Объявление и инициализация переменных. Стандартные типы данных




Часть 1

Введение в язык С++

Основной задачей большинства компьютерных программ является быстрое выполнение большого количества вычислительных операций. В целях увеличения производительности промежуточные результаты расчетов хранятся в оперативной памяти. Программы С++ для размещения своих данных в оперативной памяти используют переменные. В языке С++ имена, которые используются для обозначения переменных, называются идентификаторами. Идентификатор может содержать латинские буквы, цифры и символ подчеркивания, и начинаться обязан с буквы или символа подчеркивания. В стандарте ANSI языка С++ идентификатор определяется своими первыми 32 символами. Строчные и прописные буквы рассматриваются в С++ как разные символы. Идентификатор не должен совпадать с ключевыми словами (командами, конструкциями языка).

В языке С++ все переменные должны быть объявлены до их использования. В нем определены 6 типов переменных, которые можно назвать базовыми.

 

Таблица 1. Стандартные типы С++

Тип Название типа Диапазон возможных значений
char символьный Символы ASCII, числа от -128 до 127
int целый от -32768 до 32767
float вещественный от 3,4 *10-38 до 3,4 *10+38
double вещественный двойной точности от 1,7*10-308 до 1,7*10+308
void пустой, не имеющий значения  
bool логический true или false

 

Если исключить из представления целых чисел знак, то полученный тип данных будет представлять неотрицательные числа с удвоенной верхней границей диапазона представления.

 

Таблица 2. Беззнаковые целые типы С++

Название типа Нижняя граница диапазона Верхняя граница диапазона Размер в байтах
unsigned char      
unsigned int   65 535  
unsigned long   4 294 967 295  

 

При объявлении переменная также может быть инициализирована (определено ее начальное значение) некоторой величиной из диапазона допустимых значений. Для этой цели используется оператор присваивания «=». Общая форма объявления переменной:

Тип_переменной идентификатор_переменной [=начальное значение];

 

В квадратных скобках указано необязательное выражение. Можно считать, что неинициализированная переменная не имеет определенного значения (точнее, ее значение непредсказуемо).

Объявление переменной может размещаться почти в любом месте программы. Однако оно всегда должно предшествовать первому обращению к этой переменной. Одна и та же переменная может быть объявлена несколько раз в разных блоках программы. Нельзя объявить дважды одну переменную в одном блоке программы (в цикле, функции и т.д.)

Примеры объявления и инициализации переменных:

 

int x=10; // переменная х целого типа и начальным значением 10

float a, b, c; // неинициализированные вещественные переменные a, b, c

char s=’a’; // инициализируем символьную переменную s буквой «а»

char s [20]; // текстовая строка из 20 символов с именем s

 

При объявлении двух или более переменных одного типа в форме списка можно одну из них (или несколько) обеспечить начальными значениями. При этом все элементы списка разделяются запятыми.

Пример: int a, b=8, c=19, d;

В С++ определен широкий набор операций. Имеется четыре общих класса операций: арифметические, поразрядные, логические и операции отношений. В С++ определены следующие арифметические операции.

 

Таблица 3. Арифметические операции

Название операции Знак в С++ Запись на С++
сложение + а + 7
вычитание - р - с
умножение * b * m
деление / х / у
Остаток от деления (деление по модулю) % х % у

 

Кроме арифметических операций С++ дает удобные возможности использования математических функций. Большая их часть содержится в библиотеке math.h и для их пользования требуется подключение соответствующей библиотеки (директива #include <math.h>).

 

Таблица 4. Наиболее употребительные математические функции

Название функции Обозначение Запись С++
синус sin x sin (x)
косинус cos x cos (x)
тангенс tg x tan (x)
квадратный корень sqrt (x)
возведение в степень pow (x,y)
экспонента exp (x)
натуральный логарифм ln x log (x)
модуль fabs (x)
арксинус arcsin x asin (x)
арккосинус arcсos x acos (x)
арктангенс arctg x atan (x)

 

Все перечисленные функции принимают в качестве аргумента вещественную переменную (или константу) и возвращают вещественный результат.

В библиотеке math.h также определены некоторые часто используемые математические константы, часть из которых приведена ниже.


Таблица 5. Математические константы

Константа Запись в С++
M_PI
е M_E
ln2 M_LN2
ln10 M_LN10

 

 

Практическая работа № 3. Объявление и инициализация переменных. Стандартные типы данных

Цель работы

Приобретение практических навыков в работе с основными типами переменных, в записи выражений на языке программирования С++.

Упражнение 1

Какие из следующих имен переменных недопустимы?

а) count

б)_count

в) count27

г)67count

д) if

 

Упражнение 2

Создайте новое консольное приложение со следующим исходным кодом. Запишите набранную программу в свой каталог под любым именем. Запустите программу на выполнение. Проанализируйте листинг исходного кода и объясните, для каких целей здесь использованы переменные name, cm, inch? Сформулируйте алгоритм работы этой программы.

//zadanie2.cpp

#include <iostream.h>

#include <conio.h>

void main ()

{

char name [20];

float cm, inch;

// ввод значения переменной name с клавиатуры

cout <<”Enter your name –“;

сin>> name;

cout <<”Enter your height –“;

cin >> cm;

inch=cm/2.54;

cout <<”Your heigt is”<<inch;

getch ();

}

Упражнение 3

Исправьте ошибки в программе, проверьте работу программы со следующими числами a, b: 32766, 32768; 23, 0.00005; 15, 20.

//zadanie3.cpp

#include <iostream.h>

#include <conio.h>

void main ()

{

clrscr ();

int a,b;

float c;

cout<<"vvedite a,b\n";

cin>>a>>b;

c=a*b;

cout<<"\n c="<<c;

c=a / b;

cout<<"\n c="<<c;

getch ();

}

Упражнение 4

Напишите программу, запрашивающую у пользователя длины сторон треугольника a, b, c и выводящую на экран углы α, β, γ.

Упражнение 5

Выполните программу вычисления математического выражения

.

 

 

Вопросы и задания для отчета

1. Какое действие выполняет директива #include <iostream.h> (#include <conio.h>)?

2. Какое ключевое слово в С++ служит для объявления данных целочисленного (вещественного, символьного) типа? Каким образом в С++ объявляется текстовая строка?

3. Можно ли использовать переменные типа char для представления небольших целых чисел?

4. Найдите синтаксические и логические ошибки в приведенных ниже конструкциях:


а) int a; b;

сout >> b;

cin <<a;

б) float x = -0,5;

float y = |x|;

в) float x, y, z;

float x = 1.5;

г)float i=2*exp(x));

д) float x, y, z;

z=sin (x, y);

z=pow (xy)

е) int a = 1;

int b = cos (a);


5. Найдите произведение цифр заданного трехзначного числа.

6. Напишите программу, рассчитывающую значение заданной функции и выводящую его на экран. Значения аргумента должны вводиться с клавиатуры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: