Современные технологии развития речи учащихся начальной школы, применяемые на уроках в условиях реализации ФГОС.




Современные технологии развития речи

Учащихся начальной школы

 

Необычайно точное и ёмкое определение речи, как важнейшего показателя уровня культуры человека, можно найти у Аристотеля: «Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой» или у Сократа: «Каков человек, такова и его речь». Именно речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника – средством успешного обучения в школе.

Речь - способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большей степени зависит от овладения ребёнком новых представлений и понятий; с другой - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся в школе. Однако, современные реалии таковы, что устная и письменная речь подавляющего большинства школьников часто находится на плачевно низком уровне. И это не может не вызывать тревогу. Развитие речевой деятельности ребёнка - не стихийный процесс, он требует определённого педагогического руководства. Большинство направлений работы по развитию речи можно успешно проводить на самых разных уроках и во внеурочной деятельности.

Требования к уровню развития речи учащихся, предъявляемые ФГОС

В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает развитие личности обучающегося на основе усвоения им универсальных учебных действий. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения ООП, они носят личностный, предметный и метапредметный характер, их достижение предполагает высокий уровень развития как устной, так и письменной форм речи.

Личностные результаты должны отражать формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты должны отражать овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог.

Предметные результаты должны отражать формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, способностей к творческой деятельности.

Стандартом также прописана необходимость формирования у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Овладение же УУД предполагает проведение всё той же серьёзной работы по развитию всех видов, форм и сторон речи обучающихся.

Современные технологии развития речи учащихся начальной школы, применяемые на уроках в условиях реализации ФГОС.

Язык усваивается ребёнком естественным образом в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого, конечно, недостаточно. Развитие всех видов речи должно носить системный, произвольный характер как при изучении предметных дисциплин, так и во внеурочное время.

В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению (образование “длиною в жизнь”). Ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс даёт возможность современным детям идти в ногу со временем, а также делает обучение более интересным, способствует развитию познавательной мотивации. Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных занятий. Во время таких занятий создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли "своими словами", они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

1. Как сопровождение при объяснении учителя

2. Как информационно-обучающее пособие

3. Для контроля знаний

4. Для организации проектной деятельности младших школьников.

Систематическое и целенаправленное внедрение в образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширяют словарный запас и кругозор детей, формируют навыки правильной речи.

Дидактические игры представляют собой богатый материал для развития творческой фантазии, образного мышления, смекалки, речи. Применение игровых пособий позволяет развивать орфографическую зоркость, в игровой ситуации применять ранее изученные правила, обосновывать их применение, способность связно и чётко высказываться.

Примеры дидактических игр-пособий:

  • «Расскажи мне, расскажи….» - составление описательных и сюжетных рассказов;
  • «Орфографический этюд» - безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением;
  • «Каждому слову - своё место» - словарные слова;
  • «Твёрдый знак в гостях у сказки» - разделительные «ь» и «ъ».

В игре формируется способность рассуждать, принимать точку зрения другого человека (персонажа), находить выход из проблемной ситуации. У обучающихся развивается умение выражать свои чувства, желания, мнения так, чтобы они были понятны другим.

Что касается обучения письму, здесь важно помнить, что оно не должно сводиться к усвоению ребёнком только лишь правил правописания, навыков списывания и письма под диктовку. Научив формальному запоминанию и изложению чужих мыслей, невозможно раскрыть перед учеником всю палитру коммуникативных возможностей письменной речи.

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют задание, которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. Стремлюсь учить детей серьёзному увлекательно. Тщательно отбираю занимательный текстовый материал, в том числе широко использую детские высказывания. Обращаю особое внимание на постановку вопросов и задач проблемного характера, использую игровые формы упражнений, забавные сюжеты, рисунки, с помощью которых ученики вводятся в определённую речевую ситуацию. В первом классе знакомлю учеников с понятием «текст», его признаками. Предлагаю выполнить такое задание: определите и докажите, где текст: · Москва – город старинный. В реке живёт огромный сом. А крокодилу кажется, что он один на всём белом свете. Лазурное небо сияло солнечным днём.   · Решил лентяй сходить на рыбалку, а червей копать неохота. Он прицепил к крючку табличку «червяк» и закинул в речку. Вдруг – клюёт! Вытаскивает удочку, а там табличка – «карась». После основного задания предлагаю ещё задание на закрепление пройденного: сделай звуко-буквенный анализ слова «карась»; раздели слова на слоги для переноса: лентяй, крючку. Помогают в развитии речи учащихся наблюдения, полученные детьми на прогулках, экскурсиях, в походах. Стараюсь чаще ходить с ребятами на экскурсии, в культпоходы. Считаю, что прогулки – это короткие уроки воспитания чувств. Например, в тёплый солнечный сентябрьский день идём с ребятами на берег Волги. По речке плывут жёлтые осенние листья. Дети сравнивают их с корабликами, лодочками, а листья ивы – с золотыми рыбками. Ребята с большим интересом рассматривают местность. Здесь же составляем предложения. Подбираем интересные, образные словосочетания. Например, жёлтый сарафан у берёзы, листва золотистая, красавица рябина и др. А когда возвращаемся, в классе рассматриваем картину И.Левитана «Золотая осень». Перед нами снова осень, но увиденная и изображённая художниками. Затем составляем небольшой рассказ о первоначальном периоде осени. В первом классе большинство рассказов составляем устно. Но к концу года уже пробуем писать небольшие сочинения. Конечно, они ещё не совершенны, дети испытывают трудности в подборе слов. Вначале составляем простые предложения. Например, нарисовав солнышко, составляем предложения: Светит солнышко. Светит яркое солнышко. Светит весёлое солнышко.   Возникают различные варианты предложения, выбираем лучшее. Потом рисуем или обводим по трафарету машину, ёлочку. Опять составляем предложения: Растёт ель. Растёт ёлочка. У дороги растёт ёлочка.   Потом у нас получается рассказ: Светит весёлое солнышко. По дороге мчится машина. Возле обочины растёт ёлочка. Такой рассказ можно продолжить. Эти упражнения учат соблюдать прямой порядок слов в предложении. На уроках русского языка в первом классе ученики выделяют признаки предложений, учатся находить границы предложений. Например: «Ребята расчистили каток малыши катаются парами звенят весёлые голоса». Работа с учащимися ведётся в форме беседы и выполнения заданий учителя: · Как вы считаете, сколько в этом тексте предложений? · Прочитайте первое предложение, докажите, что это предложение. · Прочитайте второе предложение и т.д. · Как надо произнести последнее предложение? Почему? · Как вы думаете, связаны эти предложения по смыслу? · О чём в них говорится? · Как бы вы озаглавили этот текст? От класса к классу работа усложняется, и уже к четвёртому классу даётся сложный текст, в котором нужно правильно расставить знаки препинания, определив границы предложений. Со второго класса начинаем писать изложения. Например, на доске записан текст: Синичка. Это было зимой. К окну дома прилетела синичка. У окна стояли дети. Они открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна. Она стала клевать крошки хлеба. Объясняю детям, что такое изложение (письменный пересказ текста). Сначала анализируем текст. Ученики отвечают на предложенные учителем вопросы: ü Почему текст назван «Синичка»? ü Кто впустил синичку в комнату? ü Как дети это сделали? ü Найдите и прочитайте соответствующие предложения. ü Почему дети так поступили? ü Отчего им было её жаль? ü Из каких предложений вы узнали, что птичка была голодна? ü Зачем синичка подлетела к окну? ü Что можно сказать о детях? ü Какими словами названа птичка в рассказе (синичка, птичка, она). Далее начинаем подготовку к записи текста по вопросам. На доске помещены вопросы, а рядом с ними записываем трудные слова. 1. Когда это было? 2. Кто прилетел к окну? 3. Кто стоял у окна? форточка 4. Что сделали дети? в комнату 5. Куда влетела синичка? голодная 6. Как вела себя голодная синичка? клевать Дети составляют на каждый вопрос ответ, а начало каждого предложения подчёркивают в вопросе. Для составления ответа на шестой вопрос надо соединить в одно два предложения. Ученики пересказывают текст по вопросам, определяем трудные слова. Записываем текст в процессе коллективной работы. Первое и второе предложение коллективно, третье – самостоятельно. Ответы на четвёртый и пятый вопросы проговариваем вместе, а записывают дети самостоятельно. Шестой вопрос читают и записывают ответ по схеме. Далее идёт самопроверка. В первом классе ведётся работа с деформированным текстом. Сначала это несложные задания, когда надо лишь правильно составить предложение. Затем предлагаются предложения, в которых детям нужно установить их порядок, чтобы получился текст. Во втором классе работа по развитию речи усложняется. Дети учатся строить связные высказывания разных типов. Преобладает в знаниях по развитию речи по прежнему устная речь: устные рассказы о событиях из жизни, о своих впечатлениях, наблюдениях. Зная уровень подготовки класса, для посильного самостоятельного чтения (особенно для детей с низкой скоростью чтения) предлагаю перечитывание понравившихся стихов и сказок. Это стимулирует у них развитие смысловой догадки, способствует чтению целыми словами, приносит радость от общения с любимой книгой. В уроки чтения включаю задания: переконструировать, переработать текст, что способствует творческой активности ученика. Например, предлагаю установить нужный порядок в стихотворении: А сегодня прямиком (3) Долго шла весна тайком (1) Шлёпает по лужам (4) От ветров и стужи (2)   Предлагаю и такое задание. Даны слова в столбиках. Читать нужно сверху вниз медленно и правильно, а снизу вверх - быстрее.   ручка указка парта учебник доска обложка альбом резинка тетрадь закладка ü Какие вещи нужно положить в портфель? ü Закройте первый столбик, вспомните слова и назовите их. ü Среди слов найдите «лишнее». ü Придумайте предложение с некоторыми словами.   На уроках чтения, окружающего мира учу детей составлению вопросов к тексту. Чаще всего этот вид работы они выполняют дома. А в классе ребята задают вопросы друг другу. Затем мы определяем, чей вопрос оказался интереснее, удачнее. Активную работу по развитию речи веду, работая по учебникам Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир». В учебнике даны небольшие сообщения о различных явлениях в природе. Предлагаю подобрать дополнительный материал по нужной теме. В работу включаются родители. Находят вместе с детьми интересные сведения, делают рисунки, аппликации, активно работают с дополнительной литературой. Тема каждого урока представляет собой вопрос, на который школьники за отведённое учебное время должны ответить. Например: Что у нас над головой? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Звери? Рыбы? Птицы? Откуда берётся шоколад и изюм? Как путешествует письмо? и др. Сколько здесь простора для мысли, рассуждений, поисков, составления рассказов. Во втором классе много внимания уделяю при сплошном пересказе характеристике героев, анализу поступков каждого персонажа, выявлению мотивов, вызвавших тот или иной поступок. Второклассники при пересказах чаще пользуются изобразительно-выразительными средствами языка. Немаловажное значение имеет и работа над хронологической последовательностью. Например, русская народная сказка «Гуси-лебеди». Даю задание: · прочитать сказку; · сказать, какое место в сказке особенно понравилось; · отметить повторяющиеся слова; · составить план сказки; · рассказать сказку близко к тексту. Как и в первом классе, ученики делают рисунки к произведениям, подбирают название, работают с карточками, где записаны предложения, которые нужно объединить в рассказ. В третьем классе немало времени уделяю подробному пересказу и работе над художественными особенностями рассказа, в частности, над описанием художественных картин. Обращаю внимание на слова, образные выражения, которыми пользовались писатели А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, С.А. Есенин и др., рисуя картины зимы, весны, лета. Перед учениками третьего класса ставлю задачу: самим составить план. Выполняют дети упражнения на выявление логических связей. Например, Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Задания такие: · Найти в тексте слова, раскрывающие чувства Серой Шейки, отношение к ней Лисы и Зайца. · Как относились к Серой Шейке Лиса и Заяц? · Пересказать четвёртую часть. В своей работе по развитию речи использую русское народное творчество, которое развивает речь учащихся. При работе над словом и предложением очень эффективна методика скороговорения. Формы работы со скороговоркой могут быть различными:
  • проговаривание скороговорок в разном темпе с разными интонациями (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, озабоченно, разочарованно…);
  • проговаривание, сопровождаемое определёнными действиями (хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями…);
  • импровизационная инсценировка скороговорок;
  • создание скороговорных приветствий;
  • письмо скороговорок по памяти.
Другим эффективным средством развития речи учащихся, а также формирования личностных качеств, привития интереса к культуре и обычаям страны считаю использование пословиц и поговорок. Скучную и малопродуктивную работу по заучиванию и объяснению смысла пословиц заменяю интересной игрой «Переведи на русский язык». Вот несколько пословиц, которые дети сумеют «перевести» на русский язык.
  • Прежде чем сказать, поверни язык семь раз. (Вьетнам.)
  • Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан.)
Примерные варианты ответов:
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • Шила в мешке не утаишь.
Интересны и другие виды заданий:
  • доскажи пословицу;
  • вместо точек вставь названия животных;
  • соотнеси пословицу и картинку;
  • составь пословицу;
  • «Кто больше?» (вспомнить пословицу на определённую тему).
Детям очень нравится разгадывать загадки. Загадка, по словам К.Д. Ушинского, “доставляет уму ребёнка полезное упражнение. Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, тренирующей умственные силы учащихся, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике”. Приёмы работы с загадками очень разнообразны:
  • звуковой анализ отгадок;
  • подбор педагогом загадок так, чтобы слова- отгадки объединяла одна орфограмма;
  • отгадывание кроссвордов из загадок;
  • сочинение загадок;
  • словарная работа (тематические загадки о временах года, животных и т.д.);
  • определение темы урока с помощью загадок.
В четвёртом классеразвитию творческого, образного мышления, умению рассуждать логически, чётко, ёмко, кратко и выразительно оформлять речевое высказывание помогают такие виды работ, как:
  • создание книжек-малышек с собственными загадками, небылицами, сказкой;
  • составление историй по картинкам;
  • придумывание рекламы к произведению;
  • придумывание монолога-оправдания какого-либо поступка от лица героя, его совершившего;
  • придумывание монолога- порицания литературного героя, совершившего отрицательный поступок;
  • сочинение писем, поздравительных открыток, записок и других небольших текстов для конкретных ситуаций общения;
  • составление кратких аннотаций на литературное произведение по заданному образцу;
  • высказывание своего отношения к герою и его поступкам;
  • составление письменного описания характеристик героя;
  • создание текстов по аналогии;
  • написание отзывов о прочитанной книге.
Всё это помогает обучающимся вырабатывать навык самостоятельного обучения: пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими словарями и справочной литературой, а также осознанно выбирать виды чтения в зависимости от поставленной цели. Было бы в корне неверным при освещении современных технологий развития речи обойти стороной работу с таким явлением народной культуры, как сказки. Именно они помогают ребёнку через речь реализовывать своё воображение, развивать фантазию, воспитывать нравственные ценности. При работе со сказкой можно использовать следующие приемы: • «Выворачивание сказки наизнанку» по технологии Джанни Родари (т.е. события в сказке излагаются в той же последовательности, но вместо персонажей этой сказки вводятся новые персонажи или другие объекты). Этот прием помогает детям отойти от стереотипов при придумывании продолжения уже знакомой сказки. (Например, придумайте сказку, в которой вместо репки вырос гигантский горох…) • Решение сказочных задач. - Что нужно сделать, чтобы Иванушка напился, но козлёночком не стал? - Что может сделать колобок, чтобы и песенка была услышана, и живым остаться? • Сказка, у которой три концовки. Прослушав начало сказки и её три концовки, ученики выбирают окончание сказки. • Сказочные истории. Ученики придумывают по воображению, заданию учителя, личным наблюдениям. • Придумывание кроссвордов к сказке; • Коллективное сочинение сказки. В обучении детей использую различные виды пересказов, составление устных портретов, нахождение ключевых слов, инсценирование, рисование кадров к мультфильмам, отгадывание кроссвордов. В третьем-четвёртом классах очень любят ребята задание под названием «Недописанное стихотворение»: - Один начинающий поэт как-то решил сочинить короткие стихотворения. Но, видимо, в этот день у поэта не было вдохновения, и он не смог закончить начатые стихи. Попробуйте завершить ту работу, с которой не справился поэт, и придумайте продолжение стихотворений… Начало стихотворений может быть таким: Снег, снег, снегопад – Карандаш есть и тетрадь, Дел немало у ребят… Начинаю рисовать…   Снег, снег, снегопад – Карандаш есть и тетрадь, Дел немало у ребят: Начинаю рисовать. Бабу снежную слепить, Нарисую всю родню - И каток водой залить, Я так сильно всех люблю! Встать на лыжи побыстрей, (Актау Зелимхан) Съехать с горки поскорей! (Скородумова Виктория)   Карандаш есть и тетрадь, Снег, снег, снегопад – Начинаю рисовать. Дел немало у ребят: Нарисую сад и дом, Порасчистить все дорожки, Где мы весело живём! Чтоб легко ходили ножки! (Давыдова Альбина) (Авдеев Егор)   После знакомства с песнями – закличками, в которых люди обращаются к лицу, предмету, явлению природы с какими – нибудь просьбами, детям предлагаю сочинить песню – закличку. Получаются вот такие песни: Солнце! Яркий лучик нам пошли скорей! Разгони все тучи, землю обогрей! Пусть снега растают и весна придёт, Птицы прилетают, всё вокруг цветёт! (Кучеренко Катя)   Землица наша матушка! Хлеб родной наш батюшка! Солнце, землю пригревай! Дождик, землю поливай! Пусть родится богатый урожай! (Малюгин Никита)   Выполнение различных видов упражнений: написание рассказов, сочинений, изложений, монологические задания: сжатые и подробные пересказы, рассказы по наблюдениям, по сериям картин, составление сказок, выполнение речевых разминок – способствует развитию речи учащихся. Здесь нужна долгая кропотливая работа учеников и учителей. Систематическая работа обязательно приведёт к успеху.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: