Деонтология в стоматологии. Врачебная этика при изготовлении зубных протезов




Термин "Деонтология" состоит из двух греческих слов: деон - должное и логос - учение. Следовательно, деонтология - это учение о долге и моральных основах работы и поведения специалиста любого профиля.

Медицинскую деонтологию достаточно подробно изучают в ВУЗах и ССУЗах на тех факультетах и отделениях, по окончании которых специалисты находятся в постоянных деловых контактах с больными, их родственниками и друг с другом.

Зубные техники, не имея права на манипуляции в полости рта пациента, с первыми контактируют редко, но это не освобождает их от строгого соблюдения принципов деонтологии при выполнении фунциональных обязанностей.

В отдельных случаях, (а чем грамотнее, опытнее техник, тем чаше) его приглашают в кабинет врача для того, чтобы посоветоваться как лучше решить ту или иную проблему технического характера. Обращение специалистов друг к другу должно быть вежливым, этичным, а весь разговор направлен на то, чтобы принять решение в пользу больного.

Если техника приглашают для показа его погрешностей в работе, неточностей, которые лучше видны в полости рта, разговор должен быть осторожным, чтобы не вызвать у пациента сомнений в успехе дела. Для лиц с ранимой или неуравновешенной психикой такой разговор может быть равнозначен отказу в лечении.
Все замечания, выяснение степени вины каждого должны быть разобраны в отсутствие пациента спокойно, без ущемления достоинства человека.

Чувство долга не должно покидать зубного техника на всех этапах изготовления протезов и аппаратов, начиная с момента оценки оттисков (слепков), поступивших с сопровождающей документацией из врачебного кабинета. Если техник, вместо того, чтобы получить модель по альгинатному оттиску (в течение 10 минут после извлечения из полости рта) устроил обеденный перерыв - он не выполнил служебный долг и наказал, тем самым, пациента, врача и себя, т.к. протез наверняка будет неточным, возможно предстоит его переделка.

В случае повреждения модели при вскрытии техник должен привлечь внимание врача к этому дефекту, к примеру, очертить поврежденный участок химическим карандашом, чтобы доктор (заметив и изучив повреждение) принял решение по дальнейшей работе. Любая подчистка, замазывание поврежденных участков приводят к браку, а при изготовлении отдельных конструкций и к переделке протезов.

Такие и подобные им недочеты могут возникать на всех этапах изготовления протезов любых разновидностей. У порядочного человека они устраняются срачу после возникновения или обнаружения, причиняя всем задействованным в этом лицам минимальный вред. У специалиста, склонного к ловкачеству и поступившегося деонтологическими принципами недочеты превращаются в ошибки. Последние, накапливаясь, причиняют вред не только исполнителям и пациенту, но, в значительной мере, дискредитируют данное лечебно-профилактическое учреждение.

Если возникла необходимость в переделке протеза или аппарата, а виновник этого зубной техник, следует воспринять этот факт без обиды, спокойно; продумать, в какие сроки возможна переделка и, сообщив врачу на какое число будет исполнена работа, выполнить ее в первую очередь. На перспективу же следует сделать для себя однозначный вывод: брак недопустим, все мелочи в технологических цепочках важны, каждое задание надо выполнять наверняка и не надеяться на то. что отдел технического контроля (ОТК) в лице врача-ортопеда, не заметит ошибок.

Самым лучшим контролером является совесть специалиста. Если помнить известную истину, что по почерку в работе можно в любое время определить авторство специалиста, то не трудно сделать вывод, что каждый уважающий себя Мастер, дорожа собственной репутацией, вложит в каждое произведение и умение и душу.

Взаимоотношения между техниками должны базироваться на высокой общей культуре, на постоянной готовности поддержать коллегу, придти ему (ей) на помощь в профессиональных или жизненных ситуациях.

Каждый работающий в лаборатории, имея постоянное индивидуальное место в основной, заготовочной комнате, должен так планировать работу в течение дня, чтобы расширялись, "расшивались" узкие коллективные места в специальных помещениях, не допуская там очередей и столкновения интересов.
Чем лучше микроклимат в зуботехнической лаборатории, тем содержательнее, интереснее, желаннее трудовая деятельность.

 

1. Общие положения

 

В последнее время большую популярность среди врачей приобрел термин «деонтология». Слово происходит от греческого deon — долг. Причем одни переводят его как «учение о долге», другие — как «учение о должном» или «наука о должном». Так или иначе, несомненно одно: в профессиональном мышлении медиков любых специальностей, в том числе и стоматологов, понятие долга или должного является исключительно важным, а основным принципом деонтологии выступает сознательное подчинение личных интересов интересам общества.

Обилие литературы, посвященной вопросам морально-этического и правового регулирования деятельности медицинских работников, свидетельствует о том, что эти вопросы не утратили своей актуальности и в последние годы им уделяется все больше внимания, хотя медицинская этика — «душа медицины, мудрость врачевания» — зародилась на заре развития медицины и развивалась параллельно с ней и с совершенствованием здравоохранения. Так, в Индии уже более 3000 лет назад, в ведийскую эпоху, древнему врачу надлежало придерживаться следующего кодекса:

«Всегда будь терпелив, внимателен и учтив,

Будь скромен, подчини дела железной логике ума,

Старайся исцеленье дать больному,

Не требуя ни жертв, ни блага для себя».

Многолетняя история медицины указывает на то, что большое число коллег своим бескорыстным и самоотверженным трудом и служением долгу снискали заслуженные любовь и уважение своих пациентов. Это подтверждают и слова Гомера:

«Стоит многих бойцов один врачеватель искусный.

Вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством».

(Г.В. Морозова, Г.И. Царегородцева, 1983).

И в наши дни большинство стоматологов в своей повседневной деятельности руководствуются гуманными целями оздоровления населения, избавления пациентов от страданий, бескорыстной лечебной помощи людям, нуждающимся в ней. Однако некоторые врачи видят пациента в качестве прямого или опосредованного источника своего заработка и существования. В этом случае в стоматологическом кабинете между врачом и пациентом могут возникать нестандартные морально-этические взаимоотношения, в основе которых лежит так называемый человеческий фактор.

Таким образом, медицинская деонтология — это совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении своих профессиональных обязанностей [П.А. Леус, 1997].

С философских позиций врачебная этика включает:

общие вопросы поведения врача;

нравственные правила, регулирующие взаимоотношения в медицинском коллективе;

взаимоотношения врача и пациента в конкретных условиях специальности.

У врачей всех специальностей, в том числе стоматологов, прямое отношение к исполнению профессионального долга имеют их общемедицинская подготовка, владение современными методами профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, психотерапевтическое искусство, строгое соблюдение правил внутренней (отношение к труду, дисциплина, дружелюбие и чувство коллегиальности) и внешней (приличие, хороший тон и соответствующий внешний вид, то есть внешняя опрятность) культуры поведения. Эти слагаемые составляют медицинский этикет и касаются всех членов медицинского коллектива.

Что касается правил внутренней культуры, то они формируются в семье и школе.

К правилам внешней культуры относятся также форма приветствия и умение держать себя среди коллег и пациентов, умение вести беседу соответственно обстановке и условиям, взаимная вежливость. Студент, приветствуя пожилого сотрудника клиники, преподавателя или беседуя с ними, должен встать, быть сдержанным и тактичным, владеть собой, слушать преподавателя и собеседника. Между преподавателем, студентом и средним медперсоналом должны быть отношения, основанные на взаимном уважении, соблюдении субординации и четком выполнении своих профессиональных обязанностей.

К студенту как будущему врачу и к другим сотрудникам в клинике предъявляются следующие требования:

соблюдение формы (чистый, отутюженный халат, полухалат, брюки; сменная обувь на низком каблуке; аккуратная прическа);

использование при приеме пациентов также очков, перчаток, маски.

Внешность врача должна отражать внутреннюю собранность, самодисциплину. Медицинская «униформа» не нуждается в украшении. Опрятность доктора всегда ассоциируется в представлении пациента с его хорошей профессиональной подготовкой. Больной уверен, что аккуратный врач может хорошо лечить [П.А. Леус, О.И. Абаимова, Л.А. Казеко и др., 1998].

Издано немало книг и брошюр по медицинской деонтологии в стоматологии. Бесценно значение таких руководств в деле врачебного искусства, как «Дневник старого врача» Н.И. Пирогова, «Записки врача» В.В. Вересаева. В каждом из них деонтология представлена как мир врача.

Для исхода лечения исключительно важным является характер отношений, который устанавливается при первом контакте пациента с врачом. Только тот специалист может рассчитывать на успех лечения, который учитывает индивидуальные и личностные особенности больного. Пациент чутко прислушивается к каждому слову врача. Он должен постоянно ощущать оптимизм врача, особенно в критические минуты, это помогает ему уверовать в положительный результат проводимого лечения и преодолевать трудности на пути к выздоровлению.

Перед врачом постоянно стоят вопросы: «Как это сделать?», «Каким образом вселить в пациента уверенность в собственных силах, заслужить его расположение и доверие?».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: