Этапы работы над проектом. Типы проектов




Этапы работы над проектом

Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Типы проектов

1. Практико-ориентированный. Цель – решение практических задач, поставленных заказчиком. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т.п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства – он способен удовлетворить насущную потребность конкретного заказчика, класса, школы, группы лиц и т.д.

2. Исследовательский. Цель – доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.

3. Информационный. Цель – сбор информации о каком-либо объекте или явлении для представления ее заказчику и дальнейшего использования по его усмотрению. Проектным продуктом могут стать оформленные оговоренным с заказчиком способом статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и т.п. Результаты информационных проектов могут быть использованы в качестве дидактического материала к урокам, опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете.

4. Творческий. Цель – привлечение интереса публики к конкретной проблеме. Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, ходу работы и презентации результатов, которыми могут стать литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5. Игровой или ролевой. Цель – предоставление публике возможности участия в решении конкретной проблемы. Проектным продуктом, как правило, является мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.). При этом автор проекта выступает в какой-либо роли (организатор действия, ведущий, режиссер-постановщик, судья, литературный персонаж).

Тип проекта зависит от его цели и, в свою очередь, определяет ведущий тип деятельности, которую будет осуществлять учащийся в ходе работы. Иными словами, подбирая определенный тип проекта, учитель управляет активной деятельностью учащегося, формируя у него необходимые знания и умения.

Этапы работы над проектом

1. Проблематизация

Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. Причем не всякая проблема заставляет человека действовать. Процесс пойдет, когда исходная проблема проекта приобретет личностную окраску. На этом этапе учителю предстоит кропотливая индивидуальная работа с учеником. Материалом для обсуждения могут стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы и т.п. Из такой беседы должны появиться первые очертания будущей работы, ее неявно сформулированная цель. В самом начале работы над проектом – на этапе проблематизации желательно познакомиться с критериями оценивания проекта. Изучение критериев поможет четче понять, как сформулировать исходную проблему проекта, какой будет его цель.

Данный этап является наиболее сложным для учащихся – необходимо определить проблему проекта и, соответственно, сформулировать его тему. Трудность взаимодействия учителя и ученика на этом этапе обусловлена прежде всего тем, что в этот момент ребенок практически не мотивирован к работе. Самый неэффективный способ – прямое принуждение, оно может перечеркнуть всю предстоящую работу, обесценить ее как инструмент педагогического воздействия учителя и лишить смысла как творческую работу учащегося. Поэтому в самом начале работы над проектом необходимо проявить максимальный педагогический такт, помочь ребенку найти среди его интересов то, что могло бы воплотиться в проекте, и уж потом обдумать, как использовать этот опыт для обучения и воспитания ребенка.

Из проблемы проекта следует его тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы.

2. Целеполагание

Когда проблеме проекта удается придать личностно значимый характер, у ученика возникает первичный мотив к деятельности. На этом этапе дети высказывают большое количество идей, зачастую самых фантастических. Увлекшись темой проекта, они часто не соизмеряют свои возможности и желания. В ряде случаев ребенку полезно столкнуться с последствиями совей «гигантомании». Если учитель уверен, что ученик сможет преодолеть возникшие трудности без ущерба для работы, возможно, не стоит его одергивать. Если же такой уверенности нет, лучше уже сейчас внести ясность в цель работы. В любом случае необходимо, чтобы учащийся помнил, что достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы.

3. Планирование

У нас есть исходная проблема проекта. Надо спланировать все шаги от исходной проблемы до реализации цели проекта. Это этап планирования. Сейчас предстоит придать появившимся идеям и отдаленным целям более приземленный характер, разложив их на отдельные шаги, определив задачи и способы работы, наметив сроки и оценив имеющиеся ресурсы. Планирование представляет определенную трудность для многих учащихся – потребуется серьезная помощь учителя, важно только не начать планировать работу вместо ребенка: это может привести к тому, что у него возникнет ощущение, что ему предстоит реализация чужого плана, поэтому он не отвечает за работу. Надо лишь показать алгоритм планирования.

Задайте своему ученику следующие вопросы:

Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? – Ответ на этот вопрос поможет разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта на отдельные этапы и определить задачи.

Как ты будешь решать эти задачи? – Определение способов работы на каждом этапе.

Когда ты будешь это делать? – Определение сроков работы.

Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? – Выявление имеющихся ресурсов.

Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать? – Выявление недостающих ресурсов.

Последовательно отвечая на эти вопросы, ученик сможет разработать план своего проекта. Часто именно на этом этапе цель работы приобретает более реалистический характер, что иногда приводит к снижению мотива. В этот момент необходимо поддержать ученика, помочь ему не опустить руки.

Затем думаем, как мы будем действовать, какие способы применять для решения задач каждого этапа. Нам потребуется работа с литературой по теме проекта – мы будем собирать информацию, анализировать ее, сравнивать различные точки зрения и факты, делать выводы. Далее мы разработаем опросник для участников анкетирования, проведем опрос, подсчитаем результаты, проанализируем их и сделаем выводы. Опробовав на себе некоторые способы борьбы с бессонницей и предложив нескольким ребятам и взрослым тоже проверить их, выясним мнение участников эксперимента и на этой основе создадим конечный продукт.

Теперь необходимо продумать, в каком порядке будут выполняться все эти задачи, можно ли будет изменить ход работы, если возникнут какие-то проблемы, – например, сначала провести опрос, а потом изучать литературу и собирать информацию. Мы знаем, когда будет проходить защита проекта, – значит, нужно распланировать сроки выполнения всех этапов работы, продумать ее график.

И еще следует подумать, какие ресурсы для предстоящей работы у нас есть и что еще нам понадобится: какие у нас есть книги и другие источники информации, а какие необходимо приобрести; умеем ли мы разрабатывать опросники или этому придется научиться (где, как и когда мы это будем делать); кто будет участвовать в эксперименте (как убедить людей это сделать); как будет выглядеть проектный продукт (все ли есть для того, чтобы он получился удобным для потребителя).

4. Реализация

На следующем этапе будет проходить реализация намеченного плана - можно приступать к работе в соответствии с разработанным планом и графиком, имея в виду, что в случае необходимости придется внести некоторые изменения в первоначальный план. Здесь придется следить, чтобы ученик не потерял мотив к работе. Обязательно возникнут какие-то трудности, возможно, объективного характера, однако это не причина для простоя в работе. В этом случае придется вносить изменения в первоначальный план – это может вызвать разочарование и, как следствие, снижение интереса.

У многих подростков пока не сформировано чувство времени. Им часто кажется, что времени много, можно не торопиться и отложить работу на потом. Подумайте, стоит ли вмешиваться и подгонять – может быть, данному ученику полезно иногда попадать в цейтнот? Есть люди, которые эффективнее работают в условиях дефицита времени. Правда, это не относится, например, к тревожным личностям. В любом случае, выстраивая свое взаимодействие с учащимся, надо хорошо представлять себе его индивидуальные особенности.

5. Создание проектного продукта

Как правило, самым увлекательным во всей работе над проектом является создание проектного продукта. Здесь ребята обычно проявляют большую активность, действуют самостоятельно, творчески. Иногда процесс создания продукта затягивается из-за того, что эта работа очень увлекает автора, он постоянно что-то совершенствует, придумывает все более оригинальные решения. Необходимо лишь обращать его внимание на время, оставшееся до защиты. При создании проектного продукта необходимо внимательно изучить соответствующий критерий оценивания (см. Приложение) – это поможет понять, каким должен быть продукт.

Проектный продукт является воплощением результата работы, найденного автором способа решения исходной проблемы проекта.

По своему виду проектные продукты могут быть:

материальными – модели, макеты, поделки, иллюстрированные альбомы, плакаты, картины, скульптуры, другие творческие произведения, в том числе видеофильмы, компьютерные презентации и т.п.;

действенными – мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, викторины, соревнования, тематические вечера, литературные гостиные, концерты и т.п.);

письменными – статьи, брошюры, литературные произведения. К ним также можно отнести созданные в ходе проекта и размещенные в Интернете сайты и т.п.

Тип проекта во многом определяет, каким станет проектный продукт по своему жанру.

Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведений искусства различных видов.

Практико-ориентированные проекты, как правило, воплощаются в материальных проектных продуктах, иногда – в мероприятиях или письменных инструкциях, рекомендациях и т.п.

В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже – мероприятия (например, проведение урока, игры или организация турнира).

Продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы.

6. Презентация проектного продукта

Игровые и ролевые проекты почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как публика привлекается к решению проблемы проекта (например, игра-дебаты «Олимпийские игры в Сочи: за и против»).

Каким бы ни был проектный продукт по своему виду и жанру, он должен «полностью соответствовать требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)» – так сформулировано требование к проектному продукту, который может претендовать на высший балл по критерию «Качество проектного продукта» (см. Приложение).

При работе над проектным продуктом автор должен все время помнить, что он создает продукт не только для себя, но и для любого другого человека, если тому придется столкнуться с проблемой, решению которой посвящен данный проект.

7. Отчет о проделанной работе

После того как выполнены все запланированные шаги и создан проектный продукт, необходимо написать отчет о работе над проектом, его письменную часть. Отчет о ходе работы – очень важная часть проекта. Написание отчета представляет значительные трудности, особенно для тех, кто не имеет опыта работы над проектом. Часто даже те ребята, которые хорошо владеют устной речью, с трудом излагают свои мысли на бумаге. Подробно обсудите каждую часть отчета и предложите своему ученику работать над письменной частью в соответствии с критерием оценивания и требованиями к письменной части проекта.

Умение точно выполнять инструкции – важнейший навык, который будет многократно востребован в дальнейшем. В целом на написание отчета желательно оставить примерно треть всего времени работы над проектом. Задача учителя – помочь подростку корректно и лаконично описать весь ход работы.

Без письменной части проект во многом теряет смысл, так как именно здесь учащийся осуществляет рефлексивную оценку всей своей работы. Оглядываясь назад, он анализирует, что удалось и что не удалось; почему не получилось то, что было задумано; все ли усилия были приложены, чтобы преодолеть возникшие трудности; насколько были обоснованы изменения, внесенные в первоначальный план. Здесь же автор проекта дает оценку собственным действиям, оценивает приобретенный опыт.

Письменная часть проекта связана с самооценкой, поэтому она может представлять некоторые трудности для подростка, у которого еще не сформировано адекватное представление о себе. Часто подростки смотрят на себя глазами окружающих, опираются на те оценки, которые дают им, прежде всего, сверстники, а также учителя и родители. Их самооценка находится в стадии формирования, и тем важнее побуждать их самостоятельно анализировать свою работу, сравнивать ее с эталоном (который в данном случае представлен критериями оценивания) и на этой основе оценивать эффективность собственных действий. Это в значительно степени способствует формированию адекватной самооценки у подростков. В этом еще один воспитательный потенциал работы над проектом.

Оценивание проекта во многом опирается на письменную часть – достаточно посмотреть, сколько критериев оценивания касается именно этой его части (см. Приложение).

Можно порекомендовать сделать портфолио проекта, в котором, кроме собственно письменной части, отчета о работе, будут помещены рабочие материалы, черновики, дневник работы над проектом и т.п. Это может потребоваться членам приемной комиссии при оценивании, если какие-то аспекты работы будут недостаточно освещены в ее письменной части.

8. Презентация проекта

Презентация – это витрина проекта. Все должно быть подчинено одной цели – наилучшим образом показать результат работы и компетентность ее автора, которую он приобрел в процессе этой работы. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры, – важнейший социальный навык.

Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7–10 мин. на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая осуществлялась на протяжении нескольких месяцев, была связана с обработкой большого массива информации, общением с различными людьми, сделанными автором открытиями, – обо всем хочется рассказать. По этой причине презентационные выступления часто не укладываются в регламент.

Итак, две основные проблемы презентации – это речь и регламент. Очень важно научить детей выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше, если текст будет написан в виде тезисов. Это позволит не читать все подряд с листа, а лишь сверяться с основными мыслями и ничего не упустить. Во время выступления необходимо следить за временем и за реакцией аудитории.

В ходе презентации автору проекта, может быть, придется отвечать на вопросы публики. К этому надо быть готовым. Ответ на любой вопрос лучше начинать с благодарности тому, кто его задает (любой вопрос по теме проекта свидетельствует об интересе публики к выступлению и дает автору еще один шанс показать свою компетентность).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: