Проектная деятельность младших школьников по изучению симметрии




Проектная деятельность младших школьников по изучению симметрии

МАОУ «СОШ №29» ЭМР

Саратовской области

Вигор Алевтина Анатольевна,

Левыкина Александра Владимировна,

Осьминина Елена Николаевна,

Свистунова Ольга Андреевна,

Учителя начальных классов

oen1971@mail.ru

Проектная деятельность младших школьников по изучению симметрии

Аннотация: Доклад посвящен актуальной проблеме формирования представлений о значимости симметрии в природе, в животном мире, в архитектуре, литературе у детей младшего школьного возраста. Актуализирована значимость проектной деятельности в образовательном процессе. В статье представлен опыт включения младших школьников в проектную деятельность.

Ключевые слова: начальная школа, геометрические представления, симметрия, проектная деятельность, проектная задача.

 

 

Математика является одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса и занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависит от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов.

В докладе представлен опыт реализации проектной задачи по математике «В царстве симметрии» (Федорова 2017) на базе МАОУ «СОШ № 29» в 4 классах. Необходимо отметить, что образовательная деятельность по математике осуществляется по программе В.Н. Рудницкой (УМК «Начальная школа XXI века»). Важнейшими целями обучения на этом этапе является создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, и обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения.

В программе четко просматривается линия развития геометрических представлений у обучающихся. Немалую роль в развитии пространственных представлений играет включение в программу информации о симметрии.

«Симметрия в широком или узком смысле в зависимости от того, как вы определите значение этого понятия, является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство» (Генрих Вейль).

В процессе реализации проектной задачи «В царстве симметрии» было использовано одноименное пособие, в котором представлены материалы для организации внеурочной деятельности младших школьников естественно-математического содержания, обеспечивающие формирование представлений у учащихся о симметрии. В пособии содержится 23 различных заданий, оформленных в обозначенный проект. Все задания имеют разный уровень сложности и учитывают возрастные возможности и потребности обучающихся начальной школы.

В ходе реализации проекта дети устанавливали фактические межпредметные связи в процессе ознакомления с многочисленными фактами симметрии в строении окружающих их объектов на основе наблюдений, опытов и в процессе игр. Узнали о различных видах симметрии, о симметричных предметах, которые нас окружают; о роли симметрии в природе и жизни человека.

Приведем примеры выполнения детьми лишь некоторых заданий.

Детей заинтересовала тема исследования, которая зашифрована в ребусе.

Последующая работа с данным пособием позволила детям найти свой аспект в изучаемой теме. Многих детей заинтересовал опыт с перегибанием листа и каплей гуаши, когда получаются симметричные отпечатки относительно сгиба. Некоторые дорисовывали симметрично части отпечатка до рисунка. В процессе работы обучающиеся учились находить оси симметрии. Особый интерес вызвало задание 4, где предлагалось определить оси в сложном изображении,

а также найти оси в природных объектах.

На практике обучающиеся выявляли симметричные части на осенних листьях разных пород деревьев, дорисовывали недостающие симметричные части на рисунках или симметрично раскрашивали природные объекты.

Всех развеселило стихотворение о симметрии человека. При этом дети с интересом рассматривали предложенный в пособии рисунок и получили первичные знания о симметрии человеческого тела.

При изучении букв и слов дети исследовали их графическое изображение, анализировали, сравнивали, в том числе и с точки зрения симметрии.

В результате учащиеся сделали выводы, о том что:

· Буквы А, М, Т, Ш, П имеют вертикальную ось симметрии

· В, З, К, С, Э, В, Е – горизонтальную.

· А буквы Ж, Н, О, Ф, Х имеют по две оси симметрии.

· Существуют также симметричные слова – палиндромы, которые читаются одинаково в двух направлениях (шалаш, казак, топот).

· И симметричные предложения, которые тоже читаются одинаково в разных направлениях. Например: «Мальвина диктовала своему ученику Буратино: «А роза упала на лапу Азора». Младшие школьники заинтересовались палиндромами и подготовили и защитили проект «Симметрия на уроках русского языка».

Младшие школьники искали симметрию в окружающем мире и делали зарисовки симметричных элементов, экспериментально находили симметрию объектов и предметов с помощью зеркала.

Работа по проекту всех заинтересовала и класс с легкостью разделился на группы: эксперты, литераторы, экспериментаторы, художники и исследователи. Каждая группа выбрала себе название и получила технологическую карту с инструкциями и заданиями, связанными с выбранной темой.

Необходимо отметить, что мы раздвинули рамки проекта «В царстве симметрии». Мы заметили, что в литературных произведениях существует симметрия образов, положений, мышления. Литературная симметрия – восприятие внутреннего содержания произведения, это взаимосвязанные внешние различия и внутренние противоречия характеров, образов. Противопоставление персонажей произведения (плохой – хороший), части одного общего (правое и левое) также относится к симметрии в литературе.

В сказке «Морозко», например, появляются персонажи, противопоставления ленивой и трудолюбивой девочек.

Часто пару противоположностей составляют родной отец и мачеха «Золушка». В «Сказке о царе Салтане» присутствует противопоставление красивой царевны-Лебедь ткачихе и поварихе. Зеркальную симметрию можно увидеть в сказке Ершова «Конек-горбунок», в которой главным персонажем является Иван-дурак, несмышленый, глупый и неудачливый чудак, каким он показан в начале сказки. Но в конце - раскрывается его истинный характер. Он становится выше своих братьев, получив богатство, хорошее положение и жену. В «Сказке о царе Салтане» присутствует противопоставление красивой царевны-Лебедь ткачихе и поварихе. В любой сказке добро торжествует над злом. На уроке литературы мы рассмотрели увлекательную и поучительную сказку В. Губарева «Королевство кривых зеркал». В данном случае нас интересует оригинальный прием образования имен собственных, использованный автором. Девочка Оля, попадая в «зазеркалье» сталкивается со своим «зеркальным» двойником - девочкой Яло. Имена всех жителей сказочного королевства - это слова, прочитанные справа налево: Гурд, Аксал, Анидаг, Нушрок, Абаж, Бар, Йагупоп.

Симметрию мы «искали» и на уроках изобразительного искусства. Дети знакомились с орнаментом - ритмично повторяющимся рисунком, основанным на симметричной композиции его элементов и выражаемый линией, цветом или рельефом. Исторически сложилось несколько типов орнаментов на основе двух источников - природных форм и геометрических фигур. На основе этих знаний мы украсили свой кабинет к Новому году.

А на уроках окружающего мира дети продемонстрировали фотографии, гербарии и обсудили вопросы: В чем красота листьев? Что симметрично? Как используется симметрия природы в архитектуре?

Умение переносить знания из одного предмета в другой является показателем умственного развития ученика. Перенос заключается в межпредметном обобщении известного и синтезированием нового обобщённого знания. Межпредметные связи в обучении вносят элементы творчества в мыслительную деятельность ученика.

Вдохновленные новыми знаниями, ученики нашли осевую симметрию и в буквах английского языка А, Н, I, М, О, Т, U, V, W, X, Y. Встречаются буквы, которые имеют зеркальную ось симметрии.

На занятиях мы познакомились с детьми с различными видами симметрии: осевая симметрия, центральная симметрия, зеркальная симметрия, лучевая симметрия.

Все занятия проходили с использованием активных методов обучения и с применением диагностики настроения в начале и конце занятия.

В результате проделанной работы учащиеся узнали, что такое симметрия. В своих исследовательских работах они показали полученные знания. На следующих занятиях ребята решили поискать симметрию в известных архитектурных сооружениях города Энгельса и в своей родной школе, а также продолжать изучать виды симметрии.

Библиографический список

Федорова О.А. Развитие представлений о симметрии у детей дошкольного и младшего школьного возраста / О.А. Федорова // Актуальные вопросы начального естественно-математического образования. Выпуск 9: Сб. науч. тр. Саратов: Издательский центр «Наука», 2016. С. 33-37.

Федорова О.А. В царстве симметрии»: Учебное пособие для детей младшего школьного возраста. Саратов: Наука», 2017. 40 с.

Федорова О.А., Коновалова Н.В. Развитие представлений о симметрии у детей младшего школьного возраста: из опыта работы / О.А. Федорова, Н.В. Коновалова // Совершенствование экологообразовательной деятельности в Саратовской области: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: ИЦ «Наука». 2018. Выпуск 16. С. 96-102.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: