Системное строение общества. Социальная стратификация




Понятие система в современной науке и философии – одно из ключевых. Системность – целостность, единство. В новое время эталон целостности – научное, прежде всего теоретическое знание. Системный подход использовался в естественных науках, затем и в общественных. Общество стало рассматриваться как совокупность взаимосвязанных элементов. Совокупность индивидов можно считать обществом лишь в том случае, если между ними устанавливаются относительно устойчивые связи (не как у людей в переполненном автобусе).

Но под обществом также понимают 1) определенный этап человеческой истории, 2) людей, объединенные общими целями и интересами, 3) население страны, государства, региона 4) все человечество.)

Т.о. общественными отношениями называются отношения относительно устойчивые, во многом безличные, затрагивающие важные стороны жизни людей. Хотя общественные отношения безличные, но строятся по определенному алгоритму (например, главы семейства с остальными в традиционном обществе) и не зависят от личных качеств. Вступая в сложную и разветвленную систему общественных отношений, люди оказываются в ситуации взаимозависимостей (иначе придется самому выращивать хлеб и т.д.). Даже Робинзон использовал предметы, уже изобретенные людьми. В естественных науках объективная, устойчивая, повторяющаяся связь между событиями, явлениями или внутренними состояниями называется законом или закономерностью. Предполагалось, что выявление таких закономерностей – задача научного обществознания, поскольку это позволит прогнозировать дальнейшее развитие общества. Но это оставляло в стороне сознательно-волевую составляющую деятельности людей, которая оказывает большое влияние на ход общественного развития. В XX столетии стало формироваться представление о законах-тенденциях, отражающих некоторые объективные стороны общественной жизни, больше внимания стало уделяться специфике социальных явлений, учету роли духовных факторов (ценностных установок, интересов, настроений людей) в развитии общества). Безусловно, общество является системой (греч.- «целое», «составленный из частей», «совокупность»). Например, часы. В природе более сложные системы. Есть системы открытые, взаимодействующие с внешней средой, изменяющие под ее воздействием свойства, но сохраняющие свою целостность (океан, лес, любая экосистема). Общество также является сложной открытой системой. Природная среда – естественное условие его существования, т.к. в ходе общественного производства люди постоянно взаимодействуют с природой, используя созданные им орудия труда. Если бы такое взаимодействие прервалось, общество, не способное к производству материальных благ, прекратило бы свое существование. Общество как система включает в себя множество компонентов, которые можно классифицировать по степени общности, выполняемым функциям и другим критериям. Важнейшие элементы общества – люди и общественные отношения. Отдельные исследователи выделяют и такие компоненты, как вещи и знаки (картины, книги) – то, что является плодами духовной культуры. Читая статью, рассматривая различные знаки, мы считываем информацию, необходимую для осмысления социальной среды, правильного ориентирования в ней. Один из основных компонентов – социальный институт. Например, семья – фундаментальная потребность человека. В тоже время семья выполняет важные функции: рождение и воспитание детей, поддержание малолетних и нетрудоспособных. Каждый член семьи занимает особое положение: родители обеспечивают средства к существованию, ведут домашнее хозяйство, занимаются детьми. Дети учатся, помогают по дому. Такое поведение регулируется не только внутренними правилами, но и общественными нормами – традициями, правом, моралью. Так общественная мораль осуждает отсутствие заботы старших членов семьи о младших. Закон закрепляет ответственность и обязанности супругов по отношению друг к другу, совершеннолетних детей по отношению к престарелым родителям. Создание семьи сопровождается установившимися в обществе обрядами (обмен кольцами). Т.о. социальный институт – это исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизни людей, устойчивая совокупность людей, групп, организаций, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных норм, правил, стандартов поведения. Помимо семьи к основным институтам общества относятся государство и школа. Общественные институты существуют в политике, экономике, культуре. Они делают общество более устойчивым. Т.о. наряду с отдельными элементами в устройстве общества различают более крупные компоненты, сами имеющие сложный составной характер - сферы жизни общества. Некоторые исследователи подразделяют общество на две сферы – материальную и духовную. К первой относят экономику и производство, ко второй – науку и культуру. Наибольшее распространение получило выделение экономической, духовной, социальной и политической сфер жизни общества. Каждая из сфер охватывает определенный круг общественных отношений и социальных институтов, соответствует тем или иным функциям, которые приходится выполнять обществу. Эконмическая сфера охватывает отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ. Важнейшая функция – взаимодействие общества как системы с внешней природной средой, приспособление к ней (адаптация) и ее преобразование. Социальная сфера включает отношения между различными социальными общностями и группами. Она призвана объединять, интегрировать общество на основе соотнесения и учета интересов различных групп. Политическую сферу образуют отношения гражданского общества, политических партий и государства. Назначение сферы политики – осуществлять руководство и управление. Духовная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе создания, распространения, сохранения и освоения духовных ценностей. Через нее осуществляется поддержание определенных ценностей, норм человеческого общежития. Сферы жизни общества как части единой системы неразрывно связаны между собой, изменения в одной влекут, как правило, изменения в другой. Например, массовая культура появилась, когда в экономической сфере произошел переход к массовому производству, его стандартизации, повышение платежеспособного спроса рабочих и служащих, в дальнейшем - появление технических средств, позволяющих тиражировать произведения искусства. В социальной – стремительный рост городского населения, появление досуга у значительной части работников. В собственно культурной сфере индустриально развитые страны делают важные шаги, направленные на развитие образования, прежде всего начального. Т.о. у низших классов появляется досуг, некоторые средства сверх минимально необходимого, появляется желание отдохнуть после монотонного труда, и рынок ответил на это соответствующим предложением «типового» культурного продукта – книгами, фильмами, грампластинками. Если ли среди сфер жизни определяющая, дающая первотолчок последующим трансформациям? Вопрос дискуссионный. Маркс отдает приоритет экономике. Однако имеют место и другие факторы. В настоящее время полагают, что такую роль может играть целый ряд факторов и решающий – не всегда экономический. Экономические процессы испытывают воздействие других факторов – социальных, духовных (М.Вебер), политических. Зарождение капитализма Вебер связывал с изменением духовных ценностей людей, перешедших на позиции протестантизма (как бы «мотор» развития экономики).

Общество относят к саморазвивающимся системам. Э.Шилз определил следующие признаки общества: 1.Общество не является органической частью какой-либо крупной системы, 2.Общество пополняется за счет действий людей, являющихся членами данной общности. 3.Браки заключаются между представителями данного общества. 4,Имеет свою территорию 5.Обладает системой управления. 6.Общество сплачивает общая система правил, законов, моральных ценностей. Первоосновой общественных связей является деятельность. В процессе совместной деятельности возникает взаимодействие между его участниками. Человеческая деятельность - первооснова взаимосвязей и отношений, возникающих в обществе. Социальной общностью называется большая или малая группа людей, обладающая общими социальными признаками, занимающих одинаковое социальное положение, объединяемое совместной деятельностью (или ценностными ориентациями). Конкретный индивид может быть представителем таких больших социальных общностей как этническая, территориальная, конфессиональная, быть гражданином своей страны, являться членом сразу нескольких социальных групп – семьи, рабочей бригады, научного отдела, круга друзей. В общности объединяются люди одной профессии, национальности, социального статуса. Вся жизнь человека протекает в этих группах: семья, школьный коллектив, армия, ВУЗ, футбольная команда, круг друзей. Социальная группа – своеобразный посредник между индивидом и обществом, человек осознает свою принадлежность группе через принадлежность группе. Членство в различных группах определяет статус и авторитет человека в обществе.

Социальная стратификация. Еще Платон и Аристотель делили общество на 3 основных социальных слоя: высший, средний и низший. Впоследствии деление социальных групп и индивидов на категории получило название социально - классовой структуры. Основы современного подхода к изучению социально-классовой структуры и определению принадлежности людей к тем или иным социальным слоям (стратам) были заложены М.Вебером. Он рассматривал многоуровневую многомерную социальную структуру общества. Не отрицая значения социального фактора в жизни людей (в их социальном неравенстве), Вебер вел такие дополнительные критерии определения социальной принадлежности как социальный престиж (социальный статус) и отношение к власти (способность использовать ресурсы власти). Социальный престиж, по Веберу, может не зависеть от богатства и власти. Например, ученые, священники, общественные деятели, юристы могут иметь небольшие доходы, но при этом обладать более высоким престижем, чем богатые предприниматели или высокопоставленные чиновники. В целом страта – (от stratum - слой, пласт) - это социальный слой людей, имеющих сходные социальные показатели. Основой социальной структуры является естественное и социальное неравенство людей. Социальная стратификация – это дифференциация (расслоение) людей на социальные и классовые слои в иерархическом ранге (на высшие и низшие). Значительный вклад в развитие теории стратификации внесли П.Сорокин, Т.Парсонс, Я.Шилз. Сорокин наиболее четко обосновал критерии принадлежности людей к той или иной страте Он выделяет три основных критерия: экономический, профессиональный, политический. Теория социальной стратификации дает более реальное представление о социальной структуре современного общества, нежели марксистское учение о классах. В ее основе лежит принцип разграничения (расслоения) людей на социальные классы и слои (страты) по таким критериям, как уровень дохода, властные полномочия, престижность профессии, уровень образования и др. При этом понятие класс используется как собирательный термин, объединяющий людей с примерно одинаковыми статусами. Социально-классовую структуру современного общества принято делить на 3 основных социальных класса: высший, средний и низший. Для большей дифференциации каждый класс, в свою очередь, можно разделить на отдельные страты в зависимости от конкретных задач социального исследования. Если целью исследования является получение общего представления о социальной структуре общества, то число делений будет небольшим. Если необходимо получить более детальные сведения, то число делений можно увеличивать. Необходимо учитывать, что деление на социальные общности, как правило, не совпадает с социально-классовой дифференциацией. Квалифицированный рабочий по уровню доходов, образу жизни, способу удовлетворения потребностей может быть отнесен к среднему классу, а низшей квалификации – к низшему. Каждое общество стремится институционализировать социальное неравенство для того, чтобы никто не мог произвольно и хаотично менять структуру социальной стратификации. Для этого существуют особые механизмы (институты), защищающие и воспроизводящие социальную иерархию. (К примеру, институт собственности – разные шансы у богатого наследника и у выходца из бедной семьи - институт образования, членство в партии). В разных сферах жизнедеятельности индивид может занимать различные социальные позиции. Например, небогатый человек может иметь высокий политический статус, богатый – быть без образования. Поэтому для определения социального положения конкретного индивида или социальной группы в эмпирических исследованиях используют интегральный показатель социальной позиции (интегральный статус), который определяется по совокупности всех измерений.

Функции общества:

1. Производство жизненных благ. 2.Воспроизводсто и социализация человека. 3. Систематизация производства. 4.Передача культурных и духовных ценностей.

Типы обществ.

1. Доиндустриальный – состязание человека с природой – земледелие, скотоводство, рыболовство. Преобладает ручной труд. 2. Индустриальный - состязание человека с преобразованной природой. Характерно производство товаров массового потребления.В художественной деятельности преобладает гигантизм, централизм, единообразие в труде и в жизни. 3. Постиндустриальный – состязание между людьми. Характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники, но и совершенствование самой техники на основе развития фундаментальной науки. 4.Новые индустриальные технологии могут привести к кардинальным переменам в мире. Это ознаменует начало развития нового типа общества – информационного.

Социальный конфликт. Социальные изменения. Социальный конфликт – столкновение социальных групп, являющихся носителями противоположных социально-экономических, политических интересов, взглядов, идеологий. Конфликты могут принимать самую разную форму: от простой ссор двух людей до крупного военного столкновения, иметь политический, культурный, религиозный, этнический и другой характер. Но все конфликты обладают рядом общих характеристик. Всегда присутствуют 1) участники и субъекты конфликта, 2) причины и источники возникновения конфликта. 3) взаимодействие, направленное на разрешение конфликта, 4) последствия конфликта. Источником конфликта могут быть индивид, группа лиц, организация, которая принимает участие в конфликте в качестве «союзника» одной из сторон. Субъектом же социального конфликта является социальная группа, человек, способные создавать конфликтную ситуацию, влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами. Анализ причин социальных конфликтов позволяет следующие их типы: 1.Конфликты, причиной которых является социальное неравенство. Богатство, власть и высокие должности одних выступают резким контрастом бедности и подчиненности других. Кроме этого в обществе всегда существует дефицит жизненных благ, в результате чего становится неизбежной борьба за лучшие позиции в обществе – за собственность, авторитет, власть, против дискриминации и ущемления прав. 2.По причине различных ориентаций - различного отношения к браку, семье, манере поведения, к политическим институтам. Наиболее острые конфликты – там, где есть различие в культуре, восприятии ситуации, статусе или престиже. 3. Идеологические причины, которые заключаются в системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и на которых основывается мировоззрение у различных групп общества. Катализатором конфликтов становятся элементы веры, религиозные и социально-политические устремления. 4.По причине несовершенства человеческой психики. Чрезмерные эмоции искажают взаимоотношения, затрудняют понимание людей. Это ненависть, злость, зависть, злорадство. Обобщая названные причины, можно выделить их универсальный источникнесовместимость интересов, целей, желаний, претензий конфликтующих сторон, ибо потребности людей велики и постоянно растут, и возможности для их удовлетворения всегда ограничены. Не случайно чем беднее общество и дефицитнее жизненные блага, тем острее в нем конфликты между социальными группами. Конфликтное поведение на разных стадиях конфликта. 1 стадия - предконфликтная. Обе стороны, прежде чем решиться на открытые действия, оценивают возможности (материальные, информационные, властные и другие ресурсы). Предпринимаются усилия по консолидации сил, идет поиск сторонников, определяется стратегия действий. 2 стадия - непосредственный конфликт. Действия сторон направлены на изменение поведения противника. Они могут быть открытыми или скрытыми, физиологическими, идеологическими, психологическими и др. Это расширяет сферу конфликта. По внутреннему содержанию конфликты делят на рациональные и эмоциональные. Рациональные охватывают сферу разумного, делового сотрудничества. Участвующие, как правило, не переходят на личный уровень, не формируют в сознании образ врага. Такие конфликты не бывают затяжными, т.к. стороны стремятся к улучшению взаимоотношений. В эмоциональных конфликтах стороны действуют на основе неприязни, первоначальная причина просто забывается, неприязнь может перерасти в ненависть. Его развитие не предсказуемо, принимают неуправляемый характер. Некоторые (религиозные) могут передавать эмоциональный настрой нескольким поколениям. 3 стадия – разрешение конфликта. В социологии особое внимание уделяется выработке инструментов урегулирования конфликтов. Задача управления конфликтом состоит в том, чтобы не допустить разрастания и снизить негативные последствия. Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Это значит, то между сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Чтобы конфликт не вспыхнул вновь, необходимо устранить его причину. На этой стадии действия участников и субъектов конфликта направлен на совместный поиск путей преодоления конфликта. Основным стратегическим направлением регулирования конфликта являются переговоры, консультирование, привлечение «третьей силы», не участвующий в конфликте, но заинтересованной в его урегулировании, предупреждении. Переговоры позволяют избежать применения насилия. Во время переговоров стороны обмениваются мнениями, что позволяет принять аргументы сторон, рассмотреть альтернативные ситуации, добиться взаимопонимания, прийти к компромиссу, консенсусу, открыть путь к сотрудничеству. Стратегия консультирования практикуется в случаях, когда невозможно решить проблему без консультации с экспертами-профессионалами. Специфика этой стратегии заключается в глубоком анализе конфликтной ситуации на уровне потребностей и ценностей сторон методами социальных наук. Стратегическая цель консультирования – от изменения индивидуальных установок к улучшению взаимоотношений конфликтующих сторон и разрешению конфликта. Посредничество дает возможность неформального взаимодействия между конфликтующими сторонами при помощи авторитетных посредников. В их роли могут быть как организации, так и частные лица. В разрешении конфликтов активно участвуют дипломаты, ученые и политические лидеры. Стратегия предупреждения поучила развитие в области трудовых отношений. Препятствует возникновению конфликтов хорошо организованная деятельность. Менеджеры по урегулированию споров и конфликтов отслеживают динамику возникновения споров и конфликтов между рабочими и управляющими, стремятся предупредить эскалацию напряженности посредством выявления, предварительного обсуждения и решения возникающих проблем. Данная стратегия работает на всех социальных уровнях представляет новую управленческую культу ру, ориентированную не на подавление, а на устранение источников социального напряжения. Для ускорения разрешения конфликта специалисты-конфликтологи предлагают: 1) Во время переговоров по поводу конфликта приоритет должен отдаваться обсуждению вопросов, касающихся содержания конфликта. 2) Конфликтующие стороны должен стараться видеть интересы другой стороны как свои. 3) Чтобы переговоры были продуктивными, необходимо установить некоторые правила коммуникации, которые предполагают умение слушать и не перебивать оппонента, сдерживать с вои эмоции. 4) Участники переговоров должен гласно показательно создавать атмосферу публичного обмена мнениями. Последствия социальных конфликтов весьма противоречивы. Ученые выделяют интегративные и дезинтегративные последствия. Интегративная функция состоит в том, что они дают сигнал о неблагополучии в обществе, обнаруживают назревшие проблемы в нем, вскрывают «узкое место» и причины неудовлетворенности людей. Небольшой конфликт может предотвратить конфликт более серьезный. Разрешение маленьких частных конфликтов снимает напряженность в отношениях конфликтующих сторон, которые лучше осознают и свои, и противоположные интересы, общие проблемы и в итоге приспосабливаются друг к другу. Когда люди в ходе разрешения конфликта по-новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству, это может стимулировать позитивные социальные изменения. В результате конфликта возможно внедрение нового социального лидерства, новой политики, новых норм в разных сферах жизни. Так предотвращается возможный застой в обществе и обеспечивается социальный прогресс. Дезинтеграционная функция присуща конфликтам, принявшим затяжной характер, крупномасштабность и обладающим высокой разрушительной силой. Конфликты такого рода способны разрушать социальные общности и групповое единство, дестабилизировать отношения в социальных системах, вызывать раскол обществе и дезорганизовывать жизнь людей. Забастовки могут оставить бездеятельными тысячи людей, нанести серьезный экономический урон предприятиям. Национальные конфликты разрушают взаимосвязи между народами, усиливают ожесточение, могут привести к кровопролитию. Т. о. только продвижение конфликта к разрешению, не отрицающее его прогрессивную значимость, позволяет рассматривать социальный конфликт как движущую силу позитивных устремлений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: