Востребованность и современность музыки Иоганна Себастьяна Баха




Проблемная ситуация

У. – Сейчас прозвучит несколько музыкальных фрагментов. Я не скажу ни имени композитора, ни названия этих произведений. Ваша задача определить, о чём расскажет нам эта музыка, какие музыкальные образы предстанут перед нами и решить, мог ли все эти произведения написать один композитор или их создали абсолютно разные музыканты.

Звучат фрагменты:

1) Токката и фуга ре минор И.С. Баха.

У. – Какой образ вы услышали? Дайте ему характеристику.
Дети (далее Д.) – Сильный, восторженный, гордый, серьёзный, яркий…

2) «Шутка» И.С. Баха.

У. – Что можете сказать вот об этом образе?
Д. – Смешливый, игривый, озорной, радостный.

3) «Весенняя песня» И.С. Баха.

У. – Поделитесь своим мнением об этой музыке.
Д. – Скромная, лиричная, нежная, тожественная…

У. – Образы были абсолютно разные: от возвышенности к шутке, юмору, от неё – к вечной радости бытия, восхищению красотой природы. Так можем ли мы утверждать, что эту музыку создал один композитор?
Д. – Да (нет) – обосновывают свои ответы.
У. – Можете ли вы предположить, кто написал все прозвучавшие только что музыкальные произведения?
Д. – Иоганн Себастьян Бах.
У. – Значит, один пробел в формулировке темы мы уже можем заполнить. Что мы впишем?
Д. – Иоганн Себастьян Бах.

Определение стилистических особенностей музыки Баха

У. – Если мы определяем Баха по стилю, то что сразу ищем в звучании музыки?
Д.

– звучание органа,
– полифонию и гомофонию,
– философию, размышление,
– сдержанность и строгость,
– образ человека.

У. – Образ человека, а человека какого?
Д. – Мыслящего, активного, неравнодушного, человека с глубокими чувствами.
У. – Мы прослушали с вами фрагменты из токкаты и фуги ре минор, «Шутки» и «Весенней песни» Иоганна Себастьяна Баха.

Беседа об особенностях жизни и творчества И.С.Баха

У. – Какой инструмент был любимым у композитора, каким инструментом он владел в совершенстве?
Д. – Орган.
У. – Кто не только видел, но и слышал звучание настоящего органа?
У. – Где у нас в городе мы можем увидеть орган и услышать его звучание?
Д. – В Малом зале Архангельской филармонии.
У. – Малый зал филармонии – ровесник Баха, так как был он построен в XVIII веке.
У. – К какой группе инструментов относится орган?
Д. – К клавишным, духовым.
У. – С каким коллективом исполнителей можно сравнить звучание органа?
Д. – С симфоническим оркестром.
У. – Где исполнял свою музыку И.С. Бах?
Д. – В церкви.
У. – Мы не в первый раз соприкасаемся с музыкой великого органиста, поэтому я хочу напомнить вам, что токката и фуга – это не программная музыка, а название жанров. Токката – популярное в богослужении во времена Баха произведение, которое писалось специально для клавишных инструментов с очень четкой и сильной техникой удара. Фуга – в переводе «бег» – полифоническое произведение, где главная тема проводится в разных голосах. Послушаем ещё раз токкату и фугу, а ваша задача вспомнить, как музыка великого органиста воздействовала на прихожан, простых людей. Что испытывали они, слыша во время службы творения великого мастера?

Слушание токкаты и фуги ре минор.

У. – Что испытывали во время службы прихожане?
Д. – Музыка Баха возвышала, заставляла человека думать, размышлять о своей судьбе, о том, какую роль играет он в этом мире, на что способен.
У. – Вспомним наиболее важные моменты жизни композитора. Родился он 21 марта 1685 г. в Эйзенахе в простой семье. Отец его был музыкантом. Особенностью этой семьи была любовь к музыке. Происхождение И.С.Баха и постоянное общение с простым людом научило его с детства понимать интересы, характер, чувства и, конечно, музыкальную душу своего народа. В 9 лет стал сиротой, в 15 лет был вынужден пойти работать, так как старший брат решил, что Иоганн уже достаточно взрослый. Все последующие 20 лет был вынужден скитаться по Германии в поисках работы. Служил церковным органистом, хормейстером, капельмейстером, учителем в церковной школе. Последние 27 лет жил в крупном немецком городе Лейпциге и служил в церкви святого Фомы. Служба в церкви была нелёгкой: помимо управления церковной музыкой, Бах должен был обучать и воспитывать певчих, каждую субботу сочинять по новой кантате. Бах стремился своей музыкой пробудить в людях живые человеческие чувства, а церковные власти боялись, что эта музыка уведёт прихожан из-под их власти. Баха обвиняли, что его музыка слишком сложна и в то же время слишком народна, что она мешает верующим сосредоточиться в церковном настроении. Бах всё время не ладил с церковным начальством, а музыку продолжал сочинять такую, какую подсказывало ему его сердце, - человечную, одухотворённую живыми мыслями, глубокими чувствами, свободную от церковных ограничений.

Востребованность и современность музыки Иоганна Себастьяна Баха

У. – Как вы считаете, музыка Баха востребована в наши дни?
Д. – Да.
У. – В чём её современность? Где она звучит?
Д. – По радио, по телевидению, в кинофильмах, её используют в фигурном катании, в спортивной гимнастике, в мобильных телефонах.
У. – Что люди разных эпох и национальностей находят в ней?
Д. – Простые чувства, живые мысли, в ней мудрость и вера, сердечность и человечность.
У. – Не случайно очень многие произведения Баха звучат не только в первозданном виде, но и в современной интерпретации.
Один из ярких примеров – «Шутка» из сюиты си минор, которая была написана для оркестра струнных и флейты. Музыканты сохраняют мелодическую основу, наполняя музыку современными ритмами, делают её созвучной эпохе. Каждый хочет соприкоснуться с этой музыкой, но как быть человеку, если он не владеет никаким инструментом? Как он может исполнить музыку Баха?
Д. – Голосом.
У. – Именно так поступили музыканты из Франции. Вокально-инструментальный ансамбль «Свингл Сингерз» исполнил «Шутку» Баха голосом.

Слушание «Шутки» Баха в вокальном исполнении.

У. – А сейчас прозвучит уже знакомая нам токката и фуга ре минор в исполнении очень известной и популярной в России китаянки Ванессы Мэй. Она скрипачка, никогда не умела играть на органе, но очень хотела исполнить музыку Баха. Хотела её популяризировать среди молодёжи. Ванессе удалось соединить классическую и современную музыку, создав новый стиль: техно-акустику. Обратите внимание на начало произведения и на то, какое развитие получит мелодия дальше.

Слушание токкаты в исполнении Ванессы Мэй.

У. – Что напомнило вам начало токкаты?
Д. – Возглас, как призыв к молчанию: «Внемлите!» - говорит вступление.
У. – Из вступления рождается музыкальная речь. Какая она по характеру?
Д. – Яркая, драматичная, подобная бурной реке весной.
У. – Как звучит фуга?
Д. – Лирично, изящно, в отличие от токкаты фуга напоминает прозрачные воды ручья.
У. – Что это? Трепет верующего сердца? Успокоение после сомнений? Признание в любви? Каждый слышит в этой музыке что-то своё, близкое и понятное только ему одному. А я поймала себя на мысли, что каждый раз, когда я слушаю фугу, она захватывает меня полностью, подчиняет себе, заставляет прожить целую жизнь, полную восторга и сомнений.
Обратите внимание, сегодня на уроке протянулись невидимые нити, соединившие XVIII век с XX и XXI веками благодаря музыке Баха. «Шутка» в исполнении французов, токката и фуга в исполнении китаянки, а в начале урока звучала ария Вила Лобоса, бразильского музыканта, который, несмотря на то что жил в XX веке, считал Баха своим учителем и посвятил ему 9 сюит, которые назвал «Бразильские бахианы». Так какого же слова не хватает в формулировке темы урока? Музыка Баха не только разнообразна, но и ___________?

Д. – Современна.
У. – Впишем это слово в формулировку темы нашего урока.

Динамическая пауза

У. – Ребята, как вы считаете, слушание серьёзной музыки – это труд или отдых?
Д. – И труд, и отдых.
У. – Правильно, труд души, труд мысли. Мы внимательно слушали музыку, затратили много душевных сил, испытали разные чувства. А теперь давайте отдохнём.
1. Встанем, расправим плечи, как расправлял их прихожанам своей музыкой Бах.
2. Поднимем руки к небесам, представим плывущие облака, покажем руками, как они плывут, проводим их взглядом: вправо-влево.
3. От ярких лучей солнца прикроем глаза правой рукой, оглядим всё вокруг; то же самое сделаем левой рукой.
4. Расправим кончики губ, приготовимся к пению.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: