Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений.




 

С помощью диагностических методик определяется сравнительный уровень умственного развития ребенка, т.е.его соответствие некоторому среднему уровню,установленному для детей данной возрастной группы, или отклонение от этого среднего уровня в ту или другую сторону.

Ценность диагностических методов,возможности и границы истолкования полученных с их помощью результатов зависят прежде всего от их содержания,от того, какие показатели используются в диагностике умственного развития ребенка. Содержание диагностики, в свою очередь, определяется общей теорией психического и,в частности, умственного развития ребенка,из которой исходят авторы диагностических систем.

Теория психического развития Л.С.Выготского,работы его непосредственных учеников А.В.Запорожца,Д.Б.Эльконина,исследования Л.А.Венгера и его учеников, Н. Н.Поддьякова и др. определили содержание предлагаемой диагностики умственного развития дошкольников.

В этом разделе представлены как стандартизованные, так и нестандартные методики.Первые предназначены для группового обследования детей 6-7-летнего возраста;вторые -для индивидуального обследования детей в возрасте от 3 до 6 лет.

Стандартизованные методики опробованы на большом количестве детей. Материалы их статистически обработаны и дают количественные показатели, отражающие средние возрастные нормы. Обследование по стандартизованной методике позволяет получить количественный показатель для каждого ребенка, соотносимый со среднему показателями по возрастной группе. Нестандартные методики не дают средних количественных показателей. Они позволяют отнести полученные ребенком результаты к определенному уровню выполнения задания. Число уровней для данного возраста устанавливается разработчиками методик.

Последние 5 методик (стандартизованные диагностические методики)предназначены для 6-летних детей, но в рамках проверки готовности к школе могут быть использованы и при обследовании детей конца шестого года жизни, что обозначено значком +.

Средством познания в процессе восприятия выступают сенсорные эталоны – образцы различных внешних свойств предметов.

Процессе восприятия происходит, с одной стороны, совершенствование представлений о разновидностях каждого свойства, с другой- развитие самих персептивных действий использования эталонов.

Различают три типа перцепептивных действий: идентификация, или выбор по образцу: приравнивание к эталону (соотнесение с эталоном) в условиях неполного совпадения свойств предмета с эталоном, близким к нему, но не совпадающим с ним; перциптивное моделирование- соотнесение обследуемого предмета с несколькими эталонами.

Заключение об уровне развития восприятия можно сделать, основываясь на данных об овладении различными действиями восприятия. Эти данные получают при использовании методик «Коробка форм», «Разрезные картинки», «Конструирование по образцу», «Мисочки», «Пирамидка», а так же стандартизованных диагностических методик «Эталоны», «Персептивное моделирование».

Познание связей и отношений между предметами и явлениями происходит в процессе мышления. При этом, в зависимости от средств и способов решения дошкольниками мыслительных задач, выделяют наглядно – действенное, наглядно- образное и логическое мышление.

При наглядно – действенном мышлении для решения задач привлекаются внешние двигательные пробы. При наглядно- образном мышлении пробы осуществляются в уме, в виде образов. Однако эти образы отличаются от тех, что служат восприятию. Это отвлеченные и обобщенные образы, в которых выделены только те признаки и отношения предметов, которые важны для решения той или иной мыслительной задачи.

Диагностика уровня развития наглядно- образного мышления может осуществляться с помощью методики «Рыбка» а также стандартизованной диагностической методики «Схематизация».

Логическое мышление дошкольников чаще всего осуществляется с опорой на наглядные средства, но детям доступна и элементарная форма словесно- логических умозаключений.

Для диагностики уровня развития логического мышления предложены задания, в которых необходимы как выделение существенных признаков предметов и их соотнесение по этим признакам («Самое непохожее»), так и специфические логические действия: классификация, сериация, мультипликация (сериация и классификация одновременно).При этом в среднем дошкольном возрасте детям доступны лишь задачи на сериацию («Включение в ряд»), а в старшем – на классификацию и мультипликацию («Классификация по заданному признаку», «Свободная классификация».

Память в диагностических целях целесообразно рассматривать с точки зрения ее сохранности при нормальном развитии и различных ее изменениях при нарушениях нормального развития. Память выступает, таким образом, как один из индикаторов нормального психического развития, диагностируемого с помощью методики «10 слов», предложенной А.Р.Лурией.

Внабор включена также методика, направленная на выявление предпосылок учебной деятельности. Систематическое обучение в школе предполагает умение контролировать и оценивать собственные действия. Иначе говоря, ребенок должен быть способен произвести произвольное действие, применить некоторое усилие скучному заданию и усидеть на месте то время, которое к необходимо для его выполнения. Показателем уровня произвольности действия является умение сознательно подчинить его правилу, об обшенно определяющему способ действия. Методика «Учебная деятельность» направлена на выявление умения действовать по словесному описанию способа дейстия.

 

 

Характеристика детей с особыми вариантами развития

Тревожные дети

Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожные люди живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Они часто задают себе вопрос: «А вдруг что нибудь случится?» Повышенная тревожность может дезорганизовать

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: