Определите, какие приемы сжатия использованы в сжатом изложении. Сформулируйте микротемы. Оцените по критериям сжатый текст, выставите баллы.




Задание № 1.

Рабочий лист. Приемы сжатия (компрессии).

Напишите, какие приемы необходимо применить, чтобы выполнить задание: прием исключения, обобщения, упрощения

Образец.

Исключение

Обобщение

Упрощение (Можно записывать на строчках ответ)

 

Замените слова одной лексической группы общим понятием (словом).

Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, кленов, лип. (По Ю. М. Нагибину)

 

2. Как можно несколькими словами охарактеризовать архитектурный облик Ленинграда?

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. (По Д. С. Лихачёву)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Сократите предложение, заменив похожие по смыслу выражения общим понятием (словосочетанием)

Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?.(По И. Милославскому)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Сократите текст вдвое.

Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. Разговор шёл о новых книгах. Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсии Маркеса. Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел. (61 слово) (По Д. Гранину)_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5. Исключите второстепенную информацию предложения.

С самого начала своей научной деятельности М. В. Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы), который составлял неотъемлемую часть его представлений о явлениях, изучающих естественные науки.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание № 2

Прочитайте фрагменты из текстов. Используя различные приемы сжатия, сократите тексты, сохраняя при этом наиболее значимую информацию. Запишите ответ.

 

1) У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанные с ними светлые и нежные воспоминания, которые он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка - это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.

 

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

2) Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нём положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбрать игрушку, помня, что она внесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрений

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

3) В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Его значение в нашей жизни велико. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние. Но особенно сильно воздействует на человека художественная литература.

______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

4) Слова называют явления реальной действительности, которая постоянно изменяется. Поэтому в многозначных словах с течением времени одни значения могут утратиться, а другие – появиться. Так, слова колено в значении «сустав» и ухо – «орган слуха» возникли в языке очень давно, и каждое из них первоначально было однозначным. Затем у слова колено наряду с основным появилось новое значение – «отдельная часть чего-либо, идущего ломаной линией от одного сгиба или поворота до другого» (колено дымовой трубы). Слово ухо в современном русском языке также неоднозначно, оно называет и часть шапки, закрывающей уши, и приспособления для подъема или вешания.

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________

Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. Да и сами художники, писатели, композиторы так строят свои произведения, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей. Но значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.

______________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

 

Задание № 3.

1. Прочитайте текст. Сравните исходный текст и его сжатый вариант. Заполните ответы ниже. (Лист самоконтроля)

Определите тему и основную мысль сжатого текста.

Определите, какие приемы сжатия использованы в сжатом изложении. Сформулируйте микротемы. Оцените по критериям сжатый текст, выставите баллы.

Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделен. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь.

Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд. В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь формирующих этот характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко. (152 слова)

Сжатый текст

Если ребенок не прочитал драгоценных книг, он обделен. Такие утраты будут невосполнимы, ведь в детстве другой счет времени.

Острота ранних впечатлений может влиять на всю жизнь, стать фундаментом будущей духовной жизни. Посеянные в детстве семена не все прорастут и расцветут, но биография души есть прорастание этих семян.

Последующая жизнь сложна, состоит из поступков, которые и определяются чертами характера, и формируют его. Но всякое качество души взрослого человека и, возможно, всякий его поступок имеют свой зародыш в детстве. (77 сл.)

 

Лист самоконтроля

Впишите тему и основную мысль текста исходного

 

Тема    
Основная мысль    

 

Впишите микротемы исходного текста

Номер Микротемы (как предложение – основная мысль)
   
   
   


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: