По местам не столь отдаленным.




 

 

15.09.2013 (60 км). Выехали на электричке Вологда – Вожега. В 11 час нас на вокзале нас торжественно встретили с пирогами представители администрации поселка Вожега, и местный предприниматель Василий Никифоров. Было все как в кино девушка с рушниками, пирог и фотокорреспондент. Василий Никифоров занимается переработкой даров леса и от него в подарок мы получили продукцию его предприятия: пюре из клюквы, брусники, черники, рябины, калины.

Поселок Вожега ……

Пообедав в кафе и получив информацию по состоянию местных дорог мы двинулись в направлении деревни Анцифировская.

Начиналась территория бывшей Чарондской волости.

 

По пути запаслись продуктами в магазине, так как на протяжении двух сотен километров торговые точки не предвиделись. Первые 25 км проехали по асфальту, далее дорога идет минуя старые деревушки и поэтому мы свернули на грунтовку, чтобы осмотреть местные религиозные достопримечательности. В деревне Хмылица стоит часовня, перестроенная уже в современном стиле. Часовня закрыта, а ключ от нее находится у местных жителей, нам открыть ее они не захотели.

В деревне Нефедовской стоят развалины Церкви Варвары великомученицы (1794 г.). Церковь считается самой древней в окрестностях. В 1940 годах церковь была закрыта и переоборудована в механо-тракторные мастерские, из за чего была утрачена настенная роспись.

Из Нефедовской преодолев в брод реку Чужга попали в деревню Огибалово, где находится единственная хорошо сохранившаяся в районе и отреставрированная Воскресенская Чужераменская церковь (1882 г.).

Проезжаемые деревни все безлюдны, одни собаки приветствуют и сопровождают нас по улицам. Трафик на дорогах практически отсутствует. По пути питаемся пирожками которыми обеспечили нас гостеприимные вожегодцы. После Огибалово и Куршиевской пойхали в сторону Тайвеньги. Тайвеньга это куст деревень ……

На берегу реки Тавеньга стоит поклонный крест в память о часовне Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Около деревни Песок оборудован родник с надписью на доске «Попей воды и помолись, за то что здесь мы родились». На верху в деревне в стволе старого дерева вырезаны лики красноармейца, советского солдата и священника. Деревень много но во всем запустение и разруха, людей практически не видно. За деревней Мущининской грунтовая дорога переходит в полузаросшую лесную, становясь все непроходимей. Пока преимущественно едем на велосипедах, в лесу дорога заросла травой и еле различима, едем по следам джипа. На берегу Пертозера в лесу нашли джип с пьяными москвичами, приехали видно сюда порыбачить и поохотится. Они нам и подсказали куда следовать дальше.

Обогнув озеро, где пешком, где на велосипедах выехали к деревне Протасовская. Старые дома все разрушены, стоят на горе только несколько бань да дачных домиков. Дорога к деревне заросла, и подниматься в гору приходится через заросли репейника. Сегодня с погодой нам повезло целый день, светит солнышко. Решили остановиться на ночлег.

16.09.2013. 53 км

 

Утром моросит дождь. Выехали около 9 часов утра.От деревни идет полузаросшая дорога, местами заваленная деревьями до станции Чужга. Преимущественно по дороге приходится идти пешком, но попадаются места где можно ехать. Местами приходится обходить поваленные деревья по лесу. Пока дошли до Чужги у меня промокли ботинки и брюки. 8 км дороги шли 2 часа.

Чужга

Около дороги стоит обжитая избушка с остатками еды на столе, брошенной пилой с дровами. Все открыто и никого нет. По словам встреченных позднее рыбаков тут живет мужичонко и по заказам населения собирает ягоды и грибы. От Чужги накатанная дорога идет по старой насыпи, оставшейся от желной дороги. На топографических картах до сих пор эта дорога отмечена кА железнодорожный путь, хотя уже больше 20 лет как рельсы были сняты и вывезены на переплавку.

Теперь наш путь лежал по менстам не столь отдаленным или Каргопольлагу и

 

Местами дорогу уже прорыли своими норами бобры, ремонтом дороги никто не занимается и она потихоньку приходит в негодность. Основные посетители теперь этих мест это рыбаки\, охотники и «черные собиратели», которые работают в двух направлениях – собирают металлолом и вывозят бетонные плиты.

Чем ближе к озеру тем чаще начинают попадаться на встречу возвращающиеся рыбаки и ягодники. Вдоль заросшего тростником берега озера стоят заброшенные избушки рыбаков. К озеру не подойти из заболоченных берегов. От станции Свидь остались только развалины.

Весь день с небольшими перерывами идет дождь. Остановились допить чай и перекусить бутербродами спрятавшись под крыши рыбацких избушек.

Через реку Свидь построен большой металлический мост, настил выложенный шпалами потихоньку приходит в негодность, но пока еще пороезжаем на машинах. На берегу Свидь много рыбацких домиков, построен причал и стоят моторные лодки.

Река Свидь соеденяет озеро Лача и озеро Воже. Почти все любители активного отдыха ходят с запахом перегара, вероятно это у них такой обычай.

У моста через речку Чепца встретили двух мужичков –один изх которых бывший офицер внутренних войск ранее служивший здесь на зонах. второйже местный житель из Ерцево по имени Валера. Валера проживает зимой в Ерцево, а с весны до позхдней осени живет здесь на берегу озера Вожже в избушке, которую когдато поставил еще его отец. Избушка стоит в стороне от всех и найти ее постороннему человеку почти не возможно. Живет Валера за счет продуктов привозимых ему рыбаками и охотниками, в обмен на рыбу и грибы. Иногда зарабатывает нанимаясь на работу к металлистам.

Выбрать хорошее место для ночевки сложно, так как места вокруг все заболоченные, поэтому нам удалось напросится к Валере на ночевку. Избушка оборудована нарами, металлической печкой. Есть у Валеры и свой бензогенератор, и телевизор с SD – проигрыватель, но на момент приезда бензина не было, поэтому освещали избушку своими фонарями. Валеры проверил сетку, и нам удалось полакомиться ухой.

На связь с цивилизацией здесь можно выйти только у моста через речку, где построено специальное сооружение и ловит только Мегафон.

Валера весь вечер умирал с похмелья - вредная у него работа.

 

17.09.2013. 44 км

Проснулись рано, так как Валера собирался на шабашку за клюквой. За ночь удалось подсушить обувь. Утром дождя нет. У Юры раскрутился багажник, у избушки забыли перчатки и куртку.

Дорога вывела нас к бывшему поселку Совза. Стоят полуразрушенные, заброшенные дома, людей нет. Нашли бывшую территорию исправительной колонии. Сохранились еще развалины бараков, где жили заключенные. Попадаются вывески, как например «Отряд №..», Воспитательная работа.

По старой железнодорожной насыпи, через бывшую промзону, штабеля сгнивших уже бревен мы поехали в направлении поселка Южный. По грунтовке отмеченной на карте решили не ехать, что-бы не давать лишний крюк. По насыпи дорога видно что кем то поодерживается в нормальном состонии, через речку Совза сделан мост из железобетонных плит. Старый железнодорожный мост уже сгнил. По пути встретили двух металлистов на автомашине ЗИЛ, котрые встретили нас враждебно, видно псочитав нас конкурентами. Жесткая у них тут конкуренция.

Со слов мужиков все здесь в лесу давно поделено, кто плиты с дороги снимает, кто металл вывозит с Совзы. Дележка сфер влияния проходила у них практически как в Бандитском Петербурге». Наезды, разборки, сожженные мосты. В Ерцево им было разрешено заниматься металалом, но не трогать дорожное покрытие, так как это отдельный вид бизнеса. Металл лежит здесь в районе колонии слоями. Раньше здесь находились ремонтные мастерские и пришедший в негодность металл выбрасывали на свалку в последствии засыпая опилками. Сейчас мужики как археологи разрабатывали слой 70-80 годов, вывозя метал поближе к Чарозеру. Дальше дороги расходились в разных направлениях и мы решили ехать по совету мужиков на Склад №19. На автотранспорте туда не доехать изза полуразрушенного моста, а на велосипедах самое то. Дорога изрыта бобрами и постепнгно зарастает кустарником. На ночевку остановидись у моста через реку Совза. По мосту еще можно переправится пешком,перенося по очереди вещи, но год –два и моста этого уже не будет. Вечером начал накрапывать дождь.

18.09.2013. 82 км.

 

Выехали около 9 час. Туман. Около 4 километров по неубранным шпалам и мы выехали на автодорогу до Чарозера. По асфальту доехали до Петропавловской церкви в поселке Чарозеро. По пути заехали и осмотрели церковь за деревней Ракула, на берегу озера Вещозеро. В поселке Коротецкая на берегу реки Ухтомица стоит каменная церковь ….. раньше здесь проходил волок в Белое озеро. Решили посетить церковь в деревне Фоминская, стоящую в стороне от нашего пути. Дорога хорошо накатана. На ночевку остановились у озера в районе деревни Андреевская. Берега озера заболоченные поэтому воду доставать приходилось с трудом.

19.09.2013 65 км.

Опять накрапывает дождик Осмотрели церковь в Сигово. В Поповке церковь взорвана,на зарплату колхозникам (кирпич раздавали). По дороге в Ферапонтово встретили деда. Говорит что в этом районе в 1942 г. жили ссыльные немцы. После смерти Сталина они все разъехались. По пути посетили деревянную церковь Илии Пророка на Ципинском погосте. Поднялись на Ципину гору высотой 200 м. Через горнолыжный комплекс спустились к асфальту комплекс. На ночевку остановились в Топорне в Сосновом бору, на оборудованной для туристов стоянке.

 

20.09.2013 96 км

Из Топорни Через Иванов Бор в Череповец.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: