Экскурс. Метафора искупления.




Метафора искупления.

Ианнуарий (Ивлиев), архм. Евангелие от Марка. Богословско-экзегетический комментарий. М, 2017. С. 247-253.

Экскурс. Метафора искупления.

Понимая «искупление» буквально как «выкуп», толкователи, естественно, задавались вопросом: кому отдал свою жизнь Иисус Христос в качестве «выкупа многих»? Так, уже знаменитый ученый Ориген (III век) высказал удивительную теорию, согласно которой жизнь Иисуса была уплачена в качестве выкупа диаволу, с тем чтобы диавол выпустил людей из рабства, в котором он их держал. «Кому отдал Он Свою жизнь для искупления многих? - спрашивает Ориген, - Ведь не Богу же? Может быть, тогда диаволу? Ибо диавол крепко держал нас в руках, пока ему не был уплачен выкуп, жизнь Иисуса, потому что он обманывался мыслью, что завладеет ею». Святитель Григорий Нисский (IV век) указал на ошибку Оригена. Она, мол, состояла в том, что ученый экзегет посчитал диавола равным Богу, если он вступил с Богом в сделку на равных. Григорий Нисский предложил другую теорию, которая стала весьма известной, - теорию обмана диавола. Диавол, якобы, был введен в заблуждение мнимой слабостью воплотившегося Сына Божьего. Приняв Иисуса за простого человека, диавол попытался подчинить его своей власти, но при этом утерял свою собственную власть. Эта идея обманутого диавола широко известна по поэтическому ее изложению святителем Иоанном Златоустом в его «Огласительном Слове на Святую Пасху». В этом Слове говорится, правда, не о диаволе, но об обманувшемся Аде:

Он огорчился, ибо стал праздным;

Огорчился, ибо посрамлён;

Огорчился, ибо умерщвлён;

Огорчился, ибо низложен;

Огорчился, ибо связан.

Он взял тело и нашёл в нём Бога;

Взял землю и увидел в ней небо.

Эта теория «божественного обмана» испытала различные метаморфозы. Например, святитель Григорий Двоеслов (VI век) придал метафоре такой вид: воплощение Сына Божьего было уловкой, чтобы поймать великого левиафана. Божественность Христа была, якобы, крючком, а плоть - наживкой. Диавол, проглотив наживку (плоть Иисуса), вместе с нею проглотил и крючок (божественность Христа), и таким путем был побежден навсегда. Появлялись и другие картины: богослов и философ Петр Ломбардский (XII век) предложил довольно отталкивающий образ: Распятие, мол, было мышеловкой для диавола, приманкой была кровь Христа. Все эти «живописные» картины показывают, что происходит, когда люди берут драгоценную и прекрасную метафору («искупление»), понимают ее буквально и делают из нее произвольные выводы.

Ни в коем случае нельзя забывать, что «искупление» - именно метафора. Ведь и в нашем языке существует понятие «цены искупления» отнюдь не в буквальном смысле. Например, когда говорится, что свобода может быть «куплена» лишь «ценой» крови, труда, пота и слез. При этом не выясняется, кому эта цена платится. Вот и в Библии нередки случаи, когда искупление понимается не в прямом и обычном мирском смысле.

Корни метафоры «искупления» уходят в историю Творения. Первые 11 глав Книги Бытия говорят о том, что этот мир исполнен всяческого зла. Но в этом злом мире Бог неизменно желает творить благо. 12-я глава Бытия начинается такими важными словами: «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт 12:1-3). Убеждение в грядущем благословении Божьем относится к фундаментам библейской веры. Уверенный в грядущем благе, исходящем от Бога, Израиль никогда не мог примириться со злом в своей среде. Но неизбежно вставал вопрос: как удалить зло из злого мира? Как преодолеть его? В этом основная проблема ветхозаветного библейского законодательства.

Одно из основных начал права состоит в принципе воздаяния или возмещения: человек должен нести следствия своих деяний. Этот принцип базируется на всем известном законе: действие равно противодействию. В Израиле этот принцип действовал как самый простой, понятный, естественный и действенный способ устранить зло из мира и преодолеть грех. Вот наглядный пример из ветхозаветного законодательства:

«Когда ссорятся [двое], и один человек ударит другого камнем, или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель, то, если он в станет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший [его] пусть будет оправдан; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его» (Исх 21:18-19). Здесь мы видим, что совершивший проступок несет следствия своего проступка, которым он нарушил порядок.

Но что делать, если было невозможно так просто, как в приведенном случае, возместить причиненный вред? Например, в случае убийства? В этом случае преступник должен отдать свою жизнь, чтобы вошедшее через него в мир зло как бы вернулось к нему самому, и таким образом восстановился бы «покой». Вот пример:

«Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исх 21:22-25). То есть тот, кто совершил насилие над жизнью другого, должен в равной мере оплатить своей жизнью (или, так сказать, частью своей жизни). Убийца теряет право на жизнь. Это правило в юриспруденции называется jus talionis - право равного воздаяния.

Израильское законодательство предусматривало также – с исключениями! - возможность откупиться от убийства, дать выкуп за свою жизнь, которой он по jus talionis должен быть лишен. Например:

«Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват; но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти; если на него наложен будет выкуп, пусть даст выкуп за душу свою, какой наложен будет на него» (Исх 21:28-30).

В законе о выкупе следует обратить внимание на два важных обстоятельства:

1. Искупление, которое должен представить виновный, имеет целью не примириться с пострадавшим, т.е. успокоить, умилостивить его, тем более в том случае, когда пострадавшего уже нет в живых. Цель искупления - освободить себя самого от смертельной судьбы, которая в принципе лишила его жизни вследствие его преступления.

2. Искупление - исключение из правила[1], и оно возможно только потому, что пострадавший готов пойти навстречу тому человеку, который нанес ему вред. Инициатива искупления всегда исходит от жертвы, а не от преступника.

В чем же своеобразие библейской идеи искупления? Оно состоит в том, что пострадавший - при определенных обстоятельствах - отказывается от своего права в отношении своего обидчика. Так что последний может остаться жив, хотя он (в принципе) и лишил себя жизни.

Мысль об искуплении в богословии после Вавилонского плена касается уже не только межчеловеческих отношений.

Оно переносится также и на отношения Бога с Израилем. Так, у пророка времени Вавилонского плена[2] мы читаем:

Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой;

в выкуп за тебя отдал Египет, Эфиопию и Савею за тебя.

Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя,

то отдам других людей за тебя, и народы за душу твою (Ис 43:3-4).

То есть, по словам пророка, чтобы выкупить Израиль из плена, чтобы сохранить ему жизнь, Господь готов был «заплатить» Киру, покорителю Вавилона, всей северо-восточной Африкой.

Сравнивая этот текст с приведенным выше местом из Книги Исхода (21:28-30), мы видим принципиальное различие. У пророка Исаии пострадавший, то есть сам Господь Бог, не только отказывается от своего права наказать слепой, глухой, грешный и непослушный народ Израиля, но выплачивает за него тот выкуп, который в «нормальном» случае должен был выплачивать Богу виновный Израиль.

Было бы нелепым предположить, будто от Бога можно отсупиться за свои грехи. Никакой выкуп не может избавить согрешившего от гнева и Суда Божьего. Грешники не в состоянии искупить себя, ничто не могут предложить Богу в обмен на его милость. Такой взгляд был бы противен библейскому образу неподкупного Бога. Но Писание говорит о незаслуженной милости Божьей, о том, что это Бог выкупает грешников, спасая их от неизбежной смерти, которую они сами навлекли на себя своим преступным поведением.

Когда в разговоре с двенадцатью учениками Иисус говорит: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10:45), Он не только опирается на библейское представление о выкупе, но конкретно соотносит себя с пророчеством Исаии (Ис 43:3-4). Однако при этом Он вносит в это пророческое высказывание значительные изменения. Там сказано, что за Израиль в качестве выкупа отдаются африканские страны Египет, Эфиопия и Савея. А Иисус говорит о том, что Он пришел, чтобы отдать свою собственную жизнь, чтобы избавить многих от гибели, в которую они ввергли себя своим неповиновением и неверностью. Насколько революционно звучало это высказывание Иисуса, можно полностью осознать, только помня о том, что, согласно общим иудейским ожиданиям, грядущий Сын Человеческий должен воссесть на престоле для суда над людьми! Это казалось само собой разумеющимся. Так и должно быть по природе вещей: сильные, наделенные властью всегда возвышаются над другими. И вот, вопреки этому ожиданию, Иисус говорит совсем иное: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить!» (Мк 10:45).

Христос пришел в этот грешный мир для того, чтобы своим участием и самопожертвованием спасти людей от власти смерти, по его следам действительно идут только те, которые живут не за счет других, но живут для того, чтобы другим дать жизнь и возрождение.

 

 


[1] См., например, такие места Ветхого Завета: «И не берите выкупа за душу убийцы, который повинен смерти, но его должно предать смерти» (Числ 35:31). «Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится, потому что ревность - ярость мужа, и не пощадит он в день мщения, не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров» (Притч 6:32-35).

[2] Второисаия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: