ПРИМЕРНАЯ СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩЕГОСЯ




Задание №1 Изучение личности учащегося и составление

психолого-педагогической характеристики

Знание психологических особенностей учащегося является важным условием эффективности учебно-воспитательных воздействий педагога, основой индивидуального подхода к ребенку. Для изучения личности школьника могут быть использованы разнообразные методы.

В целях первоначального знакомства с учащимся чаще всего ис­пользуется биографический метод - изучение жизненного пути ребенка по имеющимся документам. Можно просмотреть записи в классном журна­ле, медицинской карточке. Важно обратить внимание на общее физичес­кое развитие учащегося, состояние здоровья и особенно нервной сис­темы.

Удобным для первого знакомства с учащимся являетсятакже метод беседы. Беседы можно проводить ссамим учащимся, с классным руководите­лем. Вопросы беседы составляются заранее, а запись данных проводит­ся после беседы, но в отсутствие того, скем проводилась беседа. С помощью данного метода можно получить информацию о направленности личности ребенка.

Метод наблюдения является одним из основных методов психоло­гии и может быть использован на протяжении всей практики. Наблюде­ние бывает сплошным (наблюдается поведение в целом)или выборочным (отдельные стороны поведения). Главные условия успешности наблюде­ния - систематичность, фиксация данных, правильная психологическая интерпретация наблюдаемых явлений. Факты, которые характеризуют по­ведение

ученика, обязательно отражаются в протоколе наблюдения.

Записи в протоколе могут быть сплошными (отмечаются все прояв­ления психики) или выборочными (те, которые непосредственно отно­сятся к определенной стороне личности - например, к характеру, на­правленности личности и т.д.)

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА НАБЛЮДЕНИЯ

№ протокола ____ дата ____

Наблюдаемые факты ___________________ Психологическая интерпретация _______1_______________________________________2_________________

Посредством метода наблюдения можно получить информацию об особенностях познавательной деятельности учащегося (память, внима­ние и т.д.), взаимоотношениях со сверстниками, учителями, свой­ствах личности (характер, темперамент, способности).

Однако выводы, сделанные на основе наблюдения,как правило, достаточно субъективны.

Более оперативную и объективную информацию можно получить, ис­пользуя метод эксперимента. При помощи экспериментальных методик чаще всего исследуются индивидуальные особенности психических про­цессов (памяти, внимания, мышления). Тексты таких методик представ­лены в данном пособии в приложении 3.1.

Интересный дополнительный фактический материал об ученике мож­но получить, используя метод психологического анализа продуктов деятельности (рисунков, чертежей, различных поделок, творческих работ,

сочинений и т.д.). Такой анализ позволяет судить об интере­сах, специальных способностях, воображении, некоторых чертах характера, особенностях речи учащегося и т.д.

Достаточно оперативным и информативным является метод анкети­рования.

В последние годы в психологической практике стали широко ис­пользоваться разнообразные тесты. Чаще всего они направлены на изу­чение особенностей интеллекта, творческих способностей, индивиду­альных свойств личности. Поскольку тесты являются своеобразным измерительным инструментом, требования ких содержанию достаточно строги. Можно использовать только надежные и валидные тесты.

На основе собранного и обработанного фактического материала составляется психологическая характеристика личности учащегося. При написании характеристики необходимо придерживаться следующих требований:

1.Раскрывая ту или иную особенность личности ученика, следует давать возможно более полное ее описание, ссылаясь на факты наблю­дения, эксперимента и других использованных методов. Аргументация психологических выводов - обязательное условие написания характе­ристики.

2.Характеристика составляется в соответствии со схемой. На ти­тульном листе указывается: на кого и кем составлена характеристи­ка, а также название учебного заведения и год исполнения работы. К характеристике прилагаются фактические материалы.

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩЕГОСЯ

1. Общие сведения.

Фамилия, имя, отчество, год рождения ученика, класс, школа. Осо­бенности внешности, физическое развитие, состояние здоровья. Состав семьи, ее моральный и культурный уровень, профессия родителей. Мо­тивы, обусловившие выбор данного ученика.

2. Учебная работа, дисциплина, отношение к коллективу. Отношение ученика к школе, учебе, труду. Успеваемость по раз­личным предметам в прошлом и текущем учебном году. Состояние дис­циплины на уроках, переменах, вне школы. Отношение к учителям, товарищам. Скем дружит, моральные качества друзей. Место ученика в коллективе.

3. Направленность личности.

Составить анкету.

Как тебя зовут?

Есть ли у тебя кумир или идеал?

Кто он?

Кем ты хочешь стать?

Какие у тебя увлечения?

Какие посещаешь кружки? Как давно?

Кто является идеалом школьника? Кем он хочет быть? К чему стре­мится в жизни? Какими областями науки, искусства, литературы,техники, спорта интересуется? К чему имеет склонности? Глубина, устойчи­вость интересов.

4. Умственное развитие

Полнота, прочность, систематичность восприятия и наблюдения. При воспроизведении учебного материала следует тексту книги, расска­зу учителя или излагает своими словами? Внимателен на уроках или легко отвлекается? (проследить на уроках разных учителей). Быстрота, точность, прочность запоминания учебного материала. Владение прие­мами осмысленного запоминания. Типы памяти. Сообразитель­ность. Глубина, точность мыслей, умение делать обобщения и выводы. Степень развития речевой культуры. Грамотность письма. Уровень раз­вития общих умственных способностей. Наличие специальных способнос­тей: математических, литературных, лингвистических, музыкальных, спортивных и других.

5. Морально-волевые и эмоциональные особенности характера

Моральные черты характера: скромность, правдивость, вежливость или хвастливость, тщеславие, грубость и т.д.

Уровень притязаний и самооценка. Степень общительности.

Особенности воли. Обдуманность или импульсивность действий, поступков. Работает ровно или рывками? Доводит начатое дело до кон­ца или пасует перед трудностями?

Быстрота возникновения, сила, устойчивость и выразительность чувств. Уравновешенность или склонность к переменам настроения, аф­фективным вспышкам.

Возможный тип темперамента.

Характеристика заканчивается обобщением, отражающим основные особенности личности ученика, указывающим пути и средства укрепления положительных и устранения отрицательных качеств.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: