ЦАРСТВО БОЖИЕ ВНУТРИ ВАС, ИЛИ ХРИСТИАНСТВО НЕ КАК МИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ, А КАК НОВОЕ ЖИЗНЕПОНИМАНИЕ




Лев Николаевич Толстой

Царство Божие внутри вас

 

 

Rem1: Эта кни­га - ито­го­вое, са­мое пол­ное ис­сле­до­ва­ние Л.Н.Толс­то­го по те­ории, а, от­час­ти, и по прак­ти­ке неп­ро­тив­ле­ния злу на­си­ли­ем, не­сов­мес­ти­мос­ти го­су­дарст­ва и хрис­ти­анст­ва

 

ЦАРСТВО БОЖИЕ ВНУТРИ ВАС, ИЛИ ХРИСТИАНСТВО НЕ КАК МИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ, А КАК НОВОЕ ЖИЗНЕПОНИМАНИЕ

 

Познаете ис­ти­ну, и ис­ти­на ос­во­бо­дит вас. Ио­анн. VII, 32 И не бой­тесь уби­ва­ющих те­ло, ду­ши же мо­гу­щих убить, а бой­тесь бо­лее то­го, кто мо­жет и ду­шу и те­ло по­гу­бить в ге­ен­не. Матф. X, 28 Вы куп­ле­ны до­ро­гою це­ною - не де­лай­тесь ра­ба­ми че­ло­ве­ков. К Ко­рин­фя­нам VII, 22

В 1884 го­ду я на­пи­сал кни­гу под заг­ла­ви­ем: "В чем моя ве­ра?" В кни­ге этой я дей­ст­ви­тельно из­ло­жил то, во что я ве­рю. Из­ла­гая свою ве­ру в уче­ние Хрис­та, я не мог не выс­ка­зать и то­го, по­че­му я не ве­рю и счи­таю заб­луж­де­ни­ем ту цер­ков­ную ве­ру, ко­то­рая обык­но­вен­но на­зы­ва­ет­ся хрис­ти­анст­вом. В чис­ле мно­гих отс­туп­ле­ний это­го уче­ния Хрис­та я ука­зы­вал на глав­ное отс­туп­ле­ние, имен­но - на неп­риз­на­ние за­по­ве­ди неп­ро­тив­ле­ния злу на­си­ли­ем, оче­вид­нее дру­гих отс­туп­ле­ний ука­зы­ва­ющее на изв­ра­ще­ние цер­ков­ным уче­ни­ем уче­ния Хрис­та. Я очень ма­ло знал, как и все мы, о том, что де­ла­лось и бы­ло про­по­ве­ду­емо и пи­са­но в преж­нее вре­мя по воп­ро­су о неп­ро­тив­ле­нии злу. Я знал то, что бы­ло выс­ка­за­но об этом пред­ме­те у от­цов церк­ви - Ори­ге­на, Тер­тул­ли­ана и дру­гих, знал и о том, что су­щест­во­ва­ли и су­щест­ву­ют не­ко­то­рые, так на­зы­ва­емые, сек­ты ме­но­ни­тов, герн­гу­те­ров, ква­ке­ров, ко­то­рые не до­пус­ка­ют для хрис­ти­анст­ва упот­реб­ле­ния ору­жия и не идут в во­ен­ную служ­бу; но что бы­ло сде­ла­но эти­ми, так на­зы­ва­емы­ми, сек­та­ми для разъясне­ния это­го воп­ро­са, бы­ло мне ма­ло из­вест­но. Кни­га моя, как я и ожи­дал, бы­ла за­дер­жа­на рус­ской цен­зу­рой, но от­час­ти вследст­вие мо­ей ре­пу­та­ции как пи­са­те­ля, от­час­ти по­то­му, что она за­ин­те­ре­со­ва­ла лю­дей, кни­га эта расп­рост­ра­ни­лась в ру­ко­пи­сях и ли­тог­ра­фи­ях в Рос­сии и в пе­ре­во­дах за гра­ни­цей и выз­ва­ла, с од­ной сто­ро­ны, от лю­дей, раз­де­ля­ющих мои мыс­ли, ряд све­де­ний о со­чи­не­ни­ях, пи­сан­ных об этом же пред­ме­те, с дру­гой сто­ро­ны, ряд кри­тик на мыс­ли, выс­ка­зан­ные в са­мой кни­ге. Как то, так и дру­гое, вмес­те с ис­то­ри­чес­ки­ми яв­ле­ни­ями пос­лед­не­го вре­ме­ни, вы­яс­ни­ло для ме­ня очень мно­гое и при­ве­ло ме­ня к но­вым вы­во­дам и зак­лю­че­ни­ям, ко­то­рые я и хо­чу выс­ка­зать. Преж­де ска­жу о тех све­де­ни­ях, ко­то­рые я по­лу­чил об ис­то­рии воп­ро­са о неп­ро­тив­ле­нии злу; по­том о тех суж­де­ни­ях об этом воп­ро­се, ко­то­рые бы­ли выс­ка­за­ны как ду­хов­ны­ми, т.е. ис­по­ве­ду­ющи­ми хрис­ти­анс­кую ре­ли­гию, кри­ти­ка­ми, так и светс­ки­ми, т.е. не ис­по­ве­ду­ющи­ми хрис­ти­анс­кую ре­ли­гию; и, на­ко­нец, те вы­во­ды, к ко­то­рым я был при­ве­ден и те­ми и дру­ги­ми, и ис­то­ри­чес­ки­ми со­бы­ти­ями пос­лед­не­го вре­ме­ни.

 

I

 

Од­ним из пер­вых отк­ли­ков на мою кни­гу бы­ли письма от аме­ри­канс­ких ква­ке­ров. В письмах этих, вы­ра­жая свое со­чувст­вие мо­им взгля­дам о не­за­кон­нос­ти для хрис­ти­ани­на вся­ко­го на­си­лия и вой­ны, ква­ке­ры со­об­щи­ли мне под­роб­нос­ти о сво­ей, так на­зы­ва­емой, сек­те, бо­лее 200 лет ис­по­ве­ду­ющей на де­ле уче­ние Хрис­та о неп­ро­тив­ле­нии злу на­си­ли­ем и не упот­реб­ляв­шей и те­перь не упот­реб­ля­ющей для за­щи­ты се­бя ору­жия. Вмес­те с письма­ми ква­ке­ры при­сы­ла­ли мне свои бро­шю­ры, жур­на­лы и кни­ги. Из этих прис­лан­ных мне ими жур­на­лов, бро­шюр и книг я уз­нал, до ка­кой сте­пе­ни уже мно­го лет то­му на­зад ими не­оп­ро­вер­жи­мо бы­ла до­ка­за­на для хрис­ти­ани­на обя­зан­ность вы­пол­не­ния за­по­ве­ди о неп­ро­тив­ле­нии злу на­си­ли­ем и бы­ла об­ли­че­на неп­ра­вильность цер­ков­но­го уче­ния, до­пус­ка­юще­го каз­ни и вой­ны. Це­лым ря­дом рас­суж­де­ний и текс­тов до­ка­зав то, что с ре­ли­ги­ей, ос­но­ван­ной на ми­ро­лю­бии и бла­го­во­ле­нии к лю­дям, не­сов­мес­ти­ма вой­на, т.е. ка­ле­че­ние и убий­ст­во лю­дей, ква­ке­ры ут­верж­да­ют и до­ка­зы­ва­ют, что нич­то столько не со­дей­ст­во­ва­ло за­тем­не­нию Хрис­то­вой ис­ти­ны в гла­зах языч­ни­ков и не ме­ша­ло расп­рост­ра­не­нию хрис­ти­анст­ва в ми­ре, как неп­риз­на­ние этой за­по­ве­ди людьми, име­но­вав­ши­ми се­бя хрис­ти­ана­ми, - как раз­ре­ше­ние для хрис­ти­ан вой­ны и на­си­лия. "Хрис­то­во уче­ние, во­шед­шее в соз­на­ние лю­дей не пос­редст­вом ме­ча и на­си­лия, го­во­рят они, а пос­редст­вом неп­ро­тив­ле­ния злу, пос­редст­вом кро­тос­ти, сми­ре­ния и ми­ро­лю­бия, - только при­ме­ром ми­ра, сог­ла­сия и люб­ви меж­ду сво­ими пос­ле­до­ва­те­ля­ми и мо­жет расп­рост­ра­ниться в ми­ре". "Хрис­ти­анин, по уче­нию са­мо­го Бо­га, мо­жет быть ру­ко­во­дим в от­но­ше­ни­ях к лю­дям только ми­ро­лю­би­ем, и по­то­му не мо­жет быть та­ко­го ав­то­ри­те­та, ко­то­рый зас­та­вил бы хрис­ти­ани­на дей­ст­во­вать про­тив­но уче­нию Бо­га и глав­но­го свой­ст­ва хрис­ти­ани­на по от­но­ше­нию сво­их близ­ких". "Пра­ви­ло го­су­дарст­вен­ной не­об­хо­ди­мос­ти, го­во­рят они, мо­жет зас­та­вить из­ме­нить за­ко­ну Бо­га тех, ко­то­рые ра­ди жи­тей­ских вы­год ста­ра­ют­ся сог­ла­сить не­сог­ла­си­мое, но для хрис­ти­ани­на, ко­то­рый ис­тин­но ве­рит то­му, что сле­до­ва­ние уче­нию Хрис­та да­ет ему спа­се­ние, пра­ви­ло это не мо­жет иметь ни­ка­ко­го зна­че­ния". Зна­комст­во с де­ятельностью ква­ке­ров и их со­чи­не­ни­ями: с Фок­сом, Пэ­ном и в осо­бен­нос­ти с кни­гой Дай­мон­да (Dymond) 1827 г. - по­ка­за­ло мне, что не только дав­ным-дав­но соз­на­на не­воз­мож­ность со­еди­не­ния хрис­ти­анст­ва с на­си­ли­ем и вой­ною, но что эта не­сов­мес­ти­мость дав­ным-дав­но так яс­но и не­сом­нен­но до­ка­за­на, что на­до только удив­ляться, ка­ким об­ра­зом мо­жет про­дол­жаться это не­воз­мож­ное со­еди­не­ние хрис­ти­анс­ко­го уче­ния с на­си­ли­ем, ко­то­рое про­по­ве­до­ва­лось и про­дол­жа­ет про­по­ве­до­ваться церк­ва­ми. Кро­ме све­де­ний, по­лу­чен­ных мною от ква­ке­ров, око­ло это­го же вре­ме­ни я по­лу­чил то­же из Аме­ри­ки све­де­ния о том же пред­ме­те из со­вер­шен­но дру­го­го и преж­де мне вов­се не­из­вест­но­го ис­точ­ни­ка. Сын Вильяма Ллой­да Гар­ри­со­на, зна­ме­ни­то­го бор­ца за сво­бо­ду нег­ров, пи­сал мне, что, проч­тя мою кни­гу, в ко­то­рой он на­шел мыс­ли, сход­ные с те­ми, ко­то­рые бы­ли вы­ра­же­ны его от­цом в 1838 го­ду, он, по­ла­гая, что мне бу­дет ин­те­рес­но уз­нать это, при­сы­ла­ет мне сос­тав­лен­ную его от­цом поч­ти 50 лет на­зад дек­ла­ра­цию или про­возг­ла­ше­ние неп­ро­тив­ле­ния - "Non re­sis­tan­ce". Про­возг­ла­ше­ние это воз­ник­ло при сле­ду­ющих ус­ло­ви­ях: Вильям Ллойд Гар­ри­сон, рас­суж­дая в су­щест­во­вав­шем в 1838 го­ду в Аме­ри­ке об­щест­ве для ус­та­нов­ле­ния ми­ра меж­ду людьми о ме­рах прек­ра­ще­ния вой­ны, при­шел к зак­лю­че­нию, что ус­та­нов­ле­ние все­об­ще­го ми­ра мо­жет быть ос­но­ва­но только на яв­ном приз­на­нии за­по­ве­ди неп­ро­тив­ле­ния злу на­си­ли­ем (Мф. V, 39) во всем ее зна­че­нии, так, как по­ни­ма­ют ее ква­ке­ры, с ко­то­ры­ми Гар­ри­сон на­хо­дил­ся в дру­жес­ких от­но­ше­ни­ях. При­дя к та­ко­му зак­лю­че­нию, Гар­ри­сон и сос­та­вил тог­да и пред­ло­жил об­щест­ву сле­ду­ющее про­возг­ла­ше­ние, ко­то­рое бы­ло под­пи­са­но тог­да, в 1838 го­ду, мно­ги­ми чле­на­ми.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: