбору специалистов в соответствии с потребностями в реализации дополнительных общеобразовательных программ в сети образовательных учреждений учебного округа;
— организация мероприятий, направленных на повышение квалификации кадров;
— консультация специалистов учебного округа по вопросам реализации дополнительных общеобразовательных программ;
— формирование инфраструктурных сервисов, совместно используемых всеми участниками сети;
— оказание индивидуальной методической поддержки и сопровождения.
4. Информационно-технологическая:
— формирование банка дополнительных общеобразовательных программ, методических материалов и учебно-методических комплексов;
— информирование потребителей образовательных услуг;
— информационно-технологическая и организационная поддержка деятельности сети образовательных учреждений, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
— сетевое информационное взаимодействие через единый интернет-ресурс.
5. Социокультурной интеграции и социализации:
— формирование стратегии (разработка плана) мероприятий социокультурного характера, сопутствующих образовательному процессу по дополнительным общеобразовательным программам (лагеря, концерты, праздники, туристические слеты и т.д.);
— обеспечение функционирования механизмов внешних связей образовательных учреждений и сети в целом;
— сопровождение мероприятий с целью интеграции ресурсов сети реализации дополнительных общеобразовательных программ;
— координация мероприятий (контроль исполнения, корректировка плана) социокультурного характера — реализации календаря мероприятий с обучающимися;
— развитие сети социального партнерства.
6. Экономико-правовая:
— возможность аутсорсинга бухгалтерских услуг сети образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
— нормативное обеспечение деятельности в единстве подходов, форм, механизмов реализации охватываемой сети образовательных учреждений, в том числе приносящей доход деятельности.