ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по дисциплине "Воспитательная работа"

Тема № 6. Психологическая работа

Занятие № 3. Индивидуально-психологическое изучение военнослужащих

Методическая разработка

одобрена на заседании

предметно–методической

комиссии кафедры

Протокол № ___

от "___" _________ 2011 г.

 

 

г. Санкт-Петербург

 

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

Учебная цель:

1. Студенты должны знать методику работы по индивидуально-психологическому изучению военнослужащих

2. Иметь понятие об основных этапах психологического изучения военнослужащих, их содержание, средствах психологического изучения военнослужащих и воинского коллектива.

3. Студенты должны практически овладеть методикой организации и проведения социометрических исследования и анкетирований по тестам «ПРОГНОЗ-2» (нервно-психическая неустойчивость) и «АДАПТИВНОСТЬ», «Опросник агрессивности Басса – Дарки!», шкала стресса по Котеневу.

 

Воспитательная цель:

 

- воспитание у студентов (будущих офицеров) ответственности за проведение военно-психологической работы среди подчиненных.

 

ВРЕМЯ: 4 часа.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ

На изучение данной темы отводится 34 часа.

Вид учебного занятия – практическое занятие.

 

При подготовке к учебным занятиям необходимо:

- изучить приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2005 г. №79 “О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных силах Российской Федерации”;

- приложение к приказу МО РФ 1997 года - Руководство по психологической работе в ВС РФ (на мирное время);

- определить и четко сформулировать цели темы и произвести расчет времени, необходимого для изучения основных вопросов;

- не позднее, чем за три дня до начала занятия, утвердить план проведения занятия по данной теме у начальника цикла, а в день, предшествующий проведению учебного занятия, проверить готовность учебной аудитории, средств ТСО, плакатов, слайдов и другого вспомогательного материала и материальных средств.

 

Занятие проводится методом практического занятия.

Практические занятия – вид учебных занятий, нацеленных на формирование у обучающихся умений, путем непосредственного многократного применения полученных знаний в учебных ситуациях. В ходе практического занятия систематизируются, углубляются и закрепляются теоретические знания, совершенствуется профессиональная подготовка, формируются умения решения практических задач, организации мероприятий воспитательной работы с подчиненными, морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил).

На практическом занятии в центре внимания стоят вопросы формирования у студентов умений анализировать учебную информацию, активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение; развития у обучающихся научного мышления. Главное содержание практического занятия – практическая работа обучающихся, оценка качества усвоения обучающимися учебного материала.

При проведении практического занятия учитывать выявленные психологической наукой закономерности трансформации знаний в умения. Последовательность этого перехода: знания – начальные умения – сложные умения. Обязательным условием формирования умений является достижение понимания обучающимися логики и структуры решения задач определенного класса путем визуальной, аудиальной, деятельностной демонстрации.

При подготовке практического занятия преподаватель должен определить: «Какие умения должны отрабатываться?», «Какие уровни их отработки должны определяться в целевых установках занятий?». Занятие проводить по одной из следующих наиболее широко распространенных методических схем: индивидуальной, микроуровневой, индивидуально-групповой, экспертной, групповой, ролевой.

В начале занятия преподаватель проводит входной контроль по основным категориям темы, как правило, предлагает обучающимся решить несколько задач. Задачи должны быть подобны тем, которые ранее были предложены студентам в качестве задания на самостоятельную работу.

При подведении итогов занятия преподаватель кратко отмечает степень отработки учебных задач, акцентирует внимание обучающихся на проблемах, решение которых вызвало наибольшее затруднение. Обязательно указывает, на какие вопросы следует обратить особое внимание и выдает задание на самостоятельную работу.

 

 

РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

 

  № п/п     Содержание занятия   Время (минут)
    Вводная часть    
    Основная часть: - 1 учебный вопрос        
    Заключительная часть    

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТСО И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

 

В ходе занятия преподаватель для систематизации и большей наглядности с помощью проектора высвечивает на экран подготовленные слайды. Для наглядности также используется классная доска и плакаты.

Материальное обеспечение: методическая разработка, презентация, ноутбук, мультимедийный проектор, указка, учебная литература, видеонарезка по теме.

Литература и пособия:

1. Резник Н.И. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации / Н.И. Резник, – М.: ГУВР ВС РФ, 2005 г. – 344 с.

2. Настольная книга войскового психолога, офицера по организации общественно-государственной подготовки и военно-социальной работы / Региональное общественное движение «За права военнослужащих» – М.:«За права военнослужащих», 2003 г.

3. Приложение к приказу МО РФ 1997 года - Руководство по психологической работе в ВС РФ (на мирное время).

 

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Методика работы по индивидуально-психологическому изучению военнослужащих  

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

 

1. Заслушать доклад дежурного по взводу о наличии студентов, проверить внешний вид и готовность личного состава взвода к занятию.

2. Проверить наличие студентов на учебном занятии по журналу успеваемости, отметить отсутствующих.

3. Объявить тему, цели занятия, учебные вопросы и перейти к основной части занятия.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учебный вопрос № 1. Методика работы по индивидуально-психологическому изучению военнослужащих

  Воспитание военнослужащих - сложный, многоплановый процесс профессиональной деятельности сержантов (старшин) подразделения. Его действенность во многом определяется способностью младших командиров обеспечить индивидуальный подход к каждому подчиненному.  
     
  Индивидуально-психологические качества военнослужащего представляют собой совокупность сформировавшихся компонентов его личности. Их содержание предопределяется ведущими психическими свойствами человека, в числе которых направленность, темперамент, характер и способности. Направленность личности военнослужащего проявляется в общих и частных целях воинской службы, нравственных взглядах, убеждениях, идеалах, жизненных установках, общем кругозоре, мотивах поведения, профессиональной подготовки, военно-профессиональной деятельности, целеустремленности при достижении значимых для военнослужащего жизненных целей. Темперамент военнослужащего определяется типом нервной системы (холерическим, сангвиническим, меланхолическим или флегматическим) и проявляется в его подвижности или усидчивости, общительности, эмоциональности. Показателями проявления характера военнослужащего являются: сила; отношение к коллективу, командиру (начальнику), себе, товарищам, военно-профессиональной деятельности; целеустремленность; устойчивость и работоспособность; принципиальность и ответственность при решении военно-профессиональных задач, выполнение социально-значимой работы; отношение к материальным и моральным стимулам. Способности военнослужащего отражаются в овладении им различными видами военно-профессиональной и другой деятельности. Представленные психические свойства личности военнослужащего проявляются преимущественно в сфере его межличностных отношений. Однако они также находят свое отражение в виде индивидуально-психологических качеств и в его военно-профессиональной деятельности. Наиболее существенными являются интеллектуальные и познавательные качества. Они в значительной степени характеризуются способностью к анализу, обобщению, сравнению; склонностями к конкретному виду военно-профессиональной деятельности; ведущими интересами и их направленностью (что читает, чем увлекается); методическими навыками в самостоятельной работе по самосовершенствованию; уровнем внимания и наблюдательности; характеристиками памяти и др. Не менее существенными для военнослужащего являются волевые качества. К числу профессионально важных из них относятся целеустремленность, самообладание, решительность, самостоятельность, настойчивость, способность принимать самостоятельные решения и добиваться их выполнения, инициативность, исполнительность. Весьма сильное влияние на полноту и качество профессиональной деятельности военнослужащего оказывают его эмоциональные качества. Они отражаются во внутреннем (эмоциональном) отношении военнослужащего к явлениям и объектам окружающего мира, побуждая его к активности, преодолению трудностей. Эмоциональные качества характеризуются направленностью переживаний, сформированностью чувства профессионального долга, способностью управлять своим эмоциональным состоянием в экстремальных условиях военно-профессиональной деятельности. Привычки военнослужащего - это тоже его индивидуально-психологические качества. Они могут быть как положительные, так и отрицательные. К положительным относятся профессиональная аккуратность, исполнительность, ответственность за решение различных задач военно-профессиональной деятельности, профессиональной подготовки, воинской службы, социально-значимой работы; непримиримость к недостаткам и т.д. К отрицательным -невыдержанность, грубость, сквернословие, неряшливость, несобранность и др. Дисциплинированность (индивидуально-психологическое качество военнослужащего) рассматривается как совокупный (интегральный) показатель. Она отражает уровень военно-профессиональной воспитанности подчиненного, а также то, насколько он способен управлять своим поведением в соответствии с требованиями уставов. Признаками дисциплинированности выступают знание и выполнение уставных требований, наличие и характер взысканий и поощрений, организованность, аккуратность, пунктуальность, исполнительность, честность, правдивость, искренность. Следует отметить, что изучение индивидуально-психологических качеств подчиненных - сложная, но весьма важная задача младшего командира. От ее решения во многом зависит эффективность его воспитательной деятельности. Следовательно, он заинтересован в овладении соответствующими «инструментами» получения необходимой ему информации. Ими являются методы изучения (диагностики) индивидуально-психологических качеств военнослужащих. Как показывает практика, преимущественными из них в работе сержантов (старшин) выступают методы наблюдения, познавательной (диагностической) беседы и анализа результатов деятельности. Наиболее доступным и широко применяемым методом является наблюдение. Это изучение индивидуально-психологических качеств военнослужащих на основе анализа их внешнего проявления в естественных условиях военно-профессиональной деятельности. Оно предполагает систематическое накопление фактов, характеризующих поступки, поведение, суждения, проявления личностных особенностей подчиненного, позволяющее сделать выводы об уровне развития и направленности его индивидуально-психологических качеств. Вместе с тем внешняя сторона поведенческой активности (жесты, речевые особенности и др.) является только эмпирическим, исходным материалом, а действительным предметом изучения служит психическое содержание. Поэтому главным в наблюдении является правильное толкование психологического смысла внешне наблюдаемых явлений. Впечатления о личностных качествах, эмоциональном состоянии подчиненного дополняют наблюдения за ритмикой движения, походкой, типической позой военнослужащего, а также физиогномикой - проявлением личностных особенностей в мимике. Известно, что информационная нагрузка словесного общения занимает менее 35 %, а более 65 % передается с помощью невербальных средств общения (мимика, жесты, взгляд, интонация голоса и др.). Вот почему так важно научиться невербальному изучению подчиненного, определению его состояния по внешнему проявлению. В то же время практика показывает, что не всегда можно судить о военнослужащем только по его внешнему виду или отдельным поступкам, делать выводы на основе единичного наблюдения. Порой по одному ошибочному (несознательному) поступку подчиненного либо его взгляду младший командир оценивает его «неспособным», «пассивным», «недисциплинированным» и др. Результаты наблюдения требуют систематического анализа, в процессе которого сержантом (старшиной) изучаются и сопоставляются выявленные факты, выделяются наиболее характерные личностные проявления подчиненного, а полученные результаты уточняются с помощью других психолого-педагогических методов. Войсковая и флотская практика показывает, что эта задача достаточно успешно решается в ходе индивидуальной беседы с военнослужащим, которая предусматривает достижение как диагностической (изучение индивидуально-психологических качеств), так и воспитательной цели. Индивидуальная диагностическая (познавательная) беседа представляет собой изучение индивидуально-психологических качеств конкретного военнослужащего на основе анализа содержания его ответов (биографической и другой информации, оценочных суждений и т.д.) на заранее определенный перечень вопросов. Это также один из доступных, важных и действенных методов изучения. В ее ходе младший командир имеет возможность не только глубже узнать внутренний мир подчиненного, его взгляды, убеждения, идеалы, но и поддержать положительные устремления, нацелить его на военно-профессиональное совершенствование, вдохновить на полезные дела, обратить внимание на недостатки и помочь в их устранении. Эффективность индивидуальной диагностической беседы во многом зависит от соблюдения определенных педагогических условии. К ним относятся: четкое понимание младшим командиром, что ему необходимо узнать о подчиненном; тщательную подготовку к беседе; активность беседы со стороны командира; непринужденность, допустимую откровенность, принципиальность. Педагогическая режиссура диагностической беседы с подчиненным во многом зависит от тех обратных связей, которые формируются в процессе взаимодействия стихийно или как результат умелых психолого-педагогических действий сержанта (старшины). Их формирование может быть облегчено использованием некоторых психолого-педагогических советов: • целесообразно избирать тему для начала диагностической беседы обязательно с учетом интересов подчиненного. Это могут быть служебные или социально-бытовые вопросы, проблемы здоровья, взаимоотношений с близкими и многое другое;• беседуя с подчиненным, важно проявлять искренний интерес к нему как личности, его взглядам, суждениям и т.д.; • необходимо поощрять стремление подчиненного рассказывать о себе. Чем чаще младший командир это делает, тем более полными и достоверными могут быть результаты диагностической беседы. Следующим методом изучения подчиненного, рекомендуемым для применения сержантами и старшинами, выступает метод анализа результатов деятельности. По своей сути это изучение индивидуально-психологических качеств военнослужащего на основе анализа результатов его военно-профессиональной деятельности. Он предусматривает учет младшим командиром действий и поступков подчиненных, достижений и недостатков в выполнении служебных обязанностей, что позволяет сделать вывод о направленности личности подчиненного (его потребностях, мотивах и целях), особенностях его характера, уровне сформированности жизненной позиции и др. В то же время анализ объема и качества выполнения служебных обязанностей может дать информацию о профессиональных знаниях, навыках, умениях и привычках подчиненного, его отношении к служебным обязанностям и т.п. Кроме изложенных основных методов изучения индивидуально-психологических качеств военнослужащих в этой сфере профессиональной деятельности младших командиров применяются и ряд других. Среди них не менее эффективными являются метод независимых характеристик (предполагает изучение индивидуально-психологических качеств военнослужащих на основе анализа высказываний о нем других, не находящихся в его подчинении лиц) и биографический метод, суть которого заключается в изучении подчиненного на основе анализа социально-психологических условий его предшествующего развития. Следует учитывать, что применение рассмотренных психолого-педагогических методов изучения индивидуально-психологических качеств военнослужащих дает младшему командиру достаточно объемный материал для формирования вывода о психологических особенностях и профессиональных возможностях подчиненных. Однако каждый вывод в отдельности не обеспечивает полную объективность результатов. Этот показатель может повышаться лишь при условии комплексного (совместного) применения полученной информации, что служит обязательным условием эффективности проводимой индивидуально-воспитательной работы.  
     
  Под индивидуальной воспитательной работой понимается целенаправленное психолого-педагогическое взаимодействие младшего командира и подчиненных с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием наиболее целесообразных в конкретной воспитательной ситуации форм, методов, средств и приемов воспитания. Ее главной целью является создание таких условий для подчиненного, которые бы обеспечили формирование всесторонне развитого и качественно подготовленного военнослужащего, способного эффективно решать свои профессиональные задачи в любой обстановке. Индивидуально-воспитательная работа в отделении, расчете, экипаже, взводе организуется в соответствии с требованиями Устава внутренней службы ВС РФ, в котором ее проведение всеми категориями командиров определено в качестве их прямой обязанности. Это предполагает осуществление целого ряда психолого-педагогических действий, изложение которых в определенной системе позволяет определить алгоритм индивидуальной воспитательной работы, включающий пять элементов (этапов) (см. схему).  
     
   
     
  ПЕРВЫМ ЭЛЕМЕНТОМ алгоритма выступает определение тех профессионально-значимых (важных) качеств личности подчиненного, которые будут положительно влиять на результативность его военно-профессиональной деятельности. Эта задача решается специалистами-психологами, составляющими профессиограммы конкретных воинских специальностей. В рамках ВТОРОГО ЭЛЕМЕНТА осуществляется диагностика (изучение) индивидуально-психологических качеств военнослужащего с последующим уточнением, накоплением и систематизацией их показателей. Для решения этой задачи используются рассмотренные выше методы диагностики. Здесь же определяется соответствие их уровня профессиограммным требованиям и формируются цели воспитания, в которых находят отражение ответы на три вопроса: Какие качества личности необходимо у подчиненного сформировать? Какие развить до нужного уровня (совершенствовать)? Какие следует расформировать (изжить) или снизить до их допустимого значения? ТРЕТИЙ ЭЛЕМЕНТ алгоритма предполагает выбор наиболее целесообразных (эффективных) для конкретного военнослужащего форм, методов, средств и приемов воспитательного взаимодействия (воздействия). В ходе решения задач ЧЕТВЕРТОГО ЭЛЕМЕНТА осуществляется собственно индивидуальное воспитательное взаимодействие с учетом результатов и решений, принятых в рамках второго и третьего элементов. Заключительный ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ алгоритма предусматривает анализ результативности проводимой индивидуально-воспитательной работы, а также внесение при необходимости соответствующих корректив (уточнение или изменение целей воспитания, форм, методов, средств и приемов индивидуально-воспитательного взаимодействия и др.). Анализ предложенной схемы показывает, что практически каждый из ее элементов связан с другим, что позволяет учитывать изменения, гибко реагировать на новую психолого-педагогическую информацию, касающуюся подчиненного. К тому же поддержание постоянной связи между элементами алгоритма обеспечивает непрерывность ее проведения. Достижение поставленных целей воспитательной работы возможно лишь в рамках ее конкретной формы. По своей сути формы индивидуальной воспитательной работы - это организационная сторона воспитательной деятельности, отражающая ее место, продолжительность, характер и особенности педагогического взаимодействия с подчиненным. Анализ войсковой и флотской практики позволяет определить, что ее наиболее характерными формами в отделении, расчете, экипаже выступают беседа, задания и поручения, а также индивидуальная помощь военнослужащему. Индивидуальная воспитательная беседа представляет собой конфиденциальный словесный обмен сержанта (старшины) и военнослужащего личными идеями, убеждениями, моральными ценностями и другой информацией с целью формирования у подчиненного необходимых личностно-значимых военно-профессиональных качеств. Она выступает основной, наиболее широко применяемой и результативной формой воспитательного взаимодействия с подчиненным. Анализ педагогической практики сержантов (старшин) ряда воинских подразделений показывает, что если принять все формы воспитания за единицу, то ее вес в структуре индивидуальной воспитательной работы колеблется в пределах 0,45-0,55. Каждая индивидуальная беседа требует предварительной подготовки: знания индивидуально-психологических качеств подчиненного; определения цели, времени и места ее проведения; продумывания плана, вопросов и методики (вступление в разговор, создание непринужденной обстановки, выход на интересующие вопросы и т.д.). Наиболее результативно беседа проходит в непринужденной обстановке, когда военнослужащий в большей степени предрасположен к разговору: во время дежурства, обеденного перерыва (если у него нет на это время собственных планов), в часы вечернего отдыха и т.д. Признавая достаточную воспитательную эффективность индивидуальной беседы, нельзя преувеличивать ее значение в педагогической практике младших командиров. Для того чтобы она сыграла свою положительную роль, ее необходимо сочетать с другими формами индивидуального воспитания. Среди них особо выделяются индивидуальные задания и поручения. Их суть заключается в преднамеренном обязательстве подчиненного решать те практические задачи, которые повлияют на формирование, закрепление и развитие необходимых ему военно-профессиональных личностных свойств и качеств. Эффективной формой воспитательной работы сержантов (старшин) в последние годы зарекомендовала себя индивидуальная помощь подчиненному. Она представляет собой оказание содействия подчиненному в решении проблем, возникающих в его развитии, выполнении служебных обязанностей или личной жизни. Для реализации данной формы в своей воспитательной практике младший командир должен хорошо знать подчиненных, а также положение дел в экипаже, расчете, отделении. Оказывая индивидуальную помощь подчиненному, сержант (старшина) помогает ему преодолеть возникающие трудности, что формирует у военнослужащего положительное отношение к командиру (начальнику) и, следовательно, повышает эффект его воспитательной работы. Рассмотренные и другие применяемые в воспитательной практике формы могут быть эффективными лишь тогда, когда при их реализации используются наиболее целесообразные методы, средства и приемы воспитания. Под методом индивидуальной воспитательной работы понимается система наиболее целесообразных средств и приемов педагогического взаимодействия, направленных на формирование у подчиненного необходимых военно-профессиональных личностных свойств и качеств. Метод убеждения является основным педагогическим методом воспитания личного состава ВС РФ. Он представляет собой активное воспитательное взаимодействие с военнослужащим с целью оказания ему помощи в осмыслении предъявляемых идей и требований, а также выработки внутреннего согласия с ними. В нем выделяются две группы средств: убеждение словом и убеждение делом. В индивидуальной воспитательной работе многих младших командиров достаточно эффективен метод поощрения. Его основная суть заключается в применении системы средств и приемов морального и материального стимулирования подчиненных с целью побуждения их к повышению уровня своей военно-профессиональной деятельности, а ведущими средствами выступают: положительные оценочные суждения; поощрительные обращения к подчиненному, выделение его поступков или действий как примера для подражания; публикация заметок о военнослужащих в стенной печати; различные виды морального и материального стимулирования, предусмотренные соответствующими статьями Дисциплинарного устава ВС РФ, и др. Исключительно значимым в индивидуальной воспитательной работе выступает метод примера, который предполагает систематическое воздействие на сознание подчиненного показом положительных действий младшего командира и других военнослужащих с целью формирования желания подражать им. Этого можно достичь с помощью примеров из жизни выдающихся отечественных государственных деятелей и военачальников, подвигов национальных героев, из истории отечественных и зарубежных войн, участия соотечественников в локальных военных конфликтах и антитеррористических операциях, военно-профессиональной деятельности сослуживцев. Ну и, конечно, личного примера сержанта (старшины) и др. Формирование у подчиненного необходимых военно-профессиональных личностных свойств и качеств невозможно без их практической деятельности. Это и обусловливает широкое применение в индивидуальной воспитательной работе метода упражнения. Он представляет собой такую организацию повседневной деятельности военнослужащего, которая формирует у него привычки правильного (уставного) поведения, оптимальный алгоритм действия в конкретной военно-профессиональной ситуации. Его средствами выступают: соблюдение внутреннего порядка в подразделении, строгое выполнение распорядка дня; качественное решение учебных и служебных задач, высокая требовательность со стороны младшего командира; неукоснительное исполнение всеми командирами и подчиненными требований Устава внутренней службы, регламентирующих взаимоотношения военнослужащих, а также существующих этических норм. Достаточно эффективное воздействие на подчиненного в индивидуальной воспитательной работе сержанта (старшины) оказывает метод критики. Это объективный и целенаправленный анализ отрицательных личностных свойств и качеств военнослужащего или результатов его военно-профессиональной деятельности. Средствами реализации воспитательных возможностей метода выступают безличная и стимулирующая критика, критика-упрек, критика-сожаление, критика-опасение и др. При отсутствии воспитательного эффекта в использовании рассмотренных методов младшему командиру целесообразно прибегнуть к применению исключительного метода педагогического взаимодействия, каковым является метод принуждения. Он представляет собой систему дисциплинарно-педагогических воздействий на подчиненного с целью изменения его поведения в лучшую сторону, побуждения к добросовестному выполнению своих военно-профессиональных обязанностей. В число целесообразных средств принуждения входят: запрещение; категоричное требование (побуждение к действиям силой приказа); напоминание о служебных обязанностях; предупреждение о возможном привлечении к ответственности; осуждение на собрании подразделения; привлечение к дисциплинарной или уголовной ответственности и др. Сержантам и старшинам необходимо учитывать, что все рассмотренные методы тесно взаимосвязаны и должны применяться комплексно. К тому же опытные младшие командиры в каждом из них используют воспитательные приемы, которые также позволяют повысить эффективность индивидуального воспитательного взаимодействия. Их арсенал достаточно широк, вследствие чего будут названы лишь основные из них. Это проявление сочувствия, внимания и заботы о подчиненном; просьба; высказывание доверия; прощение и психологическая (эмоциональная) поддержка. Таким образом, систематическое и целенаправленное изучение индивидуально-психологических качеств военнослужащих является важной педагогической задачей сержантов (старшин). Ее успешное решение выступает важным условием эффективности индивидуально-воспитательной работы, проводимой в отделении, расчете, экипаже, взводе.  
  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1. Практическая работа по овладеванию методики организации и проведения социометрических исследования и анкетирований по тестам «ПРОГНОЗ-2» (нервно-психическая неустойчивость) и «АДАПТИВНОСТЬ», «Опросник агрессивности Басса – Дарки!», шкала стресса по Котеневу; 2.Просмотр и обсуждение фрагмента учебно-методического видеофильма ГУРЛС ВС РФ “Психологическая работа в ВС РФ”.  
   
   
   
       

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

1. Напомнить обучаемым тему, цели учебного занятия, отметить степень их достижения.

2. Ответить на вопросы обучаемых.

3. Провести краткий разбор учебного занятия.

4. Дать задание на самоподготовку.

 

ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ

 

1. Изучить материал данной лекции.

2. Изучить приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2005г. №79 “О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных силах Российской Федерации”.

3. Студенты должны знать основные принципы и порядок организации психологической работы с военнослужащими.

4. Резник Н.И. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации / Н.И. Резник, – М.: ГУВР ВС РФ, 2005 г.

5. Справочник офицера воспитателя.

6. Настольная книга войскового психолога, офицера по организации общественно-государственной подготовки и военно-социальной работы / Региональное общественное движение «За права военнослужащих» – М.:«За права военнослужащих», 2003 г.

7. Приложение к приказу МО РФ 1997 года - Руководство по психологической работе в ВС РФ (на мирное время).

8. Грунтовский И. Основные формы и методы индивидуально-воспитательной работы // Ориентир. - 2005. - № 5.
9. Кожевников Д. Изучение и учет индивидуально-психологических особенностей подчиненных в повседневной служебной деятельности // Ориентир. - 2005. - № 5.
10. Лямзин М. Организация воспитательной работы в части (подразделении). Формы и методы воспитательной работы с подчиненными // Ориентир. - 2002. - №1.
11. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: Учебное пособие / Под общей редакцией И.А. Алехина. - М.: ВУ. 2003.

 

СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВОЕННОЙ КАФЕДРЫ№ 2

 

подполковник А.БОЛДЫРЕВ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: