Задание №1 Изучение личности учащегося и составление
психолого-педагогической характеристики
Знание психологических особенностей учащегося является важным условием эффективности учебно-воспитательных воздействий педагога, основой индивидуального подхода к ребенку. Для изучения личности школьника могут быть использованы разнообразные методы.
В целях первоначального знакомства с учащимся чаще всего используется биографический метод - изучение жизненного пути ребенка по имеющимся документам. Можно просмотреть записи в классном журнале, медицинской карточке. Важно обратить внимание на общее физическое развитие учащегося, состояние здоровья и особенно нервной системы.
Удобным для первого знакомства с учащимся являетсятакже метод беседы. Беседы можно проводить ссамим учащимся, с классным руководителем. Вопросы беседы составляются заранее, а запись данных проводится после беседы, но в отсутствие того, скем проводилась беседа. С помощью данного метода можно получить информацию о направленности личности ребенка.
Метод наблюдения является одним из основных методов психологии и может быть использован на протяжении всей практики. Наблюдение бывает сплошным (наблюдается поведение в целом)или выборочным (отдельные стороны поведения). Главные условия успешности наблюдения - систематичность, фиксация данных, правильная психологическая интерпретация наблюдаемых явлений. Факты, которые характеризуют поведение
ученика, обязательно отражаются в протоколе наблюдения.
Записи в протоколе могут быть сплошными (отмечаются все проявления психики) или выборочными (те, которые непосредственно относятся к определенной стороне личности - например, к характеру, направленности личности и т.д.)
ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА НАБЛЮДЕНИЯ
№ протокола ____ дата ____
Наблюдаемые факты ___________________ Психологическая интерпретация _______1_______________________________________2_________________
Посредством метода наблюдения можно получить информацию об особенностях познавательной деятельности учащегося (память, внимание и т.д.), взаимоотношениях со сверстниками, учителями, свойствах личности (характер, темперамент, способности).
Однако выводы, сделанные на основе наблюдения,как правило, достаточно субъективны.
Более оперативную и объективную информацию можно получить, используя метод эксперимента. При помощи экспериментальных методик чаще всего исследуются индивидуальные особенности психических процессов (памяти, внимания, мышления). Тексты таких методик представлены в данном пособии в приложении 3.1.
Интересный дополнительный фактический материал об ученике можно получить, используя метод психологического анализа продуктов деятельности (рисунков, чертежей, различных поделок, творческих работ,
сочинений и т.д.). Такой анализ позволяет судить об интересах, специальных способностях, воображении, некоторых чертах характера, особенностях речи учащегося и т.д.
Достаточно оперативным и информативным является метод анкетирования.
В последние годы в психологической практике стали широко использоваться разнообразные тесты. Чаще всего они направлены на изучение особенностей интеллекта, творческих способностей, индивидуальных свойств личности. Поскольку тесты являются своеобразным измерительным инструментом, требования ких содержанию достаточно строги. Можно использовать только надежные и валидные тесты.
На основе собранного и обработанного фактического материала составляется психологическая характеристика личности учащегося. При написании характеристики необходимо придерживаться следующих требований:
1.Раскрывая ту или иную особенность личности ученика, следует давать возможно более полное ее описание, ссылаясь на факты наблюдения, эксперимента и других использованных методов. Аргументация психологических выводов - обязательное условие написания характеристики.
2.Характеристика составляется в соответствии со схемой. На титульном листе указывается: на кого и кем составлена характеристика, а также название учебного заведения и год исполнения работы. К характеристике прилагаются фактические материалы.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩЕГОСЯ
1. Общие сведения.
Фамилия, имя, отчество, год рождения ученика, класс, школа. Особенности внешности, физическое развитие, состояние здоровья. Состав семьи, ее моральный и культурный уровень, профессия родителей. Мотивы, обусловившие выбор данного ученика.
2. Учебная работа, дисциплина, отношение к коллективу. Отношение ученика к школе, учебе, труду. Успеваемость по различным предметам в прошлом и текущем учебном году. Состояние дисциплины на уроках, переменах, вне школы. Отношение к учителям, товарищам. Скем дружит, моральные качества друзей. Место ученика в коллективе.
3. Направленность личности.
Составить анкету.
Как тебя зовут?
Есть ли у тебя кумир или идеал?
Кто он?
Кем ты хочешь стать?
Какие у тебя увлечения?
Какие посещаешь кружки? Как давно?
Кто является идеалом школьника? Кем он хочет быть? К чему стремится в жизни? Какими областями науки, искусства, литературы,техники, спорта интересуется? К чему имеет склонности? Глубина, устойчивость интересов.
4. Умственное развитие
Полнота, прочность, систематичность восприятия и наблюдения. При воспроизведении учебного материала следует тексту книги, рассказу учителя или излагает своими словами? Внимателен на уроках или легко отвлекается? (проследить на уроках разных учителей). Быстрота, точность, прочность запоминания учебного материала. Владение приемами осмысленного запоминания. Типы памяти. Сообразительность. Глубина, точность мыслей, умение делать обобщения и выводы. Степень развития речевой культуры. Грамотность письма. Уровень развития общих умственных способностей. Наличие специальных способностей: математических, литературных, лингвистических, музыкальных, спортивных и других.
5. Морально-волевые и эмоциональные особенности характера
Моральные черты характера: скромность, правдивость, вежливость или хвастливость, тщеславие, грубость и т.д.
Уровень притязаний и самооценка. Степень общительности.
Особенности воли. Обдуманность или импульсивность действий, поступков. Работает ровно или рывками? Доводит начатое дело до конца или пасует перед трудностями?
Быстрота возникновения, сила, устойчивость и выразительность чувств. Уравновешенность или склонность к переменам настроения, аффективным вспышкам.
Возможный тип темперамента.
Характеристика заканчивается обобщением, отражающим основные особенности личности ученика, указывающим пути и средства укрепления положительных и устранения отрицательных качеств.