Ответ на письмо лондонских рабочих




Поводом для создания фотоочерка "Директор завода", опубликованного в первом номере "Советского Союза" в 1951 году, послужило письмо в редакцию, в котором группа лондонских рабочих спрашивала: что требуется в Советском Союзе от человека, желающего занять пост директора завода: личный капитал, наследственные привилегии, солидная протекция или какие-либо иные условия?

Журнал решил рассказать свои английским читателям о типичном представителе из числа руководителей советских промышленных предприятий - директоре металлургического завода "Запорожсталь" Анастасии Лукиче Боборыкине.

Обстоятельный разговор о директоре о директоре крупнейшего на юге металлургического предприятия вел на страницах журнала писатель Евгений Воробьев. Сделанные мною фотографии следовали за литературным текстом. Очерк подтверждал, что трудовая биография директора "Запорожстали" - не исключение: такой же путь прошли руководители Кузнецкого, Магнитогорского и других металлургических заводов. В недавнем прошлом рабочие, они овладели знаниями, получали высшее техническое образование, становились специалистами, начальниками цехов, главными инженерами и, наконец, выдвигались на посты руководителей предприятий. Рассказ об этом типичном у нас явлении, раскрытом на примере производственной деятельности директора "Запорожстали" Боборыкина, и послужил ответом лондонским металлургам.

Какие трудности встретил фоторепортер, выступивший в данном случае в роли иллюстратора? Они состояли в том, что снимать директора надо было преимущественно в производственной обстановке, показать на снимках его рабочий день, стиль руководства, производственную среду, в которой протекает его деятельность на заводе, проявление заботы о нуждах предприятия и рабочих, связь с коллективом.

Большая часть из 27 снимков очерка, расположенных на восьми полосах журнала, показывала директора Боборыкина в цехе, на производственном совещании, в рабочем кабинете, на заводском дворе, отдающим какие-то распоряжения, на стройке здания Дворца культуры, на встрече с рационализаторами, в гостях у рабочего в новой квартире и т.д. Неизбежное сюжетное повторение кадров (совещания, встречи, беседы) с одним центральным персонажем - директором завода - не всегда позволяло фоторепортеру найти наиболее выигрышное, оригинальное композиционное решение. Видимо, обстоятельный литературный текст потеснил фотографию, выступившую на этот раз в очерке "вторым планом". В силу этого, возможно, художественных находок в нем оказалось немного. Упомяну фотографию "Доменный цех" - работу, демонстрировавшуюся на Выставке фотоискусства СССР 1958 года. Еще живы были в памяти послевоенные годы, когда Запорожье представляло собой сплошные руины. Они были показаны в журнале на сохранившейся фотографии военного времени. А рядом на полосе показан "Доменный цех", о котором в подписи сообщалось: "На руинах, оставленных гитлеровцами, вырос еще более могучий, чем прежде, красавец завод, жемчужина черной металлургии Юга..."

Портретный очерк

В 1950 году я снимал очерк, посвященный 30-летию Советского Дагестана.

Задача фотоочерка "Равная среди равных" состояла в том, чтобы показать в фотографиях перемены в жизни народов горной республики, влившейся, как равная среди равных, в многонациональную семью советских народов. А перемены за исторический срок - 30 лет - произошли разительные. Достаточно сказать, что Дагестан, в котором до установления Советской власти насчитывалось лишь пять процентов грамотных среди мужчин и один процент среди женщин, стал к своему тридцатилетию республикой сплошной грамотности!

За эти годы в Дагестане появились крупные промышленные предприятия. Построены электростанции. Организовано более тысячи колхозов. Проложены дороги. Возникли новые города... И, что существенно важно, созданы национальные кадры - квалифицированные рабочие, специалисты, деятели культуры и искусства.

В рассказе о Дагестане, написанном Председателем Президиума Верховного Совета республики А. Батырмурзаевым, особенно подчеркивался тот факт, что предоставление Дагестану автономии разбудило творческие силы народов.

Вот они, наши современники, люди автономной республики, запечатленные на фотографиях: член Президиума Верховного Совета Дагестана, председатель колхоза имени газеты "Правда" З. Джафарова, выступающая на сессии Верховного Совета, знатный нефтяник А. Давлетханов с членами своей бригады, доцент Дагестанского медицинского института А. Аликберова за беседой со студентами, Герой Социалистического Труда коневод К Мамедов, композитор Г. Гасанов...

В фотоочерк вошли два портрета молодых колхозниц - Р. Шабановой и Р. Алиевой. Обе - студентки Дагестанского учительского института. Портрет А. Алиевой под названием "Девушка-горянка" экспонировался на Выставке фотоискусства СССР 1958 года.

Эти две фотографии, как и ранее сделанные портретные композиции - "Киргизка-джигит", "Колхозница Кадия Коконбаева" И другие, вошли в серию созданных мной образов женщин советского Востока.

К этой же серии относится и портретный фотоочерк "Женщины Узбекистана", делавшийся в 40-летию Узбекской социалистической республики. Он строился на одном резки выраженном контрасте: один снимок изображал узбечку с лицом, наглухо закрытым чадрой; все другие - в противоположность мрачному прошлому - показывали советскую женщину-узбечку в наши дни: хирург в операционной, дирижер за пультом, парашютистка после только что совершенного прыжка с самолета, балерина, выступающая на сцене театра...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: