Общая характеристика русской литературы ХIХ века.




Период с 08.11-12.11 Литература 9-Б класс

Восьмое нября

Классная работа

Внеклассное чтение

А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»

Смотрим видео https://youtu.be/_v-V50NtoxY

Эпиграф урока: "Книга человеческого достоинства" - В.Ю. Троицкий

Пишем

"Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева - жанр литературного путешествия.

Устно

В основе любого литературного "путешествия" лежит очерк. Книга Радищева не исключение: она построена как цепь очерков, повествующих о поездке и дорожных впечатлениях. Жанр "путешествия" позволял объединить самый разнородный материал, разные типы очерков. Необходимо отметить, что "погружение" в "Путешествие:" Радищева, в контекст очерковой литературы конца XVIII века, посвященной "эпохе жизни России и рассуждающей о праве народном и соблюдении законов", расширит представление учеников о характере литературного процесса, поможет увидеть, как создается большая литературная форма с естественной, вполне обоснованной связью разнообразных художественных, политических и философских очерков, внешне объединенных сюжетом путешествия и личностью главного героя, а внутренне - идеей автора о необходимости борьбы с крепостничеством и абсолютизмом.

Устно

В главе "София" Путешественник, разозлённый наглостью почтового комиссара, хотел было ударить его, но вовремя остановился. Обдумывая затем своё поведение, он пришёл к выводу, что "рассудок есть раб нетерпеливости", то есть ум может затмеваться страстью, страсти следует обуздывать.

В главе "Чудово" приятель Путешественника Ч:, побывав в экстремальной ситуации (кораблекрушение), понял, что все степени, чины, титулы (в том числе дворянство) - это только одежды, которые спадают, и "человек тогда становится просто человеком".

В главе "Бронницы" Путешественник посетил церковь на месте исчезнувшего Холмограда и стал рассуждать о Боге. Человеку не нужно знать всё заранее, иначе он или испугается, или потеряет интерес к жизни; рассудок человека слаб и ему не справиться с этим знанием, поэтому лучше довериться Богу, который является каждому человеку как "тайный глас". Значит один из способов самосовершенствования - прислушиваться к внутреннему голосу.

Таким образом, показав различные жизненные ситуации, связанные с проблемой воспитания и самосовершенствования, Радищев предлагает оригинальную воспитательную систему, утверждает, что воспитание возможно, так как оно развивает индивидуальный природный дар в человеке. Иначе говоря, первый постулат воспитательной системы Радищева звучит примерно так: человек должен рождаться и расти без принуждения, естественно.

Устно

Свою главную книгу писатель создал в жанре литературного путешествия. Выбор жанра не был случайным для автора, который полагал, что путевые записки дают возможность показать современную ему действительность во всей её полноте и сложности. "Много можно узнать,- писал он,- если бы сыскался или житель столицы, или житель в губернии, или путешествователь, довольно имеющий твердости духа, любящий отечество и правду, а сверх того находяся в независимости своей в особенности, не имел нужды бояться мщения сильных, сделал бы картину преступающих в злоупотреблении властей".

А .Н. Радищев, как этого требовал жанровый канон, открывал книгу посвящением другу - товарищу детства и юности Алексею Михайловичу Кутузову. Произведение Радищева - полемический отклик на книгу немецкого писателя Г.В. Бериша "Путешествие добродетели", переведенную на русский язык А.М. Кутузовым, одним из руководителей русского масонства. Справка-сообщение ученика "Масоны".

Масоны возлагали надежды на нравственное самоусовершенствование человека и восхождение его по ступеням добродетели к идеальному обществу социального равенства и справедливости. В предисловии к "Путешествию добродетели" Кутузов писал: "Возможно ли предпринять путешествие, во время бы которого не увидеть вещей, некогда уже виденных"? Книга Радищева развеивала иллюзии друга: в "Путешествии из Петербурга в Москву" перед читателем вставала новая Россия, которую не видел или не хотел замечать Кутузов, страна, где было узаконено рабство, где главный кормилец нации - крестьянин был задавлен непосильным трудом и бесправным положением в обществе, страна, в недрах которой зрел народный протест.

Писатель ставил перед собой цель - разбудить дремлющие силы "сочувственников", сделать их единомышленниками в борьбе за счастье народа, привлечь на свою сторону колеблющихся, заставить задуматься равнодушных, бросить вызов "жестокосердным".

В "Путешествии:" А.Н. Радищева встречаются такие традиционные для произведений жанра путевых записок мотивы и приемы, как культ дружбы, приём "найденной рукописи", описание разговора с несчастной девушкой, встречи с нищим, посещение крестьянской избы.

"Жанровое своеобразие "Путешествия:".

Усиление ощущения сложности и мозаичности картины мира в "Путешествии из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева через включение в книгу различных жанров:

а) фольклора;

б) древнерусской литературы;

в) новой русской литературы.

В "Путешествии из Петербурга в Москву", книге об исторических судьбах русского народа, закономерно обращение писателя к фольклору:

- Традиционные жанры русской средневековой литературы под пером Радищева также обретали новую жизнь:

- Широко в "Путешествие " А.Н. Радищева входят и жанры новой русской литературы, роднящие её с западноевропейской:

- Радищев включил в "Путешествие:" ряд научно-публицистических форм и жанров:

Написать

Тезисный краткий план прочитанной вами статьи .(Не больше 7-10 тезисов).

 

Пишем

Восьмое ноября

Домашняя работа

1Россия первой половины. Отечественная война 1812 года

2Движение декабристов.

3 Возникновение романтизма

4 Зарождение реализма.

5 Революция в Европе.

 

Смотрим видео https://youtu.be/ZIOxtvgrREE - Только 4 минуты

Выписать

Романтизм-...........................

Реализм-........................................

Читаем!

Эпиграф к уроку

«...Цель литературы - помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты...

М. Горький

 

Ребята, сегодня мы с вами начинаем изучение литературы ХIХ столетия, который называли «золотым веком» русской литературы. Это век Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Достоевского и Толстого. Развивая лучшие традиции древнерусской литературы и литературы ХVIII в., русская литература в ХIХ столетии достигает необычайных высот. Она выходит за национальные рамки и заставляет говорить о себе всю Европу, весь мир. Русских поэтов и писателей не только знают и читают на Западе, но и учатся у них.

Что это было за время в истории нашей страны? Каков художественный мир литературы этого периода? На эти вопросы мы и постараемся ответить в ходе сегодняшнего урока.

 

Общая характеристика русской литературы ХIХ века.

Всю русскую литературу 19 века можно разделить на 2 периода: литература первой половины XIX века и второй половины XIX века. Это литература 19 века- «золотой век».

Важнейшие

исторические события в Европе и России

Общая характеристика развития русской литературы ХIХ века

I половина ХIХ века (1795 — первая половина 1850-х годов)

Открытие Царскосельского лицея (1811). Отечественная война 1812 года. Революционные и национально-освободительные движения в Европе.

Возникновение тайных декабристских организаций в России (1821—1822). Восстание декабристов (1825) и его поражение.

Реакционная политика Николая I. Гонения на свободомыслие в России. Кризис крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций. Революции в Европе (1848—1849), их подавление

Освоение европейского культурного наследия. Внимание к русскому фольклору. Закат классицизма и сентиментализма. Зарождение и расцвет романтизма.

Литературные общества и кружки, издание журналов и альманахов. Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным. Романтические устремления и верность идеям декабристов в творчестве Пушкина и Лермонтова. Зарождение реализма и его сосуществование рядом с романтизмом. Вытеснение поэзии прозой. Переход к реализму и социальной сатире. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы «гоголевской школы» и поэтов-лириков романтического плана

II половина ХIХ века (1852—1895 годы)

Поражение России в Крымской войне. Смерть Николая I (1855).

Подъем демократического движения и крестьянских волнений. Кризис самодержавия.

Отмена крепостного права. Начало буржуазных преобразований.

Демократические идеи народничества. Активизация тайных террористических организаций

Убийство Александра II. Усиление реакционной политики царизма. Теория «малых дел». Рост пролетариата.

Пропаганда идей марксизма.

Усиление цензуры и репрессии прогрессивных писателей (Тургенева, Салтыкова-Щедрина). Ослабление цензурного гнета после смерти Николая I. Развитие драматургии и реалистического романа. Новые темы, проблемы и герои. Ведущая роль журналов «Современник» и «Отечественные записки». Появление плеяды поэтов-народников. Открытие памятника Пушкину в Москве. Запрет на передовые журналы и возрастание роли развлекательной журналистики. Поэзия «чистого искусства». Обличение общественных порядков и социального неравенства. Рост сказочно-легендарных и фантастических сюжетов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: