ВИДЕО № 1 – биография А.П.Бородина.




Тема урока «Стилевые особенности в творчестве русских композиторов. А.П.Бородин»

ВИДЕО № 1 – биография А.П.Бородина.

Бородин Александр Порфирьевич (1833—1887), выдающийся учёный-химик и
композитор. В 1850 г. он поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию
, которую блестяще окончил в 1856 г. Научная карьера складывалась успешно. В 1858 г. Бородин получил степень доктора медицины, в 1864 г. стал профессором, в 1874 г. заведующим кафедрой химии Медико-хирургической академии, в 1877 г. — академиком. Его работы в области химии до сих пор не утратили своего научного значения. В то же время учёный с детства увлекался музыкой и на этом поприще достиг не меньших успехов. Хотя композиторское наследие Бородина не очень велико, каждое его произведение — истинный шедевр. «Громадный и оригинальный талант» — так отозвался о композиторе Ф. Лист. Умер27 февраля 1887 г. в Петербурге

Первая подлинно русская народная драма на оперной сцене – «Иван Сусанин» М. И. Глинки положила начало эпической традиции в русском оперном искусстве. Одно из самых ярких произведений в жанре эпической оперы – «Князь Игорь» А. П. Бородина. Каким образом продолжились принципы музыкальной драматургии М. И. Глинки в творчестве А. П. Бородина вы сможете проследить на этом уроке.

Оперный спектакль объединяет в себе разные виды искусства. Живопись, танец, сценическое действие помогают ярче раскрыть замысел композитора. Сюжетами опер становятся легенды и сказки, исторические события и знаменитые литературные произведения. Каждая опера имеет свою историю создания, свою судьбу. И одно из самых удивительных произведений русского музыкального театра – это опера «Князь Игорь».

Основой сюжета оперы «Князь Игорь» стал памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Эту идею композитору Александру Порфирьевичу Бородину подсказал его друг – музыкальный критик Стасов. «Не знаю, как и благодарить Вас, добрейший Владимир Васильевич, за такое горячее участие в деле моей будущей оперы… Мне этот сюжет ужасно по душе. Будет ли только по силам? Не знаю…»

Владимир Васильевич Стасов (1824 – 1906) Александр Порфирьевич Бородин (1833 – 1887)

 

Бородин перечитал всё, что только могло относиться к его сюжету: «Задонщину» и «Мамаево побоище», исследования о половцах и книги по русской истории. Он изучал русский фольклор, намереваясь создать подлинно народное эпическое музыкальное полотно. Для того чтобы убедительно и правдоподобно изобразить врагов в половецких сценах оперы, он постигал закономерности песен тюркских народов.

Композитор сравнивал разные переложения «Слова о Полку Игореве» в стихах и прозе, но так и не нашёл для своей будущей оперы подходящего либретто. В результате А.П.Бородин сам сделал перевод летописи, который и стал литературной основой либретто.

Не случайно композитор тревожился о судьбе оперы. Он принимался за отдельные сцены с большим энтузиазмом, а затем оставлял свои записи. Другие сочинения, общественная работа постоянно отвлекали его. Ведь Бородин был не только музыкантом, но и учёным-химиком. В своей лаборатории он получил несколько неизвестных ранее химических соединений, опубликовал более двадцати научных статей, сотрудничал с Менделеевым и Бутлеровым…

С большим рвением занимался он и организацией первых в России Высших женских медицинских курсов. Сегодня значительная часть медиков, врачей – женщины. Даже не верится, что у истоков этой традиции в нашей стране стоял композитор Александр Порфирьевич Бородин. За заслуги перед отечественной медициной Бородин был избран почётным членом Общества русских врачей.

Неудивительно, что времени для работы над «Князем Игорем» катастрофически не хватало. Композитор сочинял оперу в течение 18 лет. Но умер, так и не окончив своего шедевра. Завершали партитуру уже его друзья – композиторы Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов.

Титанический труд по достоинству оценили и современники и потомки. Бородину удалось создать подлинно русское монументальное произведение.

ВИДЕО № 2. СЛУШАНИЕ: Открывается опера Прологом, в котором звучит хор «Солнцу красному слава!». Эту мелодию Бородин заимствовал из древних народных величаний. Звучит она как гимн всей Руси – мощно и торжественно:

Солнцу красному слава! Слава!
Слава в небе у нас!
Князю Игорю слава, слава,
Слава у нас на Руси!
Туру ли ярому, князю Трубчевскому,
Буй-туру Всеволоду Святославичу
Слава, слава, князю слава, слава!
Млад Володимиру да на Путивле,
Млад Святославу да князю на Рыльске,
Слава, слава князю!
Слава на Руси!

 

Но вдруг происходит что-то необъяснимое. Средь бела дня меркнет солнечный свет, всё погружается во мрак…

Сцену солнечного затмения Бородин рисует зловещими красками симфонического оркестра. Слово заворожённые, герои будущего военного похода обмениваются скупыми декламационными репликами. Эта сцена невольно заставляет вспомнить похожий фрагмент из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Там со словами «Какое чудное мгновенье» в оцепенении пребывали гости свадебного пира после похищения Людмилы. Похожие выразительные средства звучат и в сцене солнечного затмения у А. П. Бородина.

Небывалое природное явление - это как недобрый знак. И действительно, поход оказался неудачным. Войско Игоря было разбито, а сам князь оказался в плену.

ВИДЕО № 3. II действие оперы переносит нас во вражеский стан. Хан Кончак предлагает Игорю дружбу. «Сознайся, разве пленники так живут?» - спрашивает он у русского князя в окружении воинов, невольниц и слуг. Красивейшим номером из всей оперы Бородина является хор «Улетай на крыльях ветра». Изысканная мелодия создает чарующий образ грациозного восточного танца, который выливается затем в грандиозную хореографическую сцену под названием «Половецкие пляски».

ВИДЕО № 4. Но князю не даёт покоя его поражение в бою. «О, дайте, дайте мне свободу! Я свой позор сумею искупить!» - поёт Игорь в своей знаменитой арии (Его партия в опере поручена среднему по высоте мужскому голосу – баритону).

ВИДЕО № 5.СЛУШАНИЕ: А в родном городе Путивле ждёт князя его верная жена – Ярославна. «Плач Ярославны» (сопрано) звучит в IV действии оперы. Бородин в этом номере опирался на традиции народных плачей. Краткие, будто стонущие интонации, скупое оркестровое сопровождение, слова, повторяющие поэтические обороты русского фольклора: «Я кукушкой перелётной полечу к реке Дунаю»…

Основой музыкальной драматургии оперы становится противопоставление половцев образам русского воинства, князя Игоря и Ярославны. Вслед за великим Глинкой А.П.Бородин также выбрал для характеристики русских – музыку вокального склада, а для изображения вражеского стана – стихию танца.

Первая постановка оперы состоялась в 1890 г. на сцене Мариинского театра. Она прошла с большим успехом. И с тех пор опера остаётся одним из самых ярких спектаклей, драгоценной «жемчужиной» русского оперного театра.

«У нас теперь много замечательной музыки, но скажите… можно ли лучше и бесспорнее передать средствами, столь ясными и прекрасными в своей величавости, самую стилевую суть летописных сказаний о древней Руси, их язык, их суровую простоту и силу правды, непререкаемой правды? Только Бородин обладал столь могучим талантом». (Б. Асафьев)

Здание:

1. Найдите в интернете и посмотрите фильм-оперу «Князь Игорь» (Ленфильм, 1969 г., реж. Р. Тихомиров). Попробуйте мысленно определить, где начинаются и заканчиваются действия в сценическом варианте оперы А. П. Бородина?

 

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА:

1.В каких областях человеческой деятельности проявился талант А. П. Бородина?

 

2.Кто подсказал Бородину идею создания оперы «Князь Игорь»?

 

3.Что послужило основой сюжета оперы «Князь Игорь»?

А) Старинная легенда

Б) Русская народная сказка

В) Памятник древнерусской литературы

 

4.Сколько лет композитор работал над своей оперой?

 

5.Кто закончил партитуру оперы «Князь Игорь»?

 

6.К какой разновидности оперного жанра можно отнести оперу А. П. Бородина «Князь Игорь»?

А) Сказочная опера

Б) Эпическая опера

В) Лирическая опера

 

6.В какой момент оперного спектакля звучат эти номера? Составьте правильные пары:

1) Плач Ярославны А) Пролог

2. Сцена затмения Б) II действие

3. Хор «Улетай на крыльях ветра» В) IV действие

 

7. Как отозвался о композиторе Ф. Лист?

8.В чем заключается особенность музыкальной драматургии оперы?

9. Традиции какого композитора продолжает в своей опере А.П.Бородин?

10.В каком учебном заведении учился А.П.Бородин?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: